Притча к пятой заповеди. Грустный повод.
«Шел по селу старый монах. Увидел он, как ругается сын с отцом, как обзывает его всячески, а
под конец еще и замахнулся на него, и только горько вздохнул.
Прошел дальше – а там дочь с матерью не ладят. Тоже ругаются. Мать на дочь, а та – на нее.
Еще горше вздохнул монах. А когда на кладбище за селом зашел – покойников помянуть – и вовсе
прослезился. Что ни могилка – то парень или девушка под крестом...
Но неудивительно было это монаху. Он
ведь знал, что пятая заповедь гласит: «Чти
отца твоего и матерь твою, да благо ти будет
и да долголетен будеши на земли». И если
внимательно прочитать ее, то ясно увидишь,
что тот, кто не чтит отца и матерь, не говоря
уж о том, что не слушает или злословит их,
тот обрекает себя на всякие беды, болезни,
а то и раннюю смерть. Ведь у Бога неложно
каждое слово!
Кто-кто, а старый монах хорошо знал это.
И только имел сейчас лишний грустный повод
убедиться в этом...» (монах Варнава (Санин)).
Итак: пятая заповедь.
Почитай отца твоего и матерь твою,
чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго
жил на земле (Исх. 20, 12)
Пятой заповедью Господь Бог повелевает
нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.
Почитать родителей значит:
Любить их, быть почтительными к ним,
не оскорблять их ни словами, ни поступками,
повиноваться им, помогать им в повседневных трудах, заботиться о них, когда они
находятся в нужде, а особенно во время их
болезни и старости, также молиться за них
Богу как при их жизни, так и после смерти.
Грешат против этой заповеди те, кто не
уважает старших, в особенности стариков,
кто с недоверием относится к их замечаниям
и наставлениям, считая их людьми «отсталыми», а их понятия «отжившими».
Бог сказал: «Перед лицем седого вставай
и почитай лицо старца» (Лев. 19, 32).
Только в том случае, когда требуют от
нас исполнить что-либо против нашей веры и
закона, мы не должны повиноваться. Закон
Божий и послушание Богу являются высшим
законом для всех людей.
Определение грехов по пятой заповеди:
Любишь ли, почитаешь ли, слушаешь ли
своих родителей? Не обходился ли с ними
грубо, непочтительно, не обманывал ли их?
Не бранил ли за глаза, не осуждал ли их и
вообще не обижал ли их чем-либо?
Ежедневно ли утром и вечером молишься
за родителей Богу, заботишься ли об их покое и
доставлении им необходимых средств к жизни?
Почитаешь ли должным образом духовные и гражданские власти? Не порицаешь ли
вышестоящих? Не согрешил ли ты ропотом,
порицанием, пересуждением их действий?
Не позволял ли себе небрежности при
исполнении своих обязанностей?
Любишь ли ты свое Отечество?
Не согрешил ли непочтительностью к
архиереям, священникам и другому церковному клиру?
Не проявлял ли неблагодарность к своим учителям, воспитателям, благодетелям?
Имеешь ли должную любовь к своим родственникам?
Не допустил ли ты когда-либо неуважительных слов или действий по отношению к
пожилым людям?
Не раздражаешься ли, не гневаешься ли
на детей своих и не отдаешь ли одному из
них предпочтения?
Молишься ли за них Богу? Просишь ли у
Господа благодатной помощи тебе воспитать
их в благочестии, страхе Божием, смирении?
Воспитываешь ли своих детей в христианском духе: внушаешь ли им любовь к Богу,
Православной Церкви с ее установлениями и
обрядами, а также любовь к ближним и ко
всему доброму? Приучаешь ли их послушанию, любви к правде, молитве, трудолюбию?
Не относишься ли вообще беспечно к
их обучению и воспитанию? Не поступаешь
ли с ними жестоко, не бранишь ли их неприличными словами и не призываешь ли
на них наказания Божия? Не потакаешь ли
их шалостям и недостаткам и не подаешь
ли им повода к худому или соблазна своим
поведением и разговорами?
Очень часто главными разрушителями
пятой заповеди становятся не строптивые
дети, а любящие родители. Они развращают
детей, избавляя их от домашнего труда, сочиняя для них «великое» будущее, лишая их
счастья воспитываться в коллективе многих
братьев и сестер. Они думают, что уменьшение количества детей улучшит качество
воспитания. Они превращают детей в «домашние божества», и сами превращаются в
идолопоклонников. Весь жар нерастраченной
гордости и нереализованных мечтаний такие
отцы и матери вкладывают в «воспитание»,
которое лучше бы назвать погублением.
Мы видим себя в европейском доме.
Но этот дом – дом престарелых. Во-первых,
потому, что Европа уже не живет, а почивает на «заслуженном» отдыхе. Во-вторых,
культура Европы – это культура распавшихся
семей. Это – культура узаконенного разврата, где плохо не столько то, что разврат
есть, сколько то, что развратничают, не
краснея. Это культура, где юноши не имеют
авторитетов, а старики – иных целей, кроме
путешествий в теплые края.
Европейцы умудрились нарушить все
заповеди, не нарушая при этом приличий.
Этим-то они и привлекательны миру.
Называя аборт прерыванием беременности, воровство – восстановлением справедливости, а разврат – уступкой требованиям
организма, они стали центром притяжения
для всех, кто ненавидит Бога, но любит
личину приличия.
Конечно, заповедь о почтении к родителям не осталась нетронутой. То, что должны
выполнять по отношению к постаревшим
родителям взрослые дети, выполняют теперь
пенсионный фонд и социальные службы.
Молодая Европа «умыла руки» – пятой заповеди там больше нет.
Не повторить бы нам этой ошибки, воспитывая «маленькие индивидуальности» по
европейскому образцу!
Высшие достижения Запада – это философия, наука и технологии. Высшие проявления Востока – это ценности не спеша
живущего человека. Это ценности, связанные
с семьей: уважение к старшим, трудолюбие,
взаимопомощь, послушание и многое другое.
Технологии, оторванные от морали,
поставили мир на грань выживания. Если
миру суждено еще пожить, то это зависит
от лучших ценностей Востока. «Чти отца и
мать» – одна из них, и не у Запада учиться
ее реализации.
Как известно, все мы родом из детства.
Значит, в наших силах уже в детстве ребенка
заложить правильное восприятие уважения
и послушания по отношению к своим родителям. На самом деле, стремление помочь,
услужить – очень хорошее качество. Оно
заложено в каждом ребенке.
Присмотритесь к детям. Поначалу маленький человек буквально рвется помочь,
услужить взрослым. Хочет помочь матери
накрыть на стол, вынести мусор вместе с
отцом. Но он еще слаб, неловок, многое
не умеет. Часто его инициатива вызывает
нетерпение и раздражение у старших, которым вечно некогда. «Не лезь, не мешай».
Постепенно ребенок смиряется и сам подавляет свою инициативу, чтобы лишний раз
не нарваться на выговор.
Все мы любим своих детей и хотим,
чтобы они жили долго и счастливо. Так
давайте добиваться от них уважения к нам,
их родителям. Ради их же блага. Ради них
самих же.
Подготовила Елена ЗАРОВА,
г. Тобольск
|