Церковь придает большое значение посту. С ним непременно связана
внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые отцы. Пост прививает
нам воздержание, обуздывает наши плотские устремления и способствует
духовному росту.
В отказе от употребления скоромной
пищи состоит буква поста, но дух его – в
ином. Святитель Иоанн Златоуст пишет:
«Что за польза, когда мы воздерживаемся
от птиц и рыб, а братьев своих угрызаем и
снедаем?.. Ты скажи: я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил
ее, имел привычку смеяться и оставил эту
дурную привычку».
Истинный пост есть послушание Богу,
то есть соблюдение заповедей Божиих, испытание нашей верности. Когда Адам и Ева
подвергли сомнению слова Господа и вкусили
плод запретного древа, то были изгнаны из
рая. Точно так же по 69-му правилу Святых Апостолов отлучаются от церковного
общения те, кто не доверяет церковным
установлениям и самовольно нарушает посты. Стыдно. Если мы уж самого простого
не можем потерпеть, что уж там о вере в
Бога говорить.
Не устраивает нас и постовой режим
брачных отношений. Свт. Иоанн Златоуст
говорит, что брак дан человеку «для погашения естественного пламени», но большинство
супружеских пар более пекутся сегодня о
разжигании чувственного пламени. Даже недолгое воздержание кажется современным
супругам невыносимым.
А ведь если не научимся с помощью
поста воздержанию, сможем ли устоять
требованиям распущенной плоти в болезни,
в период беременности, в период месячной
нечистоты, в период длительных командировок…? Нежелание себя ограничивать хотя бы
в пост приводит к излишествам, охлаждению,
прелюбодеянию, разводу.
Мы хотим совершать добрые поступки,
а плоть желает иного: потакать своим греховным привычкам. Апостол учит нас: «Дела
плоти известны; они суть: прелюбодеяние,
блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть,
гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и
тому подобное; предваряю вас, как и прежде
предварял, что поступающие так Царствия
Божия не наследуют» (Гал. 5, 19-21). И поэтому, чтобы ослабить неблагодатную власть
плоти, мы с помощью поста ограничиваем
ее требования, смиряем ее. «Приимите пост,
больные, – это матерь здоровья», – говорит
свт. Василий Великий.
В жизни святого праведного Иоанна
Кронштадтского был такой случай. Когда он
заболел, то врачи принялись его убеждать
отказаться от поста и есть мясное. Больной
не соглашался, но чтобы не расстраивать заботящихся о нем людей, предложил написать
письмо матери и спросить ее благословения.
Доктора написали старушке, что если ее сын
не станет есть мясную пищу, то непременно
умрет. Мать ответила: «Лучше умереть, чем
нарушить пост». В скорости отец Иоанн выздоровел.
Но у нас все наоборот: «не пощусь по
состоянию здоровья». Мы домогаемся для
себя если и не полной отмены поста, то хотя
бы его послабления. И стыдно, и смешно
иногда бывает выслушивать «доводы» нарушающих пост.
«Без молока мне нельзя: гипертония».
Молоко, несомненно, хороший продукт питания, но оно не является незаменимым для
человека, вышедшего из младенческого возраста. Некоторые ученые вообще ставят под
сомнение полезность молока для взрослых.
«Я на тяжелой работе и поста держать
не могу». Диетологи убеждают нас, что
овсянка, перловка, рис и горох по калорийности превосходит говядину. Растительное
масло вместе с крупой, картофелем вполне
достаточны для людей, занятых на самых
тяжелых работах.
«Я живу с молодыми. Они постов не
признают. Ради мира в семье – не пощусь».
Спрашивается: почему мне непременно нужно
подстраиваться под неверующих? Почему,
наоборот, не являть им верность Богу? Помню, в нашей семье, в 60-70 гг. XX в. строго
постилась лишь моя бабушка Евгения Евлампиевна. Она мирно сидела в уголке и, молясь,
скоблила ложечкой яблоко, никого при этом
не смущая. Такой она мне и запомнилась:
образец верности Церкви Христовой.
Пожилые, больные люди, дети, беременные женщины могут быть освобождены
от чрезмерной строгости поста. Однако о
степени послабления следует посоветоваться
со священником. Если человеку противопоказан пост, то он не должен наносить вред
своему здоровью, а употреблять ту пищу,
которая ему необходима, по благословению
духовного отца. Свт. Василий Великий писал
по этому поводу: «Мы научены уничтожать
страсти, а не тело».
Прежде беременные женщины постились
так же, как и остальные члены семьи. Если
бы пост негативно отражался на потомстве,
то такая практика бы не прижилась. Никакой народ не узаконит традицию, ведущую
к вырождению. Период плодоношения часто
сопровождается токсикозом, ощущаемым
как недомогание, тошнота, потеря аппетита.
Само естество предлагает женщине пост, да
еще обычно в самый ответственный период беременности – в первые три месяца,
когда в будущем человеке закладываются
все органы. Увеличившаяся нагрузка на
почки также «требует» растительной диеты.
Мясо и вовсе не полезно, т.к. способствует
излишнему мышечному напряжению и дает
много токсинов. Так что пост беременным
скорее полезен. Опыт православных мам,
выносивших и родивших крепких здоровых
детишек, не нарушая Устава, служит лучшим
доказательством безопасности поста. Но
если женщина духовно и телесно слаба, то…
По вере вашей, да будет вам!
Больной человек должен с чувством покаяния относиться к нарушению Великого
поста. И на исповеди нужно говорить: «К
сожалению, в силу своей болезни я не мог
поститься…».
Как поститься детям? Так же, как и
взрослым: если постится семья, значит, постятся все. Никто ни для кого отдельно не
готовит. С одной стороны, учащимся можно
благословить послабление, например, на
рыбу, а с другой стороны, необходимо помнить: сытое брюхо к учению глухо. После
воздержания в пище разум становится более
восприимчивым к логическим и рациональным приемам в процессе познания.
Воздержание должно иметь высшие цели,
поэтому оно и поддерживается молитвой.
Они словно связаны друг с другом – молитва
и пост. Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены семьи расположены к духовной жизни, именно постом
случаются ссоры и недовольства. К примеру,
в одной семье жена достаточно церковный
человек, детей старается воспитать в вере.
А муж хоть и верующий, но малоцерковный.
Правда, домашним своим не препятствует
соблюдать Устав. Однако во время поста
муж раздражается. И понятно, жена с детишками пост сочетает с молитвой, покаянием,
частым посещением храма, укрепляет себя
Причастием Святых Христовых Таин, а муж
постится «заодно». Конечно, ему и трудно,
и скучно, и срывается иногда.
Пустословие, болтовня, светская литература, пресса, телевизионные передачи,
конечно же, неуместны в пост. Стоит хоть
на время оторваться от средств массовой
информации. То полезное, что они могут
нам дать, сегодня очень сильно отравлено
вредным. Часто именно ТВ незаметно «подпитывает» наши страсти. Ненадолго нам
надлежит стать аскетами. Аскетизм означает
– упражнение, тренировка. Мы, к сожалению,
пост воспринимаем часто практически: что
можно кушать, что нельзя. Хотя совершенно
очевидно, что человек не научившийся воздерживаться, допустим, от мяса, не научится
воздерживаться и от злых слов, от жадности,
от блудных и хульных помыслов, потому
что к этому приучает аскетизм: телесное
упражнение. Цель поста – в воздержании
от греха. «Сей же род изгоняется только
молитвою и постом». Как человек побеждает
грех? У него есть два орудия: воздержание
и молитва. Нужно воздерживаться изо всех
сил от греха и молиться Богу о помощи.
Время поста – это не дни уныния и
скуки, это время особенной жизни духа в
человеке, особенной свободы духа. Он возносит нас над мелочной суетой повседневности, показывая наши заботы и трагедии
в их истинном масштабе. И потому будем
радоваться, что у нас есть пост.
Иерей Владимир ЯЗОВ,
настоятель храма Святой Троицы,
с. Нижняя Тавда
|