ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

Вопрос священнику о Пасхе

* * *

Где вы взяли, что Христос воскрес в воскресенье? В Библии сказано, что пошли смотреть в воскресенье, а когда воскрес Христос нигде не говорится: толи в субботу утром, толи в субботу днем, вечером?
Андрей

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В святом Евангелии прямо сказано: Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине (Мар.16:9). Суббота у евреев была седьмым днем. По прошествии ее начинался первый день недели – воскресенье. Есть свидетельство и в книге Деяний св. апостолов: Сего Бог вос- кресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых (Деян.10:40-41). Спаситель мира был распят в пятницу, следовательно, третий день приходится не на субботу, а на воскресенье.

* * *

Прошу разъяснить, почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался еще до рождения Христа и означал, естественно, не воскресение Христово?
Георгий

До рождения Христа существовали ветхозаветные праздники, которые, по слову св. апостола Павла, были лишь тень будущего, а тело – во Христе (Кол.2:17). Они – прообразы новозаветных праздников. Древнееврейская Пасха совершалась в память чудесного из- бавления из египетского плена (Исх.12:1-24). Праздник этот получил название Пасха (евр. пэсах от глагола, означающего перескочить через что-то, оставить нетронутым), потому что ангел Господень, поражая первенцев египетских, прошел мимо домов евреев, у которых косяки и перекладины дверей были помазаны кровью жертвенного агнца.

Наша Пасха – Христос (1Кор 5.7), Который как Агнец принес Себя в Жертву на Кресте за наше искупление и воскрес в третий день. Воскресение – победа над смертью и надежда на будущее общее воскресение. «Я живу, и вы будете жить» (Ин 14.19).

* * *

Почему Крестный ход в ночь Пасхи идет против часовой стрелки? Вообще, играет ли какую-то роль движение по часовой стрелке или против во время православных обрядов?
Ольга

Совершая Крестный ход, православные идут навстречу солнцу, так как Спаситель мира Иисус Христос, по определению Церкви, является Солнцем Правды. Мы идем навстречу нашему Господу.

* * *

Мне бы хотелось узнать, когда, кем и как установлен обычай на Пасху печь кулич из квасного теста и готовить творожную пасху. С какого времени христиане начали праздновать Пасху не по закону Моисееву, а по-своему?
Владимир

Ветхозаветный пасхальный агнец – прообраз Иисуса Христа, принесшего Себя на Кресте в Жертву для спасения мира. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). Название ветхозаветной пасхи происходит от евр. пэсах – проходить мимо, перескочить. Святые отцы изменили в слове две согласных (вместо phaska сделали pascha). В результате название новозаветной Пасхи приобрело другую этимологию: от греч. глагола pascho – страдать.

Пасха (Воскресение Христово) является первым среди христианских праздников не только по значению, но и по времени. Его торжествовали ученики с самого момента этого величайшего события и заповедали всем верующим. Св. апостолы установили время празднования христианской Пасхи: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина» (Апостольские правила.1:7).

Обычай готовить к этому светлому празднику сладкий сдобный высокий белый хлеб (кулич) и сладкое творожное кушанье в форме четырехгранной пирамиды (в Требнике это яство названо – млеко огустевшее) возник не ранее 16 века.

* * *

Что такое «Радоница», и почему нельзя в Пасху ездить на кладбище?
Сергей

Радоница – первое поминовение усопших после Светлой Пасхальной седмицы. Чаще всего совершается во вторник (если нет праздника) на Фоминой седмице. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. В течение Великого поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких поминовений усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная Литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении… Типикон не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в Радоницу, о которой он не упоминает. Это значит, что и при совершении поминовения усопших на основных суточных службах не должно быть допускаемо никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом для данного дня. Радоница совпадает с попразднеством.

Поэтому в Радоницу не только на вечерни и утрени, но и на повечерии и Литургии не должно быть ничего специально заупокойного» («О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви»).

Святая Пасха является средоточием всего годичного богослужебного круга. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения.

Православие. ru

Назад
[an error occurred while processing this directive]