Когда Бог сотворил человека, то Он всеял
в него нечто Божественное, как бы некоторый
помысл, имеющий в себе, подобно искре, и
свет и теплоту; помысл, который просвещает ум
и показывает ему, что доброе и что злое: сие
называется совестью, а она есть естественный
закон. Это те кладези, которые, как толкуют
святые Отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт. 26).
Последуя сему закону,
то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда
люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали ее,
тогда сделался нужен закон написанный, стали
нужны святые пророки, нужно сделалось самое
пришествие Владыки нашего Иисуса Христа,
чтобы открыть и воздвигнуть ее (совесть),
чтобы засыпанную оную искру снова возжечь
хранением святых Его заповедей.
Ныне же в нашей власти или опять засыпать ее, или дать ей светиться в нас и
просвещать нас, если будем повиноваться ей.
Ибо когда совесть наша говорит нам сделать
что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она
снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем
попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не
может уже явственно говорить нам от тяготы,
лежащей на ней, но, как светильник, сияющий
за завесою, начинает показывать нам вещи
темнее. И как в воде, помутившейся от многого
ила, никто не может узнать лица своего, так и
мы, по преступлении, не разумеем, что говорит
нам совесть наша, так что нам кажется, будто
ее вовсе нет у нас. Однако нет человека, не
имеющего совести, ибо она есть, как мы уже
сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное,
а мы не ощущаем сего, потому что, как уже
сказано, пренебрегаем ею и попираем ее.
Посему-то Пророк оплакивает Ефрема и
говорит: «Соодоле Ефрем соперника своего,
попра суд» (Ос. 5:11). Соперником же называет совесть. Поэтому и в Евангелии сказано:
«Буди увещаваяся с соперником твоим скоро,
дондеже еси на пути с ним: да не предаст
тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе,
и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю
тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант» (Мф. 5:25-26). Но почему же
совесть называется соперником? Соперником
называется она потому, что сопротивляется
всегда злой нашей воле и напоминает нам,
что мы должны делать, но не делаем; и опять,
чего не должны делать, и делаем, и за это она
осуждает нас, потому и Господь называет ее
соперником и заповедует нам, говоря: «буди
увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним»... Путь, как говорит
Василий Великий, есть мир сей.
Итак, потщимся, братия, хранить совесть
нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо
деле: не будем попирать ее отнюдь ни в чем,
хотя бы то было и самое малое. Знайте, что
от пренебрежения сего малого и в сущности
ничтожного мы переходим и к пренебрежению
великого. Ибо если кто начнет говорить: «Что
за важность, если я скажу это слово? что за
важность, если я съем эту безделицу? что за
важность, если я посмотрю на ту или на эту
вещь?» – от этого: «Что за важность в том,
что за важность в другом» впадает он в худой навык и начинает пренебрегать великим
и важным и попирать свою совесть, а таким
образом закосневая во зле, находится в опасности прийти и в совершенное нечувствие.
Поэтому берегитесь, братия, пренебрегать
малым, берегитесь презирать его как малое
и ничтожное; оно не малое, ибо чрез него
образуется худой навык. Будем же внимать
себе и заботиться о легком, пока оно легко,
чтобы оно не стало тяжким: ибо и добродетели
и грехи начинаются от малого и приходят к
великому добру и злу. Поэтому заповедует
нам Господь блюсти свою совесть и как бы
особенно увещевает каждого из нас, говоря:
«Посмотри, что ты делаешь, несчастный! Опомнись, помирись с соперником твоим, пока ты
на пути с ним». Потом указывает бедственные
последствия от несоблюдения сей заповеди:
«да не предаст тебе соперник судии, и судия
тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши». А затем что? – «Аминь глаголю тебе: не
изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний
кодрант». Ибо совесть обличает нас, как я
уже сказал, и в добре, и в зле, и показывает
нам, что делать; и опять она же осудит нас
в будущем веке, поэтому и сказано: «да не
предаст... судии», и прочее.
А хранение совести многоразлично: ибо
человек должен сохранять ее в отношении к
Богу, к ближнему и к вещам. В отношении к
Богу хранит совесть тот, кто не пренебрегает
Его заповедями и даже в том, чего не видят
люди и чего никто не требует от нас, он хранит совесть свою к Богу в тайне. Например,
обленился ли кто в молитве или страстный
помысл вошел в сердце его, а он не воспротивился ему и не восстягнул себя, но принял
его; также, если кто, видя ближнего, делающего
или говорящего что-либо, и как обыкновенно
случается, осудил его; короче сказать, все, что
бывает в тайне, чего никто не знает, кроме
Бога и совести нашей, должны мы хранить –
и сие-то есть хранение совести в отношении
к Богу. А хранение совести в отношении к
ближнему требует, чтобы не делать отнюдь
ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет
или соблазняет ближнего делом, или словом,
или видом, или взором: ибо и видом, как я
часто повторяю, даже и взором можно оскорбить брата. Короче сказать: человек не должен
делать ничего такого, о чем знает, что он
делает это с намерением оскорбить ближнего:
сим оскверняется совесть его, сознавая, что
это сделано с тем, чтобы повредить брату или
опечалить его – и сие-то значит хранить свою
совесть в отношении к ближнему.
А хранение совести в отношении к вещам
состоит в том, чтобы не обращаться небрежно
с какою-либо вещию, не допускать ей портиться
и не бросать ее как-нибудь, а если увидим чтолибо брошенное, то не должно пренебрегать
сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять
и положить на свое место. Не должно также
обходиться нерассмотрительно с своею одеждою: ибо случается, что иной мог бы носить
одежду неделю или две, или даже месяц, а он
часто моет ее преждевременно и тем портит
ее, и вместо того чтобы носить ее пять месяцев или более, он частым мытьем приводит
ее в ветхость и негодность.
|