Православная Церковь, единая, святая,
соборная и апостольская, была основана
Господом нашим Иисусом Христом и Его
апостолами, утверждена во всем мире и распространена их преемниками – епископами
и священниками.
Православная Вселенская Церковь – матерь Церкви Русской. Ее избрал киевский
князь Владимир, который сам принял крещение в 988 году и крестил Русь.
День рождения Церкви – день Пятидесятницы – наступил в 50-й день после
Воскресения Христова, когда в Иерусалиме
Святой Дух сошел на апостолов. В тот день
уверовало и крестилось три тысячи человек.
Тогда же просвещенные и умудренные Святым Духом апостолы пошли в мир научить
людей истинной вере во Христа. И они учили
и основывали Церкви в странах Европы,
Индии и Северной Африки.
В течение тысячи лет была только одна
Церковь – Православная, с пятью большими
центрами христианской жизни, которые мы
называем патриархатами: Иерусалим, Антиохия, Рим, Константинополь и Александрия.
Все они содержали одну и ту же веру до
1054 года, когда Церковь Рима (ныне Римско-Католическая) отделилась от других церквей, потому что Папа Римский хотел стать
правителем всех христиан на земле. Позже,
в 1517 году, Римско-Католическая Церковь
в Германии разделилась, потому что в ней
были введены неизвестные ранее верования
и обычаи, и возникло протестантское движение. Его возглавил католический богослов
Мартин Лютер. Протестантские лидеры не
имели между собой согласия, и каждый пошел
своим путем, делая противоположное тому,
что делал Папа, и они отошли еще дальше от
учения и обычаев истинной Церкви. Сегодня
в мире насчитывается более 250 протестантских течений, которые, хотя и принимают
Христа, но объясняют Его учение не так, как
это делали апостолы и отцы Церкви.
Остальные четыре патриархата остались
верными учению Христа до сего дня. За
прошедшие века они способствовали образованию во всем мире других православных
Церквей: Русской, Сербской, Болгарской,
Кипрской, Элладской и др., – которые, будучи
едиными в вере, в управлении друг от друга
не зависят. Мы называем их автокефальными
и автономными церквами. Они составляют
единую, святую, соборную и апостольскую
Церковь, которая берет свое учение из Священного Писания и Священного Предания и
верит в следующее.
Бог сотворил все видимое и невидимое
из небытия единственным Своим Словом.
Венцом Его творения явились мужчина и
женщина – Адам и Ева, которых Бог сотворил по образу Своему и по подобию
Своему для вечной, благодатной и счастливой
жизни. Однако, обольстившись словами дьявола, который обещал им, что они будут как
боги, Адам и Ева нарушили заповедь своего
Творца и ниспали из благодатного состояния
в греховное. Все грани души и жизни человеческой искривились, стали искаженными.
В результате человеческая природа сейчас
отражает лишь малую долю света, чистоты и
совершенства образа Божьего. Иными словами, из-за первородного греха наши чувства
непостоянны и переменчивы, разум несовершенен, воля ослаблена, тело подвержено
болезням, взаимоотношения часто греховны,
семьи нездоровы.
Вот почему Бог послал Своего Сына,
Господа Иисуса Христа (Ин. 3:16). Он восстановил союз человека с Творцом, обновил
человеческую природу и, устроив на земле
Церковь, дал нам благодать Святого Духа
для жизни в общении с Ним.
Бог Отец благоволил Своему Сыну и Слову Божьему быть зачатым по человечеству
Святым Духом в утробе чистой и непорочной Девы Марии и родиться в палестинском
городе Вифлееме. Он есть наш Господь и
Спаситель Иисус Христос, вместе совершенный Бог и совершенный человек. Когда Ему
исполнилось 30 лет, Он крестился в реке
Иордан от Иоанна Крестителя, но не потому,
что Он нуждался в крещении, а для того
чтобы показать нам пример и Свое великое
смирение. Затем Он избрал 12 апостолов,
чтобы они помогали Ему учить людей любви
Божией. Три года Он провел с ними, уча,
наставляя их и говоря им о том, что нужно
делать после Его вознесения на небо. Один
из двенадцати апостолов тайно сговорился
с иудейскими первосвященниками, которые
завидовали Христу и боялись Его, и предал
Его им. Вместе с захватившими в то время
Палестину римлянами они приговорили Его
к смерти на кресте. Через три дня, как Он
и предсказывал, Христос воскрес из мертвых
и являлся апостолам и другим ученикам в
течение сорока дней. Затем Он вознесся на
небо и воссел одесную Бога Отца.
Через 10 дней после Своего вознесения
Сын Божий послал Святого Духа, Духа Истины, Который исходит от Отца, на Своих
апостолов, как Он обещал им. И Святой Дух
сошел на них и почил над головой каждого
из них в виде языков пламени, когда в ожидании они собрались вместе в иерусалимской
горнице, и святые апостолы получили силу
свыше вести проповедь и возрождать людей
к новой благодатной жизни.
Итак, мы видим, что истинный Бог, будучи
Единым по естеству, различается в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын (Бог Слово, Которым
Бог сотворил все и Который стал человеком по воплощении) и Бог Дух Святой (Им
Бог Отец посылает Свою благодать, чтобы
Своей Божественной энергией поддержать,
укрепить, утвердить, воссоздать и спасти
мир). Эти Три Лица, составляющие Единого
истинного Бога, мы называем Троицей.
Пути, которыми Святой Дух сообщает нам
Божественную благодать, мы называем таинствами. Цель таинств состоит в том, чтобы
помочь человеку спастись и возвратиться к
Богу. Таинства – это источник благодати и
средства борьбы со склонностью человека
ко греху, с которой рождаются все люди после падения Адама и Евы из благодатного
состояния в греховное.
В Православной Церкви совершаются
семь таинств.
Таинство Крещения. Бог хочет, чтобы
каждый человек очистился от грехов и греховных страстей и начал жить по-новому. Поэтому Иисус повелел Своим апостолам пойти
ко всем людям земли и крестить их во имя
Отца, и Сына, и Святого Духа троекратным
погружением в воду (а не окропляя их, как
это делают другие христианские конфессии).
В Крещении Святой Дух сходит на воду и
на крещаемого в ней человека, очищает его
от грехов и возрождает к новой благодатной
жизни во Христе.
Таинство Миропомазания. Сразу после
Крещения мы восстаем свободными от греха,
но беззащитными. Поэтому священник помазывает нас святым миром, и Святой Дух
облекает нас благодатью. Эти два таинства,
Крещение и Миропомазание, мы принимаем
только раз в земной жизни. Господь Иисус
Христос предупреждает: «Если кто не родится
от воды и Духа, не может войти в Царство
Божие» (Ин. 3:5).
Таинство Евхаристии. Его мы впервые
получаем только после Крещения и Миропомазания. Данное таинство установил Сам
Иисус Христос во время Тайной Вечери,
накануне Своих страданий и крестной смерти. Взяв хлеб и благодарив Бога Отца, Он
благословил хлеб и подал ученикам, говоря:
«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, Которое за вас предается». Также взяв чашу
с вином и возблагодарив, подал им, говоря:
«Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя
Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». И Он заповедал
им делать так всегда в воспоминание о Нем:
«Кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, во
мне пребывает, и Я в нем. Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь
вечную, и Я воскрешу его в последний день».
Это есть духовная поддержка, в которой мы
нуждаемся, чтобы расти в вере, и мы должны регулярно приступать к Причащению со
страхом Божиим, верой и любовью, после
духовного приготовления постом, молитвой и
таинством Покаяния. Кто не будет приступать
к этим таинствам, тот не будет иметь в себе
жизни и духовной силы.
Таинство Покаяния. В Крещении мы
омываемся от всех наших грехов. Однако
как мы можем избавиться от грехов, которые
совершаем после Крещения? Мы делаем это
с помощью таинства Покаяния, или исповеди.
Как бы ни были велики грехи людские, милосердие Божие бесконечно. Господь вновь
возводит падших, даруя им видение своих
грехов, раскаяние в них и духовную силу для
отвержения зла и жизни по воле Божией и
Его заповедям.
Нарушение заповедей выражается в
маловерии, суеверии (оккультные знания,
экстрасенсорика, магия, ворожба, гадание и
астрология), в кощунстве, божбе и в сквернословии, в пренебрежении к церковной
службе и домашней молитве, в несоблюдении
воскресных и праздничных дней, в непочитании родителей, празднословии, клевете,
зависти и воровстве, особенно в смертных
грехах: убийстве (в т.ч. детоубийстве – аборт
и употребление абортивных средств), в блуде, в прелюбодействе и иных извращениях
телесных, в нежелании бороться со своими
страстями: чревоугодием, пьянством, курением, блудными помыслами, желаниями и
ощущениями, сребролюбием, гневом, памятозлобием, ненавистью, местью, унынием,
отчаянием, тщеславием и гордостью. Грехом
является и неделание того, что мы обязаны
делать: быть смиренными, относиться ко
всем с любовью, прощением, состраданием
и служить Богу.
Мы должны идти к священнику – нашему
духовному отцу на исповедь и рассказать ему
всю правду о том, что мы сделали. И он
помолится Богу, чтобы Господь простил нас,
и попросит Его ниспослать Святого Своего
Духа, чтобы Своею благодатью очистить нас
от грехов – при условии, если мы обещаем
исправить наши недостатки и больше не повторять этих грехов. Мы должны приступать
к этому таинству так часто, как чувствуем
в нем потребность. «Если мы говорим, что
не имеем греха – обманываем самих себя,
и истины нет в нас. Если исповедуем грехи
наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой
неправды» (1 Ин. 1:8-9).
Эти четыре таинства – Крещение, Миропомазание, Причащение и Покаяние – абсолютно необходимы для нашего спасения.
Таинство Елеосвящения. Освященный
елей, которым священник помазывает нас
при совершении Елеосвящения, предназначен
для того, чтобы даровать нам исцеление от
болезней, а также терпение, крепость, веру,
надежду и любовь к Богу, чтобы вынести все
страдания и достичь мирного христианского
конца нашей земной жизни.
Таинство Брака. В этом таинстве на
мужчину и женщину, которые свободно решили вступить в брак, сходит Божественная
благодать, чтобы «двое стали одной плотью»
и неразрывно жили вместе всю жизнь, ища
прежде всего Царствия Божия и правды его
(Мф. 6:33), помогая друг другу в житейских
нуждах, сохраняя взаимную супружескую
верность. Церковь в лице священника благословляет их супружеский союз, в образ
духовного союза Христа с Церковью, и испрашивает им благодать чистого единодушия для
благословенного рождения и христианского
воспитания детей.
Таинство Священства (хиротония).
Это таинство совершается, когда человек
призывается стать священнослужителем
(диаконом, пресвитером, епископом). Через
дар благодати Святого Духа, подаваемый в
хиротонии (рукоположении от епископа), человек становится орудием Божиим в духовных
нуждах чад Православной Церкви – через
служение литургии, совершение таинств и
духовное руководство: наставление людей в
вере, благочестии и добрых делах.
Значимость святых. Святые – это праведные люди, чья жизнь была близка к Богу
и которые служили своим ближним превыше
своего долга. Многие из них даже отдали
свои жизни за Христа – их мы называем
мучениками. Святым дана особая благодать
вспомоществовать нам в наших молитвах к
Богу о прощении и спасении нас – всем, кто
духовно вместе с ними возносит свои молитвы к Богу и в радости, и в горе, особенно
в различных нуждах: в телесных болезнях,
в душевных скорбях, в семейном неблагополучии и в житейских обстоятельствах.
Господь в ответ на эту общую молитву посылает благодатную помощь и спасение. Мы
называем это ходатайством святых. Великими
ходатаями среди святых являются Пресвятая
Дева Мария и святой Иоанн Креститель,
апостолы, пророки, святители и мученики.
«Они прогоняют демонов, врачуют болезни,
являются, прорекают; сами тела их, когда
к ним прикасаются и чтут их, столько же
действуют, как святые души их; даже капли
крови и все, что носит на себе следы их
страданий, так же действительны, как их
тела», – свидетельствует о святых угодниках
Божиих святитель Григорий Богослов.
Жизнь после смерти. Поскольку Адам и
Ева отпали от благодати Божией и подвергли
себя и всех своих потомков духовной смерти,
потеряли возможность жить вечно, то Господь
определяет им состояние временной смерти
по телу: «…земля ты и в землю отойдешь,
а дух возвратится к Богу, который дал его».
При наступлении смерти наша душа отделяется от тела и проходит частный суд, или
мытарства, где душа истязается за все свои
дела, слова и помышления, – то есть Бог
дает душе возможность видеть всю жизнь,
которую она прожила в теле, и выносит
справедливый суд соответственно тому, что
человек делал, живя в теле: доброе и злое.
Если какая душа имела жизнь по вере во
Христа, жизнь и дела, соответственные этой
вере, то она милостью Божией может пройти
эти мытарства и достигнуть места радости,
чтобы получить награду, которую мы называем небесной (райской), и ожидать всеобщего
суда. Если душа не имела веры и жизни по
вере, совершила много злых дел и смерть
наступила без покаяния и прощения грехов,
то она пойдет в место скорби и раскаяния,
называемое адом, – ожидать наказания, которое будет определено на последнем суде.
Апостол Иоанн увещает нас, чтобы мы
уклонялись от всякого зла: «Не любите
мира, ни того, что в мире: кто любит мир,
в том нет любви Отчей. Ибо все, что в
мире: похоть плоти, похоть очей и гордость
житейская, – не есть от Отца, но от мира
сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек»
(1 Ин. 2:15-17). Мир, лежащий во зле, пытается омрачить нашу душу, лишить духовной жизни и связи с Богом. Он использует соблазны, пробуждает низменные инстинкты, которые
повергают человека в растление, насаждает псевдорелигиозные учения, язычество,
восточную философию, магию, гороскопы и
т.д. Ежегодно на нас выплескивают мифических драконов, диких зверей («год змеи»
и т.п.) и примеры безнравственности. И это
при всем том, что мы имеем богатейшую
православную культуру, созданную нашими
великими соотечественниками: Ломоносовым,
Пушкиным, Васнецовым и многими другими.
Возлюбленные, не будем подражать злу, но
добру, и Бог мира – духовного, святого и
вечного – да пребудет с нами (ср.: 3 Ин.
1:11; Фил. 4:9).
Спасение. Сколько бы мы ни жили на
этой земле – несколько ли дней или много
лет, – это единственная наша возможность
соединиться с Богом, жить по вере в Него
и творить добрые дела, чтобы после смерти
возвратиться к тому блаженству и благости,
тому состоянию благодати, от которого отпали
Адам и Ева из-за своей самонадеянности и
непослушания.
Наша Православная Церковь показывает
нам правильный путь жизни, потому что она
есть тело Христово. Церковь есть Царство
Божие на земле. Поэтому, если мы живем
жизнью, близкой к учению Церкви, выполняем волю Господа нашего Иисуса Христа, то
после смерти все, что нам реально остается
сделать, – это перейти из Царства Божия
на земле в Царство Божие на небе. Аминь.
* * *
Если вас интересует все то, о чем здесь
сказано, и вы ищете ответы на вопросы о
православной вере и нравственности, о Церкви, о смысле жизни, – приходите в любой
православный храм и обратитесь со своими
вопросами к священнику. «Жаждущий пусть
приходит, и желающий пусть берет воду
жизни даром» (Откр. 22:17).
Тобольская духовная семинария
|