ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2024 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Памяти мученика Василия Мангазейского

Житие мученика Василия беспощадно пронзительно. И, думается, весьма важно для нашего времени, когда люди рассуждают, что, вот, на Святой Руси жизнь была приспособлена для цветения святости, как хорошие теплицы. А нынче они не работают – так что, мол, извините.

История. Самое начало XVII века. Городфактория Мангазея недалеко от Обской губы привлекает множество торговцев «мягкой рухлядью» – пушниной, дающей баснословные прибыли. Сюда едут, невзирая на опасный и изнурительный путь.

Но город не только географически отдален от благоустроенных земель, он к тому же расположен в климатически тяжелом районе. Жизнь в нем не менее трудна, чем дорога сюда. Провиант и товары первой необходимости доставляются с неимоверными сложностями; их не хватает, и они дороги. Самые убийственные формы авитаминозов развиваются не столько из-за нехватки продуктов, сколько из-за нехватки солнца и тепла...

В общем, очевидно, что обживаться в таком месте надолго никто не собирается – сорвал куш и уехал в благополучные земли. Поэтому состав населения вполне определенный – купцы, охотники, стрельцы. Словом, в основном – мужского пола. Женщин-аборигенок мало, а приезжих еще меньше. А время было довольно своеобразное: Русь изживала жуткие следствия татаромонгольского ига, в том числе в области нравственности. И если в центральных районах и на Русском Севере XV-XVI века ознаменованы расцветом благочестия, то в разных районах Сибири дело могло обстоять намного сложнее и зачастую гораздо печальнее.

Слишком уж много там собиралось людей, склонных к авантюре и к трениям с законом; слишком уж много было вокруг инородцев; слишком далеко до «государева ока»; слишком легко уйти от ответа – раствориться в огромных просторах.

Все это создавало вполне определенную атмосферу, где границы греха гораздо легче стирались в сознании людей, хоть бы и называвших себя православными. Святителям сибирским еще предстоял безмерный подвиг. А пока в далеком заполярном городе кипела своя жизнь. «Златокипящая» Мангазея – назвали ее современники. Кипело здесь золото, кипели, видимо, и другие страсти.

Зарабатывать на хлеб в те времена начинали весьма рано, поэтому среди этих работников были даже самые младшие подростки. Василий был из семьи бедных ярославских купцов. Нужда заставила его наняться к купцу в совсем юном возрасте, и к означенным событиям ему было, по разным спискам жития, от 14 до 19 лет. 19-летний возраст упоминается чаще, но иконописные подлинники изображают его совсем подростком – невысокого роста, худощавого сложения, почти детские черты лица.

В Пасхальную ночь, когда Василий молился на службе, воры обокрали лавку хозяина. И тот сделал воеводе донос: мол, Василий с ворами был в сговоре.

Судопроизводство тогдашнего мира было ужасающе простым: оговоренного пытали, чтобы он сознался. А если он терпел пытку, но не сознавался, то начинали пытать доносчика.

Но это – при обычном течении дел, когда власть заинтересована в выяснении правды. Однако богатый человек не стал бы затевать такое дело, не зная наперед, что местный воевода к вопросам правды-неправды равнодушен. А в этом случае надежды на справедливость у оговоренного, видно, особой не было...

Василий терпел пытки и повторял, что не виноват. Тогда истязатель взбеленился и ударил паренька связкой ключей от амбарных замков. Тяжеленных таких ключей. Попал в висок. Убил.

Может быть, воевода и купец раскаялись, терзались совестью, жалели, что загубили почти детскую жизнь? В житии святого Василия о том ничего не сказано. Известно только, что злодеям и заминать дело не пришлось. Вот, жалуемся мы на какие-то беззакония, имеющие место в наше время, в нашей жизни... А здесь – пусть и далекая окраина, но православного государства! – запытали чистого, кроткого, благочестивого мальчика, сунули тело в гроб и бросили в болото.

И где они, эти теплицы прошлых веков, предназначенные для комфортного стяжания святости?..

***

Откипели в Мангазее страсти, изменились политические и экономические обстоятельства, сгинули нечестивый купец и беззаконный воевода... А святой Василий был прославлен от Бога так, что в этих краях его иначе как Чудотворцем и не называли.

Через полвека после убиения, когда город почти совсем запустел, гроб мальчика вышел из болота – тело было нетленно, кожа хранила следы пыток, рубашка – следы крови. Мощи перенесли в соседний Туруханск, а мученик начал являться и помогать людям, оказавшимся на краю гибели в этом суровом крае.

Инородцы – упрямые и недоверчивые – тысячами принимали Крещение от чудес, творимых святым отроком. Он спасал заблудившихся, ослабевших от голода, обмороженных, утопающих, искалеченных зверями, больных. Ибо сказано: «Да уразумеют все, яко сильнее всего есть благочестие; и никогда не превозможет злоба премудрости».

Инокиня Наталья (КАВЕРЗНЕВА),
Православие.ру

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.