ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2023 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Время духовного подвига

Душа обязана трудиться.
Николай Заболоцкий

24 февраля, в день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского, митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, ректор Тобольской духовной семинарии, совершил Божественную литургию в Софийско­Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля.

Сегодня сознание многих людей и жизненные цели, которые определяют люди для себя, очень далеки от тех целей, которые мы, как православные христиане, должны ставить перед собой, особенно вступив на поприще Великого поста.

Мы живем в условиях, когда идет формирование человеческого сознания в рамках некой новой личности, идеалы которой не соприкасались бы с нравственной природой человека. Человек поглощен мирской суетой с целью получения временных земных благ. Не остается времени для того, чтобы понять, что происходит в собственной душе.

Но чтобы совершить волевой подвиг и обратиться к заботе о своей душе, мало только ума, надо призвать помощь Божию. Просить Его, чтобы Он дал нам способность видеть наши слабости, грехи и очиститься от них. Самопознание, видение своих грехов являются начальной целью поста, завершение которого заключается в достойной встрече Светлого Христова Воскресения. Мы должны помнить, что Господь открыт к нашей молитве и покаянию. Он всегда с нами и терпеливо ожидает нашего обращения, и дверь к Нему не бывает затворена.

Время Великого поста – самое благодатное время для совершения духовного подвига. Мы начинаем пост с воспоминания Адамова изгнания из рая в день Прощеного воскресенья. Господь заповедовал любить врагов своих, и я прошу прощения у обидевшего меня – это начало духовного подвига, духовного восхождения, приближения к Богу. Для того и дается нам время Великого поста, чтобы мы постарались изменить свою жизнь к лучшему, употребляя такие духовные средства, как просьба о прощении, молитва, покаяние и доброделание.

В центре Великого поста именно прощение грехов. Все остальное – это средства и способы воздействия на нашу душу, то есть на наше сознание, волю и чувства, чтобы расположить к искреннему покаянию, а значит и прощению обид. В эти дни каждого из нас зовет Церковь еще и еще раз вспомнить о заповедях Божиих, призывающих к любви и милосердию, помощи нуждающимся и указывающих, что нужно делать, чтобы достичь Царствия Небесного. Это школа подготовки к будущей вечной жизни. Это время работы над собой. Это жертва, которую при желании может принести каждый.

К сожалению, мы чаще ищем не спасения души, а благополучия земного. Ропщем на скорби, хотим рай и мир построить на земле. Но на земле мира никогда не было и не будет, потому что земля – это военный полигон, на котором идет видимая и невидимая брань. Война духовная совершается в душах наших – борьбой со злом за жизнь вечную. Мы обязаны быть духовными воинами, защищать любовь, истину и правду вечную. Должное внимание к вечным ценностям, к работе в нас Духа Святого позволяет испытать себя в борьбе с неправдой, ощутить вкус победы над грехом. Церковь подтверждает это великопостными богослужениями в дни праздников: Торжества Православия, святителя Григория Паламы, Поклонения Кресту, Благовещения Пресвятой Богородицы, преподобного Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Сколько было радости, когда Господь въехал на ослике в Иерусалим! И сколько злобы и ненависти было у купцов, фарисеев и книжников, когда Господь, войдя в храм и увидев, что он превращен в рынок, сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников».

После этого Господь совершил со Своими учениками последний ужин (Тайную Вечерю). Во время пасхального ужина Господь разломил хлеб со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», – а потом поднял чашу и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя, за вас и за многих проливаемая. Сие творите в Мое воспоминание». В Гефсиманском саду Господь пал на землю и молился с болью и кровавым потом: «Отче Мой! Если возможно, пронеси чашу сию мимо Меня. Но да будет не так, как Я хочу, но как Ты». Вскоре Иуда приводит толпу с оружием и, подходя к Учителю, целует Его. Этот поцелуй был знаком для воинов – кого надо арестовать.

Затем была темница. Допрос у Пилата. Бичевание. Терновый венец. Страшным было для Иисуса раннее утро того дня. Путь на Голгофу. Несколько раз падал Он под тяжестью Креста. Потом и вовсе потерял силы, так что вместо Него Крест взялся нести другой. И вот удары молотков возвестили о том, что человеческими руками пригвождается ко Кресту Сотворивший людей. Семь речений распятого Иисуса донесли до нас евангелисты. «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают», – произнес Он, превозмогая страдания и молясь о Своих врагах. Спустя некоторое время свидетели казни услышали другие слова: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю», – это сказано было разбойнику, который в последние часы своей жизни уверовал во Христа. А потом Господь обратился к Своей Пречистой Матери: «Жено! Вот сын Твой» – и, несмотря на боль, нашел в себе силы повернуть голову в сторону апостола Иоанна и продолжить речение: «Вот Матерь твоя!»

Так до последних мгновений жизни Спаситель заботился о тех, кто был рядом с Ним, и о Своей Матери. Самым таинственным было четвертое речение. Господь произнес Его на книжном древнееврейском языке. В переводе это звучит так: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это был самый страшный миг страданий Спасителя. Неужели Он ощутил Себя просто человеком, которого оставил Сам Бог? А потом Иисус проговорил: «Жажду». И следом за тем: «Совершилось!» – совершилось то, чего больше всего хотел Господь: человеческий род был искуплен Его жертвой. Теперь Отец снова рядом. «Отче! В руки Твои предаю дух Мой», – молвил Иисус, преклонил голову и испустил дух. С тех пор прошло почти 2000 лет.

Искупительная жертва, принесенная Спасителем, живет в сердцах верующих людей. Причащение Тела и Крови Христовой стало их жизненной потребностью. Великое утешение получают верующие, обращаясь к угодникам Божиим за духовной и телесной помощью.

Старинные намоленные иконы нашего храма, из которых некоторые можно назвать чудотворными, поскольку они временами мироточат, создают особую молитвенную обстановку, покой и умиротворенность. Многочисленные заказы, требы и приклады к иконам свидетельствуют об искренней благодарности Матери Божией, святителю Николаю, Царственным страстотерпцам, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим за полученную помощь в различных житейских нуждах. Многие прихожане совершают практически молитвенный подвиг, ежедневно прочитывая по 10-20 заказных акафистов и канонов, часами стоя на коленях перед иконами со слезными прошениями и благодарением. За месяц бывает прочитано более 2500 треб. С чтением Псалтири совершаются молитвы за Отечество наше – Святую Русь, молитвы о упокоении усопших, в том числе воинов, за веру и Отечество жизнь свою положивших, новомучеников, исповедников, а также священно-церковнослужителей, скончавшихся от вредоносного поветрия.

На протяжении поста почти ежедневно проводятся богослужения, в том числе с чтением Четвероевангелия, Великого покаянного канона Андрея Критского, Акафиста в день Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста), Жития преподобной Марии Египетской («стояние Марии Египетской»). Совершаются Пассии (службы Божественным Страстям Господним), прихожане стоят со свечами, участвуя в молитвенном песнопении, и по окончании службы прикладываются к распятию Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа. Воистину, благодатное время Великого поста способствует молитвенному подвигу желающих спасти свою душу.

Протоиерей Георгий САННИКОВ,
настоятель Успенско-Никольского
храма г. Ялуторовска

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.