Святитель Лука (Войно-Ясенецкий),
архиепископ Симферопольский и Крымский,
исповедник
|
О святителе архиепископе Луке – хирурге и богослове Войно-Ясенецком В.Ф. – я
впервые услышала в 90-м году, на лекции
преподавателя и регента омского Никольского собора Ливанова Николая Ивановича в
духовном училище Омской епархии. Ливанову Н.И. было уже за 80 лет, но он обладал
уникальной памятью! Поразительно ясно
помнил имена, даты, причины и следствия
событий.
Аристократ с консерваторским
образованием, он прекрасно пел, знал все
службы наизусть, имел красивые манеры,
цитировал Евангелие. Уже плохо слыша, он
мгновенно слышал фальшь в хоре! О своем
наставнике, архиепископе, ныне святителе,
Луке, хирурге В.Ф. Войно-Ясенецком, Ливанов говорил постоянно, с вдохновением
ссылаясь на цитаты какой-то неведомой
нам, ненапечатанной книги «О духе, душе и
теле». Со слезами он говорил о дружбе и
расставании с любимым владыкой и учителем, о жизни и страданиях, которые выпали
на долю великого врача и священника, и как
хоронили всем миром святителя Луку Крымского, несмотря на сопротивление властей.
Николай Ливанов уверенно говорил на своих
лекциях, что придет время и архиепископа
Луку оценят и канонизируют. На всю жизнь
остались в наших душах истории реального
свидетеля жизни святителя Луки.
Это были наши девяностые! С каким
вдохновением мы изучали неведомый нам
мир Православия, принимали участие в восстановлении храмов! Мы пытались понять – а
как это, жить во Христе? Как живая вода
для души и сердца, а иногда и тела, были
рассказы о жизни святителя Луки.
Узнав, что я собирала материал о
репрессированных священниках, Николай
Иванович пригласил меня с другими учащимися к себе домой. И мы увидели в старом
чемоданчике формата 30-х годов настоящие
сокровища: листы с партитурой церковных
песнопений, написанных от руки, и множество рукописных и печатных листов, среди
которых находились и листы машинописной
рукописи одного из великих богословских
трудов XX века – «О духе, душе и теле». А
на столе стояли фотографии святителя Луки
и большой семьи священников Ливановых.
Невозможно было оторваться от их обликов,
просветленных духом! А как мы застывали
под пронзительным взглядом святителя
Луки! Мы чувствовали, что произошла не
постижимая умом, не поддающаяся рациональной логике встреча наших душ с силой
веры святителя Луки, новомученика Тарасия
(Ливанова) и его семьи.
Николай Иванович по нашей просьбе написал книгу воспоминаний о святителе Луке
и о своей семье священников Ливановых,
о новомученике Тарасии (Ливанове). Одна
из глав воспоминаний была посвящена совместной работе со святителем Лукой над
печатной рукописью «О духе, душе и теле».
Ливанов вспоминал, что рукописный текст
будущей книги был уже написан святителем
и было необходимо напечатать на машинке
– тогда рукопись становится машинописью и
готова к изданию. Времени на это у святителя не было. Да и по причине слабеющего
зрения работать на печатной машинке святитель не мог. И Николай Иванович был одним
из помощников в этой работе. Доверял ему
святитель, потому что знал, что музыкант
крымской филармонии Николай Ливанов –
сын расстрелянного епископа Тарасия (Ливанова). Как вспоминал Н. Ливанов, работали
просто: Ливанов читал вслух рукописный
вариант, они обсуждали прочитанное, и потом Ливанов печатал на машинке. Святитель
прочитывал напечатанное, вносил поправки,
просил перепечатать. (Книга воспоминаний
Н.И. Ливанова была передана отцу Михаилу
Фасту, и часть воспоминаний вошла в книгу
протоиерея М.В. Фаста и Н.П. Фаст «Нарымская Голгофа», 2016 год.)
Тарасий (Ливанов), еп. Барнаульский, викарий
Новосибирской епархии.
Расстрелян 11 апреля 1933 г
|
А машинопись «О духе, душе и теле»
совершенно случайно осталась у меня – и
только потому, что с позволения Н.И. Ливанова я отдала людям читать перешитые
белыми нитками листы известнейшего в
будущем богословского труда. Эти листы
просто не вернулись в тот чемоданчик, потому что Николай Иванович ушел к Богу, и
весь богатейший ливановский архив канул в
небытие. А рукопись читали, передавали из
рук в руки люди верующие и неверующие,
журналисты и студенты, врачи и учителя. Я
думала, она никогда не вернется ко мне. Но
вернулась! И пролежала в моей архивной
коробке почти 30 лет…
Какое богодухновенное состояние вызывала машинопись у людей того времени! Об
этом можно бесконечно говорить. Но статья
о судьбе машинописи «О духе, душе и теле».
Как же ликовали мы, когда архиепископ
Симферопольский и Крымский Лука, уже
ставший частью духовной жизни нашего поколения, был причислен к лику местночтимых
святых Синодом Украинской Православной
Церкви Московского Патриархата 22 октября
1995 года! И в 2000 году был прославлен
Русской Православной Церковью. Сбылось
предсказание нашего учителя Николая Ливанова!
А в 2010 году вышла важная для нашей
истории книга «Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого):
сборник документов» протоиерея Николая
Доненко и С.Б. Филимонова (Симферополь,
2010), в которую вошли уникальные рассекреченные документы уполномоченных МГБ, которые бдительно наблюдали за происходящим
в Крымской епархии. Прекрасные работники,
молиться за них буду всю жизнь! Благодаря
профессионализму уполномоченных, у нас
теперь есть хорошая доказательная база
для нашей истории машинописи «О духе,
душе и теле».
Документы сборника подтверждают,
что Николай Ливанов работал в Крымской
филармонии, очень дружил со святителем
Лукой, пел в архиерейском хоре. В своих же
воспоминаниях Ливанов писал, что именно
в этот период он вошел в круг людей, посвященных в работу над машинописью «О
духе, душе и теле».
Фрагмент машинописи «О духе, душе и теле»
|
В сборнике есть письмо святителя Луки к
наблюдающим органам власти, где святитель
пишет о том, что в ознаменование получения
святителем Сталинской премии его хорошо
знакомый и замечательный музыкант Николай Ливанов устроил концерт струнного квартета на квартире святителя. Последствием
этого концерта было увольнение Ливанова
из филармонии. Святитель быстро нашел выход: рукоположил Ливанова в сан диакона,
затем в священники. Естественно, с согласия
Николая. Ливанов стал «любимчиком», по
выражению уполномоченных, владыки Луки,
который отзывался о нем как об одном из
сильных проповедников и церковных деятелей. В своем годовом отчете Патриарху
святитель писал о Ливанове, что «Господь
послал новых деятелей на ниве Христовой,
горящих духом, интеллигентных, один из
которых уже прославился своими неустанными проповедями и энергичной церковной
деятельностью».
Николай Иванович Ливанов. Фото ок. 1991 г
|
30 мая 1948 года, на дне празднования
25-летия епископской хиротонии святителя
Луки Крымского, Николай Ливанов, уже в
сане священника, произнес речь от имени
верующих его родины, г. Красноярска, где
святитель Лука был в ссылке, а также от
имени молодого духовенства, поставленного
им, и его учеников и выразил глубочайшее
почтение, искреннюю любовь и благодарность, желание продолжать дело возрождения
истинного Православия.
К этому празднику работа над машинописью «О духе, душе и теле» была окончена.
Именно в этот день, как зафиксировано в
сборнике документов, святитель Лука Крымский сообщил уполномоченному от власти,
который по службе обязан был находиться
на таких мероприятиях, о том, что им написан большой богословский труд «О духе,
душе и теле» и что в Патриархии согласны
были его отпечатать, но кто-то из структуры
власти не разрешил.
А вот это для нашей истории очень важный момент! Именно под таким названием
был представлен в Патриархию первый
печатный вариант великого богословского
труда святителя Луки. Это и есть прямое
документальное доказательство, что машинопись «О духе, душе и теле» не подделка!
Естественно, что машинопись была благословлена святителем. Наверняка и молились
над ней за успех дела – а как по-другому?
И только с благословения святителя Луки
только что рукоположенный Николай Ливанов
посмел взять часть оставшихся от печати
листов: благословение – святой закон для
сына расстрелянного епископа Тарасия. И
хранил машинопись «О духе, душе и теле»
с благословением святителя Луки Крымского
в чемоданчике регента Николая Ливанова
около 40 лет.
Спросите, почему регент? Это другая
история, которая случилась уже после того,
как Патриархия одобрила (наверное, можно сказать, благословила) машинопись «О
духе, душе и теле». Своему любимцу перед
принятием сана святитель Лука предложил
жениться. Но не сложилось, и Ливанов был
рукоположен целибатом. Святитель верил,
что Ливанов со временем станет талантливым архиереем. Ведь священник Ливанов
зарекомендовал себя как блестящий проповедник и преданный служитель Божий,
умевший вести за собой в Церковь молодежь. Но Бог послал испытание любимцу
святителя: он полюбил. Тогда святитель
вызвал к себе отца Николая и поставил
перед выбором: сан священника или любовь
земная. И Ливанов честно сказал ему, что
выбирает любовь земную. Святитель снял
с него сан, хотя очень переживал. А Ливанов в одной из последних бесед поведал
нам, что когда он сделал выбор в пользу
земной любви, то единственный раз в его
жизни заговорило сердце: «Что ты наделал!»
Из глаз нашего учителя, регента Ливанова
Николая Ивановича, лились слезы. Человек
всю жизнь каялся. Ушел в жизнь вечную
полностью раскаявшийся. Он оставил после
себя сотни учеников, которые блестяще пели
и поют в храмах. И после снятия сана продолжал бесконечно любить своего учителя,
святителя Луку. И это он, регент Ливанов
Николай Иванович, сохранил ту первую
благословленную машинопись святителя и
исповедника Луки Крымского «О духе, душе
и теле», позже изданную с названием «Дух.
Душа. Тело».
Слава Богу за все!
Алина АЛЛО-АПУХТИНА (Татиана),
г. Омск
|