ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№4 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Великий Пяток. Воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Великая Пятница – шестой день Великой недели Страстей Господних – посвящена воспоминанию Святых и Спасительных Страстей Господних, начинающихся в Сионской горнице и оканчивающихся смертью Христовой на Кресте и Его погребением.

Совершая в Великий Пяток «последование Страстей», Церковь все моменты священных событий спасения мира ознаменовала Богослужением. По Церковному Уставу последование должно начинаться в четверг в 8 часов вечера. По своей литургической форме это есть утреня Великой Пятницы с двенадцатью Евангельскими чтениями, между которыми поются антифоны. Содержание Евангелий и последования посвящено прощальной беседе Иисуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у первосвященников и Пилата, Его распятию и погребению. По времени эти события относятся к ночи четверга на пятницу и ко дню Великой Пятницы до ее вечера.

Богослужение Великой Пятницы состоит из полунощницы, двупсалмия, утрени, Царских часов, изобразительных, вечерни и повечерия. Если утреня с чтением 12 Страстных Евангелий и пением 15 антифонов Страстей Христовых и «Блаженн» с тропарями Святым Страстям охватывает воспоминание всех Страстей и Погребения Господних, то следующие за ней Царские часы воспроизводят эти же события соответственно их историческому времени: время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со Креста – вечерней.

В Великий Пяток Литургии не бывает, – потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, – а совершаются Царские часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа, в воспоминание снятия с Креста Тела Христова и Его погребения. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Молящиеся поклоняются перед Плащаницей. Плащаница находится тут в продолжении трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

На утреннем Богослужении Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 Евангельских чтений, называемых Страстными Евангелиями. Чтение этих Евангелий в Великий Пяток взяло начало от апостольского предания. О чтение Страстных Евангелий упоминает и свт. Иоанн Златоуст. Чтение Евангелий предваряется и сопровождается пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно высоким, а страдание – страшным.

По словам свт. Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава – от тернового венца и трости; лицо – от ударов и заплеваний; ланиты – от заушений; уста – от поднесения уксуса, смешанного с желчию; уши – от хулений злочестивых; плечи – от биения; десница – от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги – от гвоздей; ребра – от копия; все тело – от обнажения, бичевания, одевания хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

Каждое Евангельское чтение возвещают колокольным звоном, и при каждом чтении предстоящие зажигают свечи: это знаменательно указывает на торжество и славу Сына Божия во время Его крайнего уничижения.

Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13, 31). Страдания Господа за наши грехи были сколько тяжки, столько же и славны. Враги идут взять Его на страдания и смерть – и падают пред Его Божественным всемогуществом, и исцеляются от ран. Они злобствуют, но невинность Спасителя и высочайшая святость торжествуют. Апостол Петр свое отречение от Христа омывает слезами чистосердечного раскаяния. Иуда – предатель, видя, что Господь осужден, предается отчаянию и возвращает 30 сребренников первосвященникам, говоря: «Согрешил, предав кровь неповинную» (Мф. 27, 4). Первосвященники, вместо утешения человеку, послужившему им, только увеличивают его отчаяние: «Что нам до того? смотри сам».

Предатель поверг сребренники в церкви и удавился. А сребренники, по совету первосвященников, не положили в церковную казну. «Сами видят, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – как они осуждаются своей совестью. Сами видят, что купили убийство, и поэтому не положили в корван».

Сын Божий, добровольно принося Себя в жертву за грехи всех людей, был распят точно так же, как распинали самых великих злодеев. Во время казни, в тот самый ужасный момент, когда тяжелый молот вгонял гвоздь в Его руку, не вопль страданий и жалобы на людскую злобу, а кроткая мольба к милосердию Отца Своего за этих самых распинателей слышна из уст Господа: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

Страдания на Кресте были действительно ужасны. Неестественное, насильственное положение тела с постоянно протянутыми руками в продолжении долгого времени было такой пыткой, которую не описать словами. Нельзя сделать малейшего движения без того, чтобы не причинить всему истерзанному телу невыносимой боли. Гвозди вбиваются в такие места, где соединяются очень чувствительные нервы и сухожилия. С каждым мгновением увеличиваются мучения от воспаления ран. Кровь, приливая к голове, неестественно напрягает пульс и постоянно усиливает головную боль. Истечение крови через открытые раны могло бы сократить мучения, но, вследствие сгущения, истечение прекращается. Смерть приближается медленно, путем постепенного оцепенения нервов, жил, мускулов.

Тело Спасителя на Голгофе выставлено на поругание всему многолюдному Иерусалиму. Большая разнообразная толпа, проходившая мимо в город и из города, «блюстители правосудия» – члены синедриона, грубые римские солдаты, наконец, даже казненный разбойник – все эти люди позволяют себе жестоко издеваться над распятым Божественным Страдальцем. Правда, в этой же толпе у Креста есть несколько сердец, горящих пламенной любовью к Господу. Тут стоят Его Матерь, любимый ученик и несколько женщин из Галилеи. Но они еще боятся подойти ко Кресту, их уста робко безмолвствуют. Таким образом, ни одного звука сострадания и утешения не слышит Господь в эти страшные минуты.

Но уже немного осталось горьких капель в глубокой чаше страданий, для которых Он был послан на землю Своим Отцом. После раскаяния благочестивого разбойника, которое, быть может, было первым утешением для Божественного Страдальца, глубокий мрак сгустился над Голгофой. Толпа у Креста поредела. Пользуясь этим, к Спасителю приблизились люди, любившие Его. Здесь имела место глубоко трогательная сцена заботы умирающего Сына о Своей любимой Матери. «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 26-27). В момент непереносимого страдания на Кресте Господь усыновляет Своего ученика Своей Матери. Это еще и некий символический акт, ибо в лице ученика вся Церковь усыновляется Божией Матери.

Около 9-го часа мучения Господа достигают своей высшей степени. «Боже мой, Боже мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46) – вырывается из Его груди. Потом, когда мучительнейшее из страданий на Кресте, ни с чем несравнимое томление страшной жажды овладевает всем Его существом, уста произносят единственное слово, вызванное физическими страданиями. «Жажду!» (Ин. 19, 28) – шепчет Умирающий. Отведав кислого напитка с губки, Христос возопил: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46), – а затем земная жизнь Сына Божия окончилась, оставив в наследие всему миру последнее глубоко знаменательное «Совершилось!» (Ин. 19, 30).

Христос добровольно сошел в бездну человеческого страдания, достигнув самого дна. Крест – орудие мучительной и позорной казни – с момента распятия Спасителя стал символом великой жертвы Господа нашего Иисуса Христа за весь человеческий род. «Слава долготерпению Твоему, Господи».

Литература:

1. Маккавейский Н. Археология истории страданий Господа Иисуса Христа. – Киев: «Пролог», 2003. – 376 с.

2. Дементьев Д. Чтение на каждый день Великого Поста. Издание Сретенского монастыря. М., 2006. – 445 с.

3. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Слово пастыря. – 3-е изд. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. – 424 с.

4. Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005. – 550с.

Иерей Владимир Язов,
настоятель храма Святой Троицы,
с. Нижняя Тавда

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.