Житие мученика Василия беспощадно
пронзительно. И, думается, весьма важно для
нашего времени, когда люди рассуждают, что,
вот, на Святой Руси жизнь была приспособлена для цветения святости, как хорошие
теплицы. А нынче они не работают – так
что, мол, извините.
История. Самое начало XVII века. Городфактория Мангазея недалеко от Обской губы
привлекает множество торговцев «мягкой
рухлядью» – пушниной, дающей баснословные
прибыли. Сюда едут, невзирая на опасный и
изнурительный путь.
Но город не только географически отдален от благоустроенных земель, он к тому
же расположен в климатически тяжелом
районе. Жизнь в нем не менее трудна, чем
дорога сюда. Провиант и товары первой необходимости доставляются с неимоверными
сложностями; их не хватает, и они дороги.
Самые убийственные формы авитаминозов
развиваются не столько из-за нехватки
продуктов, сколько из-за нехватки солнца
и тепла...
В общем, очевидно, что обживаться
в таком месте надолго никто не собирается –
сорвал куш и уехал в благополучные земли.
Поэтому состав населения вполне определенный – купцы, охотники, стрельцы. Словом, в
основном – мужского пола. Женщин-аборигенок мало, а приезжих еще меньше.
А время было довольно своеобразное:
Русь изживала жуткие следствия татаромонгольского ига, в том числе в области
нравственности. И если в центральных
районах и на Русском Севере XV-XVI века
ознаменованы расцветом благочестия, то в
разных районах Сибири дело могло обстоять намного сложнее и зачастую гораздо
печальнее.
Слишком уж много там собиралось людей,
склонных к авантюре и к трениям с законом;
слишком уж много было вокруг инородцев;
слишком далеко до «государева ока»; слишком легко уйти от ответа – раствориться в
огромных просторах.
Все это создавало вполне определенную
атмосферу, где границы греха гораздо легче
стирались в сознании людей, хоть бы и называвших себя православными. Святителям
сибирским еще предстоял безмерный подвиг.
А пока в далеком заполярном городе кипела своя жизнь. «Златокипящая» Мангазея –
назвали ее современники. Кипело здесь
золото, кипели, видимо, и другие страсти.
Зарабатывать на хлеб в те времена
начинали весьма рано, поэтому среди этих
работников были даже самые младшие подростки.
Василий был из семьи бедных ярославских купцов. Нужда заставила его наняться
к купцу в совсем юном возрасте, и к означенным событиям ему было, по разным
спискам жития, от 14 до 19 лет. 19-летний
возраст упоминается чаще, но иконописные
подлинники изображают его совсем подростком – невысокого роста,
худощавого сложения, почти
детские черты лица.
В Пасхальную ночь, когда
Василий молился на службе,
воры обокрали лавку хозяина.
И тот сделал воеводе донос:
мол, Василий с ворами был
в сговоре.
Судопроизводство тогдашнего мира было ужасающе простым: оговоренного
пытали, чтобы он сознался.
А если он терпел пытку, но
не сознавался, то начинали
пытать доносчика.
Но это – при обычном
течении дел, когда власть
заинтересована в выяснении
правды. Однако богатый человек не стал бы
затевать такое дело, не зная наперед, что
местный воевода к вопросам правды-неправды равнодушен. А в этом случае надежды
на справедливость у оговоренного, видно,
особой не было...
Василий терпел пытки и повторял, что
не виноват. Тогда истязатель взбеленился и
ударил паренька связкой ключей от амбарных
замков. Тяжеленных таких ключей.
Попал в висок.
Убил.
Может быть, воевода и купец раскаялись,
терзались совестью, жалели, что загубили
почти детскую жизнь? В житии святого Василия о том ничего не сказано. Известно
только, что злодеям и заминать дело не
пришлось. Вот, жалуемся мы на какие-то
беззакония, имеющие место в наше время,
в нашей жизни... А здесь – пусть и далекая
окраина, но православного государства! –
запытали чистого, кроткого, благочестивого
мальчика, сунули тело в гроб и бросили в
болото.
И где они, эти теплицы прошлых веков,
предназначенные для комфортного стяжания
святости?..
***
Откипели в Мангазее страсти, изменились
политические и экономические обстоятельства, сгинули
нечестивый купец и беззаконный воевода...
А святой Василий был
прославлен от Бога так, что
в этих краях его иначе как
Чудотворцем и не называли.
Через полвека после убиения, когда город почти совсем запустел, гроб мальчика
вышел из болота – тело было
нетленно, кожа хранила следы пыток, рубашка – следы
крови. Мощи перенесли в соседний Туруханск, а мученик
начал являться и помогать
людям, оказавшимся на краю
гибели в этом суровом крае.
Инородцы – упрямые и недоверчивые –
тысячами принимали Крещение от чудес, творимых святым отроком. Он спасал заблудившихся, ослабевших от голода, обмороженных, утопающих, искалеченных зверями, больных.
Ибо сказано: «Да уразумеют все, яко
сильнее всего есть благочестие; и никогда
не превозможет злоба премудрости».
Инокиня Наталья (КАВЕРЗНЕВА),
Православие.ру
|