Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, возлюбленные во Христе братия
и сестры, Святая Церковь, а вместе с нею и
мы, празднственно воспоминает торжественную встречу Господа нашего Иисуса Христа
при входе Его в Иерусалим, устроенную
Ему лучшею частью израильского народа.
Господь наш Иисус Христос во исполнение
пророчества о Нем как о Царе кротком и
праведном после чудесного воскрешения
Лазаря, за шесть дней до Своей смерти,
являет Себя иудеям, решительно давая им
уразуметь, что Он воистину есть Тот Мессия
и Царь, Которого они ждут.
Он вступает в столицу Израильского
царства, во святой град Иерусалим, сидя на
молодом осле, сопровождаемый множеством
народа. Все соединилось для того, чтобы
встреча эта была самою торжественною:
толпы людей следовали за Иисусом Христом
от Вифании до Иерусалима; одни при этом
постилали на дороге свои одежды, другие
резали зеленые пальмовые ветви и бросали
их по пути шествия Спасителя или потрясали ими в воздухе. Картина представлялась
очень торжественная и трогательная: это
было одно из самых лучших и радостных
событий в земной жизни Спасителя. Сопровождавшие и встречавшие Иисуса Христа
приветствовали Его восторженными возгласами, восклицая: Осанна Сыну Давидову!
благословен Грядущий во имя Господне! мир
на небесах и слава в вышних! (ср.: Мф. 21:9;
Лк. 19:38).
Так торжественно и радостно встречал
израильский народ Мессию, столь давно им
ожидаемого. И было о чем радоваться израильскому народу, встречая своего Царя.
Это был не обыкновенный земной царь,
который силою оружия покоряет себе народы. Но это был Тот Царь, о Котором еще
в древности пророчествовал святой пророк
Захария, говоря: Ликуй от радости, дщерь
Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се
Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на
молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9:9).
Вступал в Иерусалим Царь праведный,
не только Сам в Себе праведный, но и несущий с Собою правду вечную для всего
человечества, несущий для него оправдание
от терзающего его греха. Вступал Царь
кроткий, не лично только Сам кроткий, но
и грядущий научить людей кротости, установить для человечества царство мира и привлечь к Себе людей смирением и любовью.
В Иерусалим входил Царь спасающий –
Спаситель мира, грядущий искупить людей
от тяжких наказаний за грехи, освободить
их от царствующего в мире зла.
Поэтому, братия и сестры, понятно,
почему такой радостной была встреча, которую устроил Господу израильский народ
при входе Его в Иерусалим. Эта великая
радость израильского народа будет для нас
еще понятнее, если мы вспомним те условия,
в которых находились тогда иудеи.
Еще до Рождения Иисуса Христа народ
израильский был порабощен римлянами, отдавшими его под управление жестокому и
несправедливому Ироду. Подобны Ироду в
своей жестокости были и наместники римские. Нравственно-религиозное состояние
народа было крайне плачевным. Религиозные
вожди иудеев отличались порочностью, неверием, корыстолюбием и другими низменными
качествами.
Поэтому естественно было ожидать иудеям Спасителя-Царя, Который избавил бы их
от бед и уничтожил среди них беззакония.
И когда этот Царь среди них явился, то неудивительно, что народ принял Его с такой
великой радостью и ликованием.
Сию-то радостную встречу Господа нашего Иисуса Христа и мы с вами ежегодно
торжественно празднуем, но это событие
не должно иметь для нас значение только
лишь историческое. Оно должно оставаться
для нас событием существенным, имеющим
непосредственное значение для нашей души
и для нашего спасения. Спаситель мира
есть Царь не одних только израильтян, но
и всех людей, и приходил Он не только к
еврейскому народу, но и ко всем народам
мира. Кроткий и праведный, Он постоянно
идет к каждому из нас, постоянно стучится в
двери нашего сердца, и мы должны всегда с
великой радостью встречать нашего Господа.
Потому в ныне слышанном апостольском
чтении святой апостол Павел говорит нам:
Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку:
радуйтеся (Флп. 4:4).
И эта радость наша о Господе должна
быть более сознательной и совершенной, чем
радость народа израильского, потому что израильтяне не все хорошо понимали значение
вшествия Спасителя в Иерусалим, а мы с
вами уже знаем, для чего сходил с Неба
на землю Христос и что Он сделал для нас.
Но как выражать свою радость при сретении Господа – этому мы должны поучиться
у израильского народа. Иудеи, встречая Господа, постилали Ему свои одежды. Чтобы
понять таинственный смысл этого символического действия, надо припомнить, что в
древности одежда знаменовала собою то или
другое душевное состояние человека, выражала собою его дух. Поэтому если кто-то
снимал одежду и постилал ее пред какимлибо лицом, то таким образом он показывал,
что повергает самые возвышенные чувства
свои – любви, уважения и благоговения –
пред этим лицом.
Вот и иудеи выражали готовность отказаться от самих себя и посвятить свои
души и тела Царю Израильскому, Которого
они встречали. Так точно должно и нам
поступать при сретении Господа. Мы проявим свою любовь к Нему и радость о Его
Пришествии тогда, когда сбросим с себя
нашу греховную одежду души, загрязненную
пороками, и оденемся в одежду чистоты, невинности и правды; когда откажемся
от злой воли своей, и облечемся в
нового человека, и себя всецело
предадим в волю Христа Спасителя;
когда безропотно и с покорностью
будем нести свой крест, с любовью
и самоотвержением перенося все
скорби. Такая наша встреча Христа
будет самой лучшей и приятной для
Господа.
Израильский народ при встрече
со Спасителем срезал пальмовые
ветви и постилал их на Его пути.
Чтобы понять внутренний смысл
этого действия, надо знать, что в Священном Писании под деревом очень часто
подразумевается человек. Так, например,
под добрым деревом – добрый человек,
под сухим – человек худой, не приносящий
плодов, добрых дел.
Пальма же, отличаясь крепостью и
красотой, знаменовала собой нравственную
красоту человеческую. Поэтому когда израильтяне резали пальмовые ветви и постилали
их под ноги Спасителя, то этим они выражали доброе настроение духа и готовность
следовать за своим Царем. Так и мы должны
при сретении Господа являть в себе добрые
качества пальмы; наша добрая нравственная
деятельность должна опираться на твердые
убеждения веры, чтобы наша добрая жизнь
никогда не засыхала и не предавалась порче
и тлению, но всегда была свежей и цветущей.
Наконец, при встрече Спасителя израильтяне восхваляли и славили Его, восклицая:
Осанна в вышних! благословен Грядущий во
имя Господне! (ср.: Мф. 21:9). Этим народ
израильский желал выразить пред Господом
свое радостное чувство. Так точно и мы
должны славословить Господа: и устами –
словесно, и молчаливо – самим своим житием, чтобы во всем прославлялся Спаситель
наш Иисус Христос. Как небо, которое хотя
и не имеет уст, но своей красотой заставляет других славить Творца, так и всякий
должен прославлять Господа своим добрым
поведением и жизнью. Должны мы прославлять Господа и устами своими во всяком
духовном пении и молитве – за Его чудные
дела и неизреченные Его к нам любовь и
милосердие.
Если таким образом будем мы служить
Господу всем своим сердцем и с радостью
и преданностью Ему встречать Его, то Он
еще в сей земной жизни исполнит наши
сердца радостью духовной, а что еще важнее, пременит эту временную радость на
вечную в Жизни Будущей, которой не будет
конца. Аминь.
Архимандрит Кирилл (ПАВЛОВ),
1964 г.
|