ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2023 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Течёт река Емуртла


Реки. Они, как вены на теле планеты, пронизывают пространство и время, по которым текут, а вместе с ними определяют и человеческие судьбы.

Течет река времени, а вместе с ней воды реки Емуртлы. В XVII веке началась эта история, которая и по сей день несется по водам небольшой реки в Упоровском районе Тюменской области. Имя ей – Емуртла. Странное, непонятное русскому человеку название. Да и немудрено, потому что имеет татарские корни. Покрывшая берега черемуха, которая обильно росла и сейчас встречается в этих местах, дала название этой реке, впадающей в Тобол. Первые поселенцы этих мест, татары, знали толк в природной красоте, поэтому не поскупились выразить ее в слове Черемуховая.

Мало что осталось от тех времен: названия мелководных рек, впадающих в Емуртлу, с такими же непонятными татарскими корнями, да маленькая деревенька с названием Суклем. Маленькая, да удаленькая – говорят в народе. Пережив четыре столетия, она была временами и славна, и велика, но время и история не пощадили ее.

Течет река времени, а вместе с ней воды реки Емуртлы. Чем дальше вглубь веков, тем все меньше и меньше свидетельств, которые могли бы рассказать об истории. Но бывают иногда исключения. Повезло Емуртле, ибо была она в середине XVII века не просто рекой, а границей между дикой степью и вновь нарождающейся Российской империей. Границей, которую вплоть до начала XVIII века проверяли на прочность воинственные племена дикой степи. 4 ноября 1642 года прибежали в Тархановский острог, что находился в месте слияния рек Тобола и Иртыша, служилые государю татары – зверовщики, охотники, во главе которых стоял Булак Тетеш. Страшную весть принесли они приказчику острога, боярскому сыну Борису Черкасову. Весть о том, что видели они много калмыцких воинских людей по эту сторону Емуртлы. А куда они идут, того неведомо. Испугались служилые татары. Нет, не смерти боялись они, которая в те времена ходила по пятам, а стать товаром в дикой степи и сгинуть в ней в рабских муках бесследно.

Разнеслась та весть, принесенная с берегов Емуртлы, по другим сибирским острогам и долетела до государя и великого князя всея Руси Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых. Тридцать два года правил Михаил Федорович, многое повидал на своем веку: и поляков, разоривших Москву, и шведов, мечтавших о вековом господстве над Русью. Воевал с ними Михаил Федорович, защищая западные границы царства. В конце его правления настало время Сибири. Не раз будет гореть от набегов кочевников и восстанавливаться из пепла Тархановский острог, но устоит. Еще услышит династия Романовых через триста лет о реке Емуртле и деревеньке Суклем, затерявшейся в сибирских лесах далеко от балов и светской жизни. Ибо с ними связаны начало и конец династии.

Течет река времени, а вместе с ней воды реки Емуртлы. Крепнет и ширится Российская империя. Река, которая была государевой границей, обретает новый мирный облик. Граница ушла далеко на юг, успокоилась дикая степь. Как говорят в народе – остепенилась. Нет уже новых страшных набегов кочевых племен. Настало время освоения сибирских земель.

Тяжела жизнь крестьянская. Расчищал крестьянин землю от вековых сосен да белоснежных берез. Пахал ее. Строил мельницы на речных берегах, добывал зверя, которым был богат суклемский лес, баловал себя ухой из местной емуртлинской рыбы. Роднились между собой. Первые поселенцы в этих местах были из рода Бабушкиных, Ершовых, Бердюгиных, Романовых. Но суров был сибирский климат, не забалуешь. Мало кто доживал до 60 лет. Работали на износ, не для себя, а ради детей своих устраивали жизнь в далекой сибирской глуши.

Течет река времени, а вместе с ней воды реки Емуртлы. При царе Николае I решено заселить Сибирь. Приняли емуртлинские и близлежащие земли на себя 1600 человек из Курской, Рязанской и Тульской губерний – приняли, распахнув свои широкие объятия, наделив каждую семью земельным наделом для прокорма – то, что было в центральной России почти невозможным. Богата Сибирь-матушка!

Течет река времени, а вместе с ней воды реки Емуртлы. Не хлебом единым жили наши предки, но и словом. Слово то Божьим было. Пришло время слово превратить в дело. И вот уже в начале XX века на холме суклемском, где жили два православных отшельника, поднимаются стены первого храма – храма в честь Святой Троицы. Нет, не богачи его возводили, а простой люд, ибо верили они в Бога и доверяли пророчеству, которое было явлено на этом месте одному из отшельников: быть здесь монастырю! И встал монастырь, нареченный в Петербурге Священным Синодом «Суклемский Троицкий мужской монастырь». На целое десятилетие, вместо оскудевшего к тому времени Абалакского монастыря, стал он духовным центром Тобольской губернии. Не просто центром, а Сибирским Валаамом. Ибо службы церковные шли в нем по валаамскому чину да валаамскому распеву, установленному монахами, получившими свой опыт в древнем Валаамском монастыре, что на Ладоге-озере. Потянулись к нему православные люди со всей Тобольской губернии, ища утешения в своей нелегкой жизни. Весть эта донеслась и до царя Николая II, как это было еще в начале истории с государем Михаилом Федоровичем Романовым. И возложил царь, будущий страстотерпец, попечение о том монастыре молодой вдове царственных кровей Елизавете Федоровне Романовой – той, которой предстоит сложить свою голову в алапаевской шахте и быть прославленной после в лике святых преподобномучениц. Так в последний раз услышала династия Романовых имя реки Емуртлы и название деревни Суклем.

Течет река времени, а вместе с ней воды реки Емуртлы. Страшное время пришло. Имя ему – Революция. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем!..» – поднялись брат на брата, и пролилась кровь. Столько крови, что не видывала эта земля испокон веков. То, что не смогли сделать дикие племена кочевников, сделали сами всего за несколько лет. Сгинули в дикой степи монахи Сибирского Валаама. Нет, не от диких племен, а от взявших их в рабство безбожников. Не оставив могил, но оставив память о себе.

Летят головы, а вместе с ними старый мир. А что – «затем»? «Затем» – голод! На тридцать лет вперед! Жуткий голод и пронизывающий душу страх. «Тма» безбожная! «Мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем». Цель оправдывает средства. Где жили 300 человек, осталось 30. А вместо Сибирского Валаама – одиноко стоящий крест, память о тех временах. Не так ли было с Валаамом, что на Ладогеозере, который вновь собрал своих детей? Течет река времени, а вместе с ней воды реки Емуртлы. Не та стала река Емуртла: мелководной, видом заброшенной, не нужной людям. Не выдержала она нового мира. Мира, где нет Бога, а значит, нет смысла.

Течет река времени…

Сергей Анатольевич ТИМОФЕЕВ,
февраль 2023 г.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.