Душа обязана трудиться.
Николай Заболоцкий
24 февраля, в день памяти преподобного
Димитрия Прилуцкого, Вологодского, митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий,
ректор Тобольской духовной семинарии,
совершил Божественную литургию в СофийскоУспенском кафедральном соборе
Тобольского кремля.
Сегодня сознание многих людей и жизненные цели, которые определяют люди для
себя, очень далеки от тех целей, которые мы,
как православные христиане, должны ставить
перед собой, особенно вступив на поприще
Великого поста.
Мы живем в условиях, когда идет формирование человеческого сознания в рамках
некой новой личности, идеалы которой не
соприкасались бы с нравственной природой человека. Человек поглощен мирской
суетой с целью получения временных
земных благ. Не остается времени для
того, чтобы понять, что происходит в
собственной душе.
Но чтобы совершить волевой подвиг
и обратиться к заботе о своей душе,
мало только ума, надо призвать помощь
Божию. Просить Его, чтобы Он дал нам
способность видеть наши слабости, грехи
и очиститься от них. Самопознание, видение своих грехов являются начальной целью
поста, завершение которого заключается в
достойной встрече Светлого Христова Воскресения. Мы должны помнить, что Господь
открыт к нашей молитве и покаянию. Он
всегда с нами и терпеливо ожидает нашего
обращения, и дверь к Нему не бывает
затворена.
Время Великого поста – самое
благодатное время для совершения духовного подвига. Мы начинаем пост с
воспоминания Адамова изгнания из рая
в день Прощеного воскресенья. Господь
заповедовал любить врагов своих, и я
прошу прощения у обидевшего меня – это
начало духовного подвига, духовного восхождения, приближения к Богу. Для того и
дается нам время Великого поста, чтобы
мы постарались изменить свою жизнь к
лучшему, употребляя такие духовные средства, как просьба о прощении, молитва,
покаяние и доброделание.
В центре Великого поста именно прощение грехов. Все остальное – это средства и
способы воздействия на нашу душу, то есть
на наше сознание, волю и чувства, чтобы
расположить к искреннему покаянию, а значит
и прощению обид. В эти дни каждого из нас
зовет Церковь еще и еще раз вспомнить о
заповедях Божиих, призывающих к любви
и милосердию, помощи нуждающимся и
указывающих, что нужно делать, чтобы
достичь Царствия Небесного. Это школа
подготовки к будущей вечной жизни. Это
время работы над собой. Это жертва,
которую при желании может принести
каждый.
|
К сожалению, мы чаще ищем не
спасения души, а благополучия земного.
Ропщем на скорби, хотим рай и мир
построить на земле. Но на земле мира
никогда не было и не будет, потому что
земля – это военный полигон, на котором
идет видимая и невидимая брань. Война
духовная совершается в душах наших –
борьбой со злом за жизнь вечную. Мы
обязаны быть духовными воинами, защищать любовь, истину и правду вечную.
Должное внимание к вечным ценностям, к работе в нас Духа Святого позволяет
испытать себя в борьбе с неправдой, ощутить
вкус победы над грехом. Церковь подтверждает это великопостными богослужениями
в дни праздников: Торжества Православия,
святителя Григория Паламы, Поклонения
Кресту, Благовещения Пресвятой Богородицы,
преподобного Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской и Входа Господня
в Иерусалим (Вербное воскресенье).
Сколько было радости, когда Господь
въехал на ослике в Иерусалим! И сколько
злобы и ненависти было у купцов, фарисеев
и книжников, когда Господь, войдя в храм
и увидев, что он превращен в рынок, сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется,
а вы сделали его вертепом разбойников».
После этого Господь совершил со Своими
учениками последний ужин (Тайную Вечерю).
Во время пасхального ужина Господь разломил хлеб со словами: «Приимите, ядите:
сие есть Тело Мое», – а потом поднял чашу
и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть
Кровь Моя, за вас и за многих проливаемая. Сие творите в Мое воспоминание». В
Гефсиманском саду Господь пал на землю и
молился с болью и кровавым потом: «Отче
Мой! Если возможно, пронеси чашу сию
мимо Меня. Но да будет не так, как Я хочу,
но как Ты». Вскоре Иуда приводит толпу с
оружием и, подходя к Учителю, целует Его.
Этот поцелуй был знаком для воинов – кого
надо арестовать.
Затем была темница. Допрос у Пилата.
Бичевание. Терновый венец. Страшным было
для Иисуса раннее утро того дня. Путь на
Голгофу. Несколько раз падал Он под тяжестью Креста. Потом и вовсе потерял силы,
так что вместо Него Крест взялся нести
другой. И вот удары молотков возвестили
о том, что человеческими руками пригвождается ко Кресту Сотворивший людей.
Семь речений распятого Иисуса донесли до
нас евангелисты. «Отче! Прости им, ибо не
знают, что делают», – произнес Он, превозмогая страдания и молясь о Своих врагах.
Спустя некоторое время свидетели казни
услышали другие слова: «Истинно говорю
тебе: ныне же будешь со Мною в раю», –
это сказано было разбойнику, который в
последние часы своей жизни уверовал во
Христа. А потом Господь обратился к Своей
Пречистой Матери: «Жено! Вот сын Твой»
– и, несмотря на боль, нашел в себе силы
повернуть голову в сторону апостола Иоанна
и продолжить речение: «Вот Матерь твоя!»
|
Так до последних мгновений жизни Спаситель
заботился о тех, кто был рядом с Ним, и о
Своей Матери. Самым таинственным было
четвертое речение. Господь произнес Его на
книжном древнееврейском языке. В переводе это звучит так: «Боже Мой, Боже Мой!
Для чего Ты Меня оставил?» Это был самый
страшный миг страданий Спасителя. Неужели
Он ощутил Себя просто человеком, которого оставил Сам Бог? А потом Иисус
проговорил: «Жажду». И следом за тем:
«Совершилось!» – совершилось то, чего
больше всего хотел Господь: человеческий
род был искуплен Его жертвой. Теперь
Отец снова рядом. «Отче! В руки Твои
предаю дух Мой», – молвил Иисус, преклонил голову и испустил дух.
С тех пор прошло почти 2000 лет.
Искупительная жертва, принесенная
Спасителем, живет в сердцах верующих
людей. Причащение Тела и Крови Христовой стало их жизненной потребностью.
Великое утешение получают верующие, обращаясь к угодникам Божиим за духовной и
телесной помощью.
Старинные намоленные иконы нашего
храма, из которых некоторые можно назвать
чудотворными, поскольку они временами
мироточат, создают особую молитвенную
обстановку, покой и умиротворенность.
Многочисленные заказы, требы и приклады к иконам свидетельствуют об
искренней благодарности Матери Божией, святителю Николаю, Царственным
страстотерпцам, Сергию Радонежскому,
Серафиму Саровскому и другим за полученную помощь в различных житейских
нуждах. Многие прихожане совершают
практически молитвенный подвиг, ежедневно прочитывая по 10-20 заказных
акафистов и канонов, часами стоя на
коленях перед иконами со слезными
прошениями и благодарением. За месяц бывает прочитано более 2500 треб. С
чтением Псалтири совершаются молитвы за
Отечество наше – Святую Русь, молитвы о
упокоении усопших, в том числе воинов, за
веру и Отечество жизнь свою положивших,
новомучеников, исповедников, а также священно-церковнослужителей, скончавшихся от
вредоносного поветрия.
На протяжении поста почти ежедневно
проводятся богослужения, в том числе с
чтением Четвероевангелия, Великого покаянного канона Андрея Критского, Акафиста
в день Похвалы Пресвятой Богородицы
(Суббота Акафиста), Жития преподобной
Марии Египетской («стояние Марии Египетской»). Совершаются Пассии (службы
Божественным Страстям Господним),
прихожане стоят со свечами, участвуя в
молитвенном песнопении, и по окончании
службы прикладываются к распятию Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа.
Воистину, благодатное время Великого
поста способствует молитвенному подвигу
желающих спасти свою душу.
Протоиерей Георгий САННИКОВ,
настоятель Успенско-Никольского
храма г. Ялуторовска
|