«Епархиальные ведомости» были самым
распространенным видом церковных изданий. Они появились в России в 1860-е гг.,
когда церковные власти обратили внимание
на недостаточное освещение в «Губернских
ведомостях» церковных вопросов. Уже в
1840-х гг. в епархиях предпринимались попытки создания своих периодических изданий. Однако тогда эта инициатива не была
поддержана Святейшим Синодом.
Кроме того, провинция, в том числе и Тобольская губерния,
еще не имела достаточной
полиграфической базы, литературных и научных сил,
чтобы издавать сразу два
печатных органа. В 1860-е
ситуация изменилась, и
Синод разослал по епархиям программу херсонского
архиепископа Иннокентия
для создания епархиальных ведомостей. То, что
инициатива Иннокентия
получила такую поддержку,
было связано, во-первых,
с заинтересованностью
Синода в проведении в
жизнь решений высшей и
местной церковной власти.
Во-вторых, «Ведомости»
должны были служить выражением духовной жизни
местного духовенства.
Редакция «Тобольских
епархиальных ведомостей»
на протяжении всего издания 1882-1919 гг.
придерживалась программы, утвержденной
Святейшим Синодом в 1881 г. Как и «Тобольские губернские ведомости», епархиальные
состояли из официального и неофициального
отделов. В официальном отделе помещали
манифесты, Высочайшие повеления по духовному ведомству, указы и постановления
Святейшего Синода, Тобольской духовной
консистории, епархиальные известия, отчеты попечительств, советов епархиальных
и окружных училищ, постановления съездов
(общеепархиальных и окружных), списки учащихся семинарии и училищ. В неофициальном
отделе – статьи по всем отделам программы:
религиозно-нравственному, церковно-богослужебному, историческому, миссионерскому
и хроники. Не имея возможности помещать
одновременно статьи по всем означенным
отделам в одном номере за малым числом
печатных листов (до 2,5), редакция чередовала их через один или несколько номеров.
С 1885 г. стали выпускаться двойные номера
ежемесячно (от 4 до 4,5 п. л.).
«Тобольские епархиальные ведомости»
были своего рода литературно-исторической
летописью религиозной жизни Тобольской
губернии, а также России в целом. На их
страницах публиковались историко-статистические описания монастырей, церквей, сел,
летописи приходов. Например, в неофициальной части «Тобольских епархиальных
ведомостей» в 1901-1902 гг. была напечатана
статья «Поездка в Соловецкий монастырь
воспитанников Тобольской духовной семинарии летом 1900 года». В 1901 г. была опубликована статья А.И. Юрьевского «Тюменский
Троицкий монастырь» (№ 1, 2). Регулярно
печатались биографии выдающихся церковных деятелей края. Среди них «Деятельность
преосвященного Агафангела, бывшего епископа Тобольского» (1897. № 24), «О. Феодосий, игумен» (1898. № 24), «Юбилейное
торжество: 25-летие служения о. протоиерея
И.Г. Сентяшева, настоятеля Градо-Тобольской Благовещенской церкви» (1901. № 15).
Кроме того, публиковались работы по истории епархии, путевые заметки священников: «Материалы для истории Тобольской
иерархии и для характеристики тобольского миссионерства» (1899.
№ 10), «Путевые заметки
разъездного священника
за 1903 год» И. Петрова
(1911) и др.
На страницах «Тобольских епархиальных ведомостей» часто помещались
статьи миссионерского,
противораскольнического
характера. Как отмечала
редакция «Ведомостей»,
«это делалось ввиду особенных условий Тобольской
епархии, в которой раскол
свил себе крепкое гнездо»
и где «жили вожаки его –
Аввакум, Иосиф Истомин,
Дометиан и другие». Поэтому на борьбу с расколом
тратилось много усилий.
В числе опубликованных
в «Тобольских епархиальных ведомостях» работ
противораскольнического
характера можно назвать
такие, как «К истории мистических сект в
Сибири» И. Сырцова (1890. № 19/20), «Миссионерские противораскольнические беседы,
веденные миссионером Тобольской епархии
священником Константином Беллюсовым»
(1893, 1894), очерк Д.М. Березкина «Странники или бегуны» (1908. № 18-21) и другие. Ряд
статей этой тематики опубликовал в епархиальных ведомостях преподаватель Тобольской
духовной семинарии В.А. Ивановский. Среди
них: «Из уроков по обличению раскола
старообрядства (в 6-х классах Тобольской
духовной семинарии)» (1896. № 17/18), «О
современной деятельности Православной
Церкви против старообрядческого раскола»
(1896. № 21), «По поводу указываемой раскольниками старообрядцами "ошибки" Православной Церкви» (1897. № 10).
Кроме того, в «Тобольских епархиальных
ведомостях» помещались указы, уставы, отчеты съездов и собраний, постановления,
положения, различные сообщения духовенства епархии, епархиального братства
св. великомученика Димитрия Солунского
и православных обществ. Так, регулярно
публиковались «Отчеты Тобольского епархиального комитета Высочайше утвержденного
Православного Миссионерского общества».
В 1897 г., в связи с открытием Тобольского
отдела Императорского Православного Палестинского общества, были напечатаны статья
Н.А. Городкова об этом событии и речь М.
Лебедева «О значении палестинских святынь
для христианина и о целях Палестинского
общества» (1897. № 8). В 1904 г. был опубликован «Устав Обдорского миссионерского
братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского, чудотворца»
(1904. № 22).
Протоиерей Петр Головин –
первый редактор «Тобольских
епархиальных ведомостей» |
С открытием церковноприходских школ
(в 1885 г.) редакция «Ведомостей» стала
помещать статьи дидактико-педагогического
содержания, а также сведения о состоянии
церковных школ за каждый год.
«Тобольские епархиальные ведомости» издавались на деньги
(субсидии) от 433 церквей
губернии – по 5 р., что
давало в итоге 2165 р. На
эту сумму печаталось от 48
до 53 печатных листов в
год, в количестве около 600
экземпляров. Из них 20 экземпляров оставались для
редакции, остальные «шли в
обмен с редакциями других
изданий и на даровую рассылку». Из вышеуказанной
суммы ежегодно уплачивалось 700 р. типографии за
набор и отдельные оттиски
с брошюровкой, 350 р.–
за бумагу, 200 р. – за почтовые расходы, до 400 р.
– вознаграждения сотрудникам, 150 р. – помощнику
редактора, 100 р. – на
служителя, писца и мелкие канцелярские расходы;
около 300 р. отчислялось
редактору, который сам
осуществлял корректуру в
течение 10 лет.
Первые два года «Ведомости» печатались в
частной типографии А.Г. Калининой, взимавшей по 14 р. за лист набора; потом в
губернской типографии, сперва за 12 р., в
последующие шесть лет – за 12 р. 50 к.;
брошюровка стоила от 5 р. 25 к. до 4 р.
50 к. С открытием бумажной фабрики
А. Щербакова под Тюменью стоимость бумаги
снизилась до 4 р. То же можно сказать и
о стоимости почтовой пересылки. Епархиальным съездом 1881 г. указано было
производить рассылку через благочинных,
что сокращало расходы редакции. Но уже с
1883-1884 гг. большая часть причтов стала
выписывать «Ведомости» «поодиночно, минуя благочинных, которые часто жили вдали
от почтовых пунктов и слишком замедляли
своевременную доставку номеров. Причты
же, начав получать экземпляры поодиночно
(до 200), приплаты за пересылку не делали,
и редакция вынуждена была производить ее
в счет подписной цены».
Таким образом, материальные средства на издание «Ведомостей» отпускались
епархиальным духовенством не всегда достаточно. Как указывает П. Головин, их
можно было бы увеличить, ограничившись
перепечаткой подходящих статей из других
«Епархиальных ведомостей», избегая выплаты гонорара сотрудникам, но этого редакция
не допускала себе все десять лет, стараясь,
по возможности, поощрять своих авторов.
Синодальным указом от 29 июня 1881 г.
редактором «Тобольских епархиальных ведомостей» был утвержден ректор Тобольской
духовной семинарии П.Д. Головин. Первый
номер под его редакцией вышел в январе
1882 г. Протоиерей Петр Дмитриевич Головин осуществил давнишнюю мечту известного
сибирского историка Николая Алексеевича
Абрамова. В июне 1865 г. Абрамов писал:
«Надо бы издавать Тобольские епархиальные ведомости… Если б
началось это полезное и
нужное издание, то я готов давать ему перепечатывать помещенные и имеющие появиться статьи мои в "Страннике" и изданные в
"Тобольских губернских ведомостях", а сверх
того и писать по возможности о чем-нибудь,
касающемся до епархии вновь».
Титульный лист «Тобольских
епархиальных ведомостей», № 1 за
1903 г., с образом великомученика
Димитрия Солунского
|
Энергичный и увлеченный человек, Головин сумел привлечь к сотрудничеству в
«Епархиальных ведомостях» многих преподавателей семинарии, а также и «посторонних
семинарии лиц». Среди них И.Я. Сырцов,
В.Д. Сергеев, И.П. Ксенофонтов, П.Е. Самуилов, П.В. Знаменский, А.К. Недосеков,
А.И. Сулоцкий, статьи которых по истории
епархии, напечатанные в «Епархиальных
ведомостях», не утратили актуального звучания и в настоящее время. Считая издание
«Ведомостей» важным просветительским и
научным делом, отец Петр Головин никогда
не извлекал из своего редакторства какой-либо материальной выгоды. Зато, располагая
ограниченными средствами, он находил возможность вознаграждать своих сотрудников
даже в том случае, когда они не требовали
гонорара, считая сотрудничество с «Ведомостями» почетным делом. Современники
Головина отмечали, что имя его занимало
видное место в истории сибирской печати:
это был человек, по инициативе которого
последовало само открытие местного епархиального органа, и перворедактор, в течение
10 лет потрудившийся по организации и
постановке этого важного для Тобольской
епархии дела.
В одной из своих статей, посвященной
10-летию епархиального органа, «Сибирский листок» отмечал: «Все 10 лет "Ведомости" редактировал ректор семинарии
П.Д. Головин. По богатству, разнообразию
и капитальности материалов, неофициальная
часть "Ведомостей" отличалась не только от
"Епархиальных ведомостей" других сибирских
епархий, но и российских. В течение целого
десятилетия наши местные "Ведомости" не
без основания считались одними из лучших
в России, и на статьи, помещенные в них,
обращали внимание солидные
духовные журналы. С особенною тщательностью редакцией
разрабатывались вопросы по
сибирской церковной истории
и расколу».
В разные времена, кроме
П. Головина, редакторами «Тобольских епархиальных ведомостей» были: преподаватель
Тобольской духовной семинарии Николай Александрович
Городков (с 1892 г.); его брат,
учитель Тобольской духовной
семинарии, начальник Тобольского мужского духовного училища Алексей Александрович
Городков (с 1901 г.); протоиерей, ключарь Тобольского
кафедрального собора Григорий
Серафимович Тутолмин; преподаватель географии и природоведения духовного мужского
училища Аркадий Афиногенович
Зырянов (с 1914 г.); член Тобольского епархиального училищного совета Яков Павлович
Афанасьев (с 1915 г.).
Анализ публикаций «Тобольских епархиальных ведомостей» за 37 лет их существования приводит к выводу, что они являлись
органически неотъемлемой частью жизни
Тобольской губернии, реагируя на важные
явления в жизни людей. По характеру
публикаций можно условно выделить пять
основных направлений:
1. Религиозно-теологическое. Сюда
можно отнести толкования различий между
Православием и католицизмом, протестантизмом, вопросы о месте рационального начала
в духовной жизни верующих (например, «О
Православной Церкви»); публикации богословского характера, такие как подробный
церковный катехизис, составленный как священнослужителями Тобольской епархии, так
и другими, преимущественно из центральных
епархий России; статьи, посвященные миссионерской деятельности, борьбе с расколом;
публикации в форме бесед, например «Отповедь старообрядцам, преимущественно беспоповцам» и другие, регулярно печатавшиеся
Тобольским миссионерским комитетом.
2. Политическое, в котором обсуждались
вопросы переустройства общества. Начиная
с 1905 г. «Тобольские епархиальные ведомости» становятся изданием острополитического характера, выражая непримиримое
отношение к теориям нового переустройства
общества. Авторы «Ведомостей» писали о
вредном влиянии на людей «лжеучителей» из
числа политических ссыльных, «отрицающих
законную власть, не желающих честным путем приобретать себе пищу, проповедующих
"гнусный коммунизм", уничтожающий частную
собственность, парализующих честный труд».
Публикации 1918 г. – это своеобразное
хронологическое описание непрестанных
конфликтов Русской Православной Церкви
с учреждениями советской власти: печатались сообщения о посягательствах на
жизнь священнослужителей, о разрушении и
осквернении храмов, разграблении церковного имущества. В 1919 г. ярко выражены непримиримое отношение духовенства к новой
власти, надежды на скорейшую победу над
большевиками армий Колчака, Юденича, Деникина. В это же время печаталась хроника
массовых расстрелов священнослужителей в
разных губерниях России.
3. Социально-нравственное направление,
где обсуждались вопросы семьи, велась борьба с получившими в то время распространение такими народными бедствиями, как пьянство, венерические болезни, самоубийства
молодежи. Статьи социально-нравственного
плана отличаются наибольшей остротой в
1910-е гг. Характерна в этом отношении публикация священника Д. Березкина «В чаду
порнографии». «Тобольские епархиальные
ведомости» приводят статистику резко возросшего употребления спиртного в губернии.
Желая помочь страдающим от пьянства, редакция публиковала рекомендации народной
медицины, типа «чай от запоя», с подробным
описанием применения лечебных средств и
местных трав.
4. Бытовая сфера, где излагались советы
для повседневной жизни человека. Например, советы, как сделать обувь непромокаемой, как лечиться грязевыми ваннами,
заметки о заготовке леса в неурожайные
годы и т. д.
5. Хроника текущих событий, объявления,
реклама. Начиная с 1914 г. отдел хроники
и объявлений пестрит сообщениями о вакансиях на различные должности церковных
приходов, особенно в сельской местности.
Материалы «Тобольских епархиальных
ведомостей» свидетельствуют, что, несмотря на тенденцию к снижению религиозного
чувства в обществе, Тобольская епархия
сохранила огромное влияние на людей и,
являясь органической частью государства,
искренне боролась за лучшую судьбу своей
паствы, обнаруживая при этом поразительную стойкость и верность религиозно-нравственным установкам. Сами же «Тобольские
епархиальные ведомости» – литературноисторическая летопись религиозной жизни
губернии. Оценивая деятельность редакции
«Ведомостей», характер и направленность
изданий епархиального братства, следует
отметить их монолитный союз в деле христианского просвещения населения губернии,
устремленного к духовному единению, боголюбию и преданности Отечеству. Тобольское
епархиальное братство, в силу разнообразия
своей деятельности, тесно сотрудничало с
Тобольским статистическим комитетом и
губернским музеем. Одни и те же люди
составляли основной костяк общественных
организаций, вели большую научную работу.
Е.Н. КОНОВАЛОВА,
кандидат исторических наук,
г. Тюмень
|