ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2023 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Наша Православная Церковь

Православная Церковь, единая, святая, соборная и апостольская, была основана Господом нашим Иисусом Христом и Его апостолами, утверждена во всем мире и распространена их преемниками – епископами и священниками.

Православная Вселенская Церковь – матерь Церкви Русской. Ее избрал киевский князь Владимир, который сам принял крещение в 988 году и крестил Русь. День рождения Церкви – день Пятидесятницы – наступил в 50-й день после Воскресения Христова, когда в Иерусалиме Святой Дух сошел на апостолов. В тот день уверовало и крестилось три тысячи человек. Тогда же просвещенные и умудренные Святым Духом апостолы пошли в мир научить людей истинной вере во Христа. И они учили и основывали Церкви в странах Европы, Индии и Северной Африки.

В течение тысячи лет была только одна Церковь – Православная, с пятью большими центрами христианской жизни, которые мы называем патриархатами: Иерусалим, Антиохия, Рим, Константинополь и Александрия. Все они содержали одну и ту же веру до 1054 года, когда Церковь Рима (ныне Римско-Католическая) отделилась от других церквей, потому что Папа Римский хотел стать правителем всех христиан на земле. Позже, в 1517 году, Римско-Католическая Церковь в Германии разделилась, потому что в ней были введены неизвестные ранее верования и обычаи, и возникло протестантское движение. Его возглавил католический богослов Мартин Лютер. Протестантские лидеры не имели между собой согласия, и каждый пошел своим путем, делая противоположное тому, что делал Папа, и они отошли еще дальше от учения и обычаев истинной Церкви. Сегодня в мире насчитывается более 250 протестантских течений, которые, хотя и принимают Христа, но объясняют Его учение не так, как это делали апостолы и отцы Церкви.

Остальные четыре патриархата остались верными учению Христа до сего дня. За прошедшие века они способствовали образованию во всем мире других православных Церквей: Русской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Элладской и др., – которые, будучи едиными в вере, в управлении друг от друга не зависят. Мы называем их автокефальными и автономными церквами. Они составляют единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, которая берет свое учение из Священного Писания и Священного Предания и верит в следующее.

Бог сотворил все видимое и невидимое из небытия единственным Своим Словом. Венцом Его творения явились мужчина и женщина – Адам и Ева, которых Бог сотворил по образу Своему и по подобию Своему для вечной, благодатной и счастливой жизни. Однако, обольстившись словами дьявола, который обещал им, что они будут как боги, Адам и Ева нарушили заповедь своего Творца и ниспали из благодатного состояния в греховное. Все грани души и жизни человеческой искривились, стали искаженными. В результате человеческая природа сейчас отражает лишь малую долю света, чистоты и совершенства образа Божьего. Иными словами, из-за первородного греха наши чувства непостоянны и переменчивы, разум несовершенен, воля ослаблена, тело подвержено болезням, взаимоотношения часто греховны, семьи нездоровы.

Вот почему Бог послал Своего Сына, Господа Иисуса Христа (Ин. 3:16). Он восстановил союз человека с Творцом, обновил человеческую природу и, устроив на земле Церковь, дал нам благодать Святого Духа для жизни в общении с Ним.

Бог Отец благоволил Своему Сыну и Слову Божьему быть зачатым по человечеству Святым Духом в утробе чистой и непорочной Девы Марии и родиться в палестинском городе Вифлееме. Он есть наш Господь и Спаситель Иисус Христос, вместе совершенный Бог и совершенный человек. Когда Ему исполнилось 30 лет, Он крестился в реке Иордан от Иоанна Крестителя, но не потому, что Он нуждался в крещении, а для того чтобы показать нам пример и Свое великое смирение. Затем Он избрал 12 апостолов, чтобы они помогали Ему учить людей любви Божией. Три года Он провел с ними, уча, наставляя их и говоря им о том, что нужно делать после Его вознесения на небо. Один из двенадцати апостолов тайно сговорился с иудейскими первосвященниками, которые завидовали Христу и боялись Его, и предал Его им. Вместе с захватившими в то время Палестину римлянами они приговорили Его к смерти на кресте. Через три дня, как Он и предсказывал, Христос воскрес из мертвых и являлся апостолам и другим ученикам в течение сорока дней. Затем Он вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца.

Через 10 дней после Своего вознесения Сын Божий послал Святого Духа, Духа Истины, Который исходит от Отца, на Своих апостолов, как Он обещал им. И Святой Дух сошел на них и почил над головой каждого из них в виде языков пламени, когда в ожидании они собрались вместе в иерусалимской горнице, и святые апостолы получили силу свыше вести проповедь и возрождать людей к новой благодатной жизни.

Итак, мы видим, что истинный Бог, будучи Единым по естеству, различается в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын (Бог Слово, Которым Бог сотворил все и Который стал человеком по воплощении) и Бог Дух Святой (Им Бог Отец посылает Свою благодать, чтобы Своей Божественной энергией поддержать, укрепить, утвердить, воссоздать и спасти мир). Эти Три Лица, составляющие Единого истинного Бога, мы называем Троицей.

Пути, которыми Святой Дух сообщает нам Божественную благодать, мы называем таинствами. Цель таинств состоит в том, чтобы помочь человеку спастись и возвратиться к Богу. Таинства – это источник благодати и средства борьбы со склонностью человека ко греху, с которой рождаются все люди после падения Адама и Евы из благодатного состояния в греховное.

В Православной Церкви совершаются семь таинств.

Таинство Крещения. Бог хочет, чтобы каждый человек очистился от грехов и греховных страстей и начал жить по-новому. Поэтому Иисус повелел Своим апостолам пойти ко всем людям земли и крестить их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа троекратным погружением в воду (а не окропляя их, как это делают другие христианские конфессии). В Крещении Святой Дух сходит на воду и на крещаемого в ней человека, очищает его от грехов и возрождает к новой благодатной жизни во Христе.

Таинство Миропомазания. Сразу после Крещения мы восстаем свободными от греха, но беззащитными. Поэтому священник помазывает нас святым миром, и Святой Дух облекает нас благодатью. Эти два таинства, Крещение и Миропомазание, мы принимаем только раз в земной жизни. Господь Иисус Христос предупреждает: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3:5).

Таинство Евхаристии. Его мы впервые получаем только после Крещения и Миропомазания. Данное таинство установил Сам Иисус Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и крестной смерти. Взяв хлеб и благодарив Бога Отца, Он благословил хлеб и подал ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, Которое за вас предается». Также взяв чашу с вином и возблагодарив, подал им, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». И Он заповедал им делать так всегда в воспоминание о Нем: «Кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, во мне пребывает, и Я в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Это есть духовная поддержка, в которой мы нуждаемся, чтобы расти в вере, и мы должны регулярно приступать к Причащению со страхом Божиим, верой и любовью, после духовного приготовления постом, молитвой и таинством Покаяния. Кто не будет приступать к этим таинствам, тот не будет иметь в себе жизни и духовной силы.

Таинство Покаяния. В Крещении мы омываемся от всех наших грехов. Однако как мы можем избавиться от грехов, которые совершаем после Крещения? Мы делаем это с помощью таинства Покаяния, или исповеди. Как бы ни были велики грехи людские, милосердие Божие бесконечно. Господь вновь возводит падших, даруя им видение своих грехов, раскаяние в них и духовную силу для отвержения зла и жизни по воле Божией и Его заповедям.

Нарушение заповедей выражается в маловерии, суеверии (оккультные знания, экстрасенсорика, магия, ворожба, гадание и астрология), в кощунстве, божбе и в сквернословии, в пренебрежении к церковной службе и домашней молитве, в несоблюдении воскресных и праздничных дней, в непочитании родителей, празднословии, клевете, зависти и воровстве, особенно в смертных грехах: убийстве (в т.ч. детоубийстве – аборт и употребление абортивных средств), в блуде, в прелюбодействе и иных извращениях телесных, в нежелании бороться со своими страстями: чревоугодием, пьянством, курением, блудными помыслами, желаниями и ощущениями, сребролюбием, гневом, памятозлобием, ненавистью, местью, унынием, отчаянием, тщеславием и гордостью. Грехом является и неделание того, что мы обязаны делать: быть смиренными, относиться ко всем с любовью, прощением, состраданием и служить Богу.

Мы должны идти к священнику – нашему духовному отцу на исповедь и рассказать ему всю правду о том, что мы сделали. И он помолится Богу, чтобы Господь простил нас, и попросит Его ниспослать Святого Своего Духа, чтобы Своею благодатью очистить нас от грехов – при условии, если мы обещаем исправить наши недостатки и больше не повторять этих грехов. Мы должны приступать к этому таинству так часто, как чувствуем в нем потребность. «Если мы говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:8-9).

Эти четыре таинства – Крещение, Миропомазание, Причащение и Покаяние – абсолютно необходимы для нашего спасения.

Таинство Елеосвящения. Освященный елей, которым священник помазывает нас при совершении Елеосвящения, предназначен для того, чтобы даровать нам исцеление от болезней, а также терпение, крепость, веру, надежду и любовь к Богу, чтобы вынести все страдания и достичь мирного христианского конца нашей земной жизни.

Таинство Брака. В этом таинстве на мужчину и женщину, которые свободно решили вступить в брак, сходит Божественная благодать, чтобы «двое стали одной плотью» и неразрывно жили вместе всю жизнь, ища прежде всего Царствия Божия и правды его (Мф. 6:33), помогая друг другу в житейских нуждах, сохраняя взаимную супружескую верность. Церковь в лице священника благословляет их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивает им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Таинство Священства (хиротония). Это таинство совершается, когда человек призывается стать священнослужителем (диаконом, пресвитером, епископом). Через дар благодати Святого Духа, подаваемый в хиротонии (рукоположении от епископа), человек становится орудием Божиим в духовных нуждах чад Православной Церкви – через служение литургии, совершение таинств и духовное руководство: наставление людей в вере, благочестии и добрых делах.

Значимость святых. Святые – это праведные люди, чья жизнь была близка к Богу и которые служили своим ближним превыше своего долга. Многие из них даже отдали свои жизни за Христа – их мы называем мучениками. Святым дана особая благодать вспомоществовать нам в наших молитвах к Богу о прощении и спасении нас – всем, кто духовно вместе с ними возносит свои молитвы к Богу и в радости, и в горе, особенно в различных нуждах: в телесных болезнях, в душевных скорбях, в семейном неблагополучии и в житейских обстоятельствах. Господь в ответ на эту общую молитву посылает благодатную помощь и спасение. Мы называем это ходатайством святых. Великими ходатаями среди святых являются Пресвятая Дева Мария и святой Иоанн Креститель, апостолы, пророки, святители и мученики. «Они прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают; сами тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как святые души их; даже капли крови и все, что носит на себе следы их страданий, так же действительны, как их тела», – свидетельствует о святых угодниках Божиих святитель Григорий Богослов.

Жизнь после смерти. Поскольку Адам и Ева отпали от благодати Божией и подвергли себя и всех своих потомков духовной смерти, потеряли возможность жить вечно, то Господь определяет им состояние временной смерти по телу: «…земля ты и в землю отойдешь, а дух возвратится к Богу, который дал его». При наступлении смерти наша душа отделяется от тела и проходит частный суд, или мытарства, где душа истязается за все свои дела, слова и помышления, – то есть Бог дает душе возможность видеть всю жизнь, которую она прожила в теле, и выносит справедливый суд соответственно тому, что человек делал, живя в теле: доброе и злое.

Если какая душа имела жизнь по вере во Христа, жизнь и дела, соответственные этой вере, то она милостью Божией может пройти эти мытарства и достигнуть места радости, чтобы получить награду, которую мы называем небесной (райской), и ожидать всеобщего суда. Если душа не имела веры и жизни по вере, совершила много злых дел и смерть наступила без покаяния и прощения грехов, то она пойдет в место скорби и раскаяния, называемое адом, – ожидать наказания, которое будет определено на последнем суде. Апостол Иоанн увещает нас, чтобы мы уклонялись от всякого зла: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17). Мир, лежащий во зле, пытается омрачить нашу душу, лишить духовной жизни и связи с Богом. Он использует соблазны, пробуждает низменные инстинкты, которые повергают человека в растление, насаждает псевдорелигиозные учения, язычество, восточную философию, магию, гороскопы и т.д. Ежегодно на нас выплескивают мифических драконов, диких зверей («год змеи» и т.п.) и примеры безнравственности. И это при всем том, что мы имеем богатейшую православную культуру, созданную нашими великими соотечественниками: Ломоносовым, Пушкиным, Васнецовым и многими другими. Возлюбленные, не будем подражать злу, но добру, и Бог мира – духовного, святого и вечного – да пребудет с нами (ср.: 3 Ин. 1:11; Фил. 4:9).

Спасение. Сколько бы мы ни жили на этой земле – несколько ли дней или много лет, – это единственная наша возможность соединиться с Богом, жить по вере в Него и творить добрые дела, чтобы после смерти возвратиться к тому блаженству и благости, тому состоянию благодати, от которого отпали Адам и Ева из-за своей самонадеянности и непослушания.

Наша Православная Церковь показывает нам правильный путь жизни, потому что она есть тело Христово. Церковь есть Царство Божие на земле. Поэтому, если мы живем жизнью, близкой к учению Церкви, выполняем волю Господа нашего Иисуса Христа, то после смерти все, что нам реально остается сделать, – это перейти из Царства Божия на земле в Царство Божие на небе. Аминь.

* * *

Если вас интересует все то, о чем здесь сказано, и вы ищете ответы на вопросы о православной вере и нравственности, о Церкви, о смысле жизни, – приходите в любой православный храм и обратитесь со своими вопросами к священнику. «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).

Тобольская духовная семинария

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.