В первой переписи 1623 г. письменный
голова Зловидов и подьячий Салтанаков отметили в Тюменском уезде на то время 99
деревень и одно село Коломенка. В этом
селе отмечено 6 домов посадских граждан
и один двор местного попа, с которым проживали диакон и пономарь.
Первые переселенцы в это село прибыли
вероятно с г. Усолье на реке Каме Пермского края. Вот усольские мужики, видимо,
и назвали свое поселение первоначально
Коломенка, что означало в их местах, на
реке Каме, вид речного беспарусного судна.
Но это название Коломенки не прижилось
у жителей села, и позднее село назвали по
имени местной речки Каменки. И это было
правильное решение.
А вот церковь деревянная, похоже, была
построена стараниями переселенцев, так как
она была занесена в перепись Дозорной
книги 1623 года. Тем более это была первая церковь в Тюменском уезде. Появление
церкви в населенном пункте придало ему
статус села и означало образование церковного прихода. А чуть позднее образовалась и
Каменская волость. Волость – самая малая
административная единица в царской России,
в которую входило население нескольких
деревень.
Крестьяне села Каменка и прилегающих
деревень обрабатывали пашню на своих
земельных участках, сеяли пшеницу, овес, а
под зиму высевали озимую рожь. Кто-то из
местных мужиков служил в Тюмени ямщиком
и оформлял документы для получения статуса
государственного извозчика. Это приносило
доходы семье. Ведь тогда во время ежегодных летних и зимних ярмарок требовалось
перевозить большое количество грузов. Люди
деревенские кормились в основном от земли,
а также искали другие способы заработка в
Тюмени. Казалось, так будет всегда, и ничто и никто этому не помешает. Ведь народ
деревенский всегда надеялся лично на себя
и не ждал, когда манна небесная ему в тарелку упадет. А для этого нужно трудиться.
В 1654 г. произошел раскол в Русской
Православной Церкви. Патриарх Никон при
поддержке царя Алексея Михайловича решил
провести реформу богослужебных книг на
греческий манер. Русские богослужебные
книги переписывались на греческий лад.
Идеологи реформы предлагали внести изменения в церковные распорядки и ведение
церковных служб. При этом уничтожалась
вся старая церковная богослужебная литература. Это привело к волнениям и недовольству простого верующего русского народа и даже в рядах самого духовенства.
А царская власть из Москвы приступила к
повсеместному жестокому подавлению народных масс, требовавших отмены церковной
реформы. Восстания народа прокатились по
всей стране, но были жестоко подавлены и
рассеяны регулярными войсками царской
армии. Результаты этой акции в России привели к тому, что некоторые покинули Россию,
а часть не принявших реформы патриарха
Никона разбежались целыми семьями,
деревнями по глухим и необжитым краям
государства Российского. Много церковных
изгнанников осело на Урале, в Западной и
Восточной Сибири. Они селились в глухих
местах вдоль сибирских рек: Исети, Пышмы,
Кармака, Туры и Тобола.
Вот и в границах Тюменского уезда
осело в те годы много старообрядцев. Они
жили обособленно, возделывали пашню, сеяли пшеницу, разводили и выращивали для
своих нужд домашний скот. Раскольники, как
тогда называли вероотступников в России, не
вступали в контакты с местными жителями,
сторонились светской и духовной власти.
Рожали и растили своих детей в своей, как
им казалось, истинной вере. Но и здесь,
в далекой Сибири, раскольников склоняли
к «новой вере», а если они отказывались
принять ее, то местная власть оформляла
на них двойную подать, или двойной подушный налог. Но, несмотря на все невзгоды,
староверы-переселенцы пытались обустроить
свою жизнь. В той же деревне Космаковой
Успенской (Кармакской) волости они имели
даже свой отдельный молельный дом. Об
этом автор уже сообщал в статье «Космаковские староверы» за 31 января 2012 года
в газете «Красное Знамя».
Сегодня наш рассказ об умышленном
поджоге церкви в селе Каменка в 1687 году.
По мнению автора, 27 марта по старому
стилю (9 апреля по новому стилю) 1687
года в Сибири, может быть, и в России в
целом, произошел первый террористический
акт на почве церковного раскола. Почему-то
многие тюменские авторы посчитали, что
тогда в Каменке собрались раскольники в
количестве 400 человек и устроили в православном храме самосожжение. Сама постановка вопроса на эту тему не выдерживает здравого смысла.
Вначале об этом факте упомянул Александр Иваненко в своей книге «85 лет Тюменскому району» в 2008 году. Александр Стефанович пишет: «В 17 веке в селе Каменском появились христиане-раскольники,
хранители старой веры, но и здесь их преследовали местные власти, принуждая принять
новую веру. В качестве протеста староверы
избрали самосожжение, причем проводили это массово. Известно, что в 1687 г.
в день Пасхи в Каменской церкви сожглись
400 человек. Ужасный протест». Александра
Иваненко, доктора сельскохозяйственных
наук, профессора, краеведа, преподавателя
университета Северного Зауралья, помню и
уважаю еще по бывшему сельхозинституту. Я
помню, будучи студентами института, вместе
с однокурсниками побывали на квартире
ученого. Именно тогда, более 40 лет тому
назад, я поделился с именитым ученым
своей заветной мечтой, что хочу в будущем
писать об истории нашего края. Увы, я тогда
не смог объяснить своему преподавателю, на
чем основывается моя мечта. Теперь я бы
сказал, что мечта формируется у человека
еще с грудным молоком матери, а позднее
от большого желания познать окружающий
тебя мир. Вот, пожалуй, и все составляющие,
которые формируют у человека стратегию
исследователя. Хотя допускаю и другие
мнения, мотивы на этот счет.
Вот и обозреватель Владимир Поротников в газете «Красное Знамя» за
20 января 2019 г. в своей статье «Самосожженцы» пишет: «Первая и самая
крупная гарь на территории Тюменского
уезда была в 1687 году в Каменке. Тогда около 400 раскольников, бежавших в
Сибирь от гонений никонианцев, в знак
протеста прибегли к самосожжению, запершись в деревянной церкви Покрова
Пресвятой Богородицы». Опять же, как
под копирку, сгоревшими в церкви села
Каменки оказываются 400 раскольников
и у этого автора.
А как происходили события того дня и
ночи? И почему раскольники в таком количестве вдруг оказываются в православном
храме? Ведь раскольники были отлучены от
Православной Церкви и были преданы анафеме самим Патриархом Никоном. Что-то тут
не так. Ведь отлучники-раскольники боялись
ступить на порог православного храма, потому что считали, что там правит Антихрист.
А после 1666 года, по мнению раскольников,
там служили одни слуги Антихриста. Ведь это
обстоятельство должно насторожить авторов,
пишущих на темы церковного раскола в
Сибири и России в целом.
Предоставим слово церковному историку, кандидату богословских наук, магистру
теологии, духовному писателю протоиерею
Иоанну Яковлевичу Сырцову (1837-1919).
По служебным делам он не раз бывал в
Тобольске, изучал историю местного сибирского раскола старообрядцев. В 1878-1880 гг.
И.Я. Сырцов являлся учителем церковной
и общей истории в Тобольской духовной
семинарии и Тобольском епархиальном
училище. С 10 июня 1881 года он состоял
действительным членом Тобольского губернского статистического комитета. Протоиерей
Иоанн Сырцов был корреспондентом многих
российских газет и в том числе журнала «Тобольские епархиальные ведомости» («ТЕВ»).
Вот что написал Иоанн Сырцов в журнале «ТЕВ» в № 15-16 от 1 августа 1887
года: «В сибирской летописи под 1687 г.,
27 марта, описан следующий ужасный факт.
Тюменского уезда в село на Каменке собралось на 27 марта к пасхальной утрени
(продолжительное богослужение – авт.) из
разных деревень православных жителей обоего пола до 400 человек. В полночь началась
в церкви Покрова Пресвятой Богородицы
утреня. Во время самого торжества, вдруг,
церковь, переполненная до крайней тесноты
народом, загорелась, снизу из-под трапезы
(помещение или стол для приема пищи –
авт.) и паперти (площадка перед входными
дверями – авт.). В несколько минут огонь
проник в самый храм и загородил выход.
Народ бросился к окнам, и некоторым действительно удалось выскочить из пламени,
но зато убивались до смерти от падения на
землю с большой высоты, и немногие только
отделались увечьями. Все остальные, до 250
человек, погибли в пламени, вместе с причтом (священно-церковные служители церкви
– авт.) и со святыней храма. Виновниками
этого ужасного пожара, в светлый Христов
праздник, когда все смертные приглашались
к всеобщей радости и любви, – были раскольники, подбросившие и воспламенившие
под церковью порох, "да хотящие и не хотящие" спасутся!»
Стало быть, в деревянную церковь тогда
собрался православный народ, а не раскольники. Судя по тому, что помещение церкви
было переполненное и в нем находилось 400
человек, то требовалось примерно только для
верующих 100 квадратных метров – это 4
человека на 1 кв. метр. Стало быть, только
для верующих помещение должно быть не
менее 10х10 метров. Здесь, в помещении,
должен быть небольшой алтарь и иконостас
с развешанными иконами или иконами в
киотах. Киот представляет собой небольшой
деревянный ящик, с лицевой стороны закрытый стеклом. Киоты бывают напольные или
настенные. Одним словом, все перечисленное – это служебное место для приходского
причта: священника, диакона и пономаря.
Это еще 20-30 кв. метров. Поэтому общая
площадь храма для проведения церковной
службы причту села Каменки в ту роковую
ночь требовалась примерно в 130 кв. метров,
или 10х13 метров.
Далее. Из текста историка И. Сырцова
узнаем, что верующие граждане во время
пожара падали из окна с большой высоты. Стало быть, в данном случае из окон
второго этажа деревянной церкви, и это не
менее 5-6 метров высоты. История нам не
сохранила никакой информации по этому
храму. По факту в церкви должны ежегодно оформляться клировые ведомости, в
которых указывается информация о храме
со дня постройки, о состоянии здания, подсобных объектов при церкви в год отчета,
видах текущего ремонта, пожертвованиях на
храм от граждан и перечисляется весь состав церковного причта. Причт – священник
или настоятель храма, диакон, пономарь и
староста храма. Староста храма избирается
православной общиной из достойных граждан
прихода на 3 года. Он получает официальное
оформление на работу (службу) старостой
храма. Денег за свою службу староста не
получает. (Когда начали издаваться «Тобольские епархиальные ведомости», в этом
журнале публиковались и даты назначения
старост на службу в храм.) Сторож церкви
или трапезник указывается в редких случаях
в ежегодных клировых ведомостях храма.
Теперь абсурдна сама мысль, что 27
марта 1687 года в Покровской церкви села
Каменки сгорели раскольники, да еще в
таком количестве. Ведь граждане многих
деревень Каменского прихода вместе со
своим настоятелем храма в тот вечер собрались – предположительно, к 12 часам
ночи, – чтобы встретить светлый праздник
Пасхи. Ведь если батюшка служит в местном храме много лет, то он практически
в лицо знает свою паству. Его уважает и
любит деревенский простой народ. Если бы
в храме было 400 раскольников, разве они
стали бы выпрыгивать в окна? Ведь к акту
самосожжения раскольники готовятся долго и
основательно. В некоторых случаях они принимают настои трав в виде успокаивающих
средств. Раскольники наверняка бы приняли
тогда свою смерть смиренным образом. Тем
более в храме тогда находился весь православный причт: настоятель церкви, диакон
и пономарь, – и православные служители
церкви погибли в пламени вместе с деревенским православным народом, как об этом
повествует сибирская летопись.
Остается открытым вопрос, кто занес в
подвал Покровского храма бочки с порохом
и кто в нужное время поджег это взрывчатое вещество и тем самым совершил этот
чудовищный террористический акт? На этот
вопрос мы вряд ли узнаем ответ. 27 марта
(по ст. стилю) 2022 года исполняется ровно
335 лет этому трагическому событию. В том
аду уцелели 150 человек, судя по записям
историка И.Я. Сырцова.
В качестве предположения можно допустить, что раскольники договорились со
сторожем церкви или запугали его до смерти, чтобы заполучить ключ от церкви села
Каменки. В ночное время, когда церковь
закрыта на ключ и трапезник (или сторож)
обычно отдыхает в своей сторожке недалеко
от храма, раскольники могли занести туда
смертоносный груз. Видимо, были загодя
подвезены к храму и бочки с порохом. А в
полночь, когда весь окрестный православный народ собрался в церковь,
чтобы встретить светлую Пасху, там,
в подвале храма, уже сидел раскольник-смертник, чтобы зажечь порох. А
может, и не один. И эти слуги дьявола
устроили с наступлением светлой Пасхи
варфоломеевскую ночь – массовое
убийство в Каменке неповинных православных крестьян из многих соседних
деревень. Возможно, многие погибли
в этом аду целыми семьями, деревенскими улицами, а то и всей деревней.
Деревни на то время состояли из нескольких крестьянских дворов, лишь некоторые имели десятки крестьянских усадеб.
Сама церковная служба по встрече светлой Пасхи занимает у местного священника
обычно три часа. Вот тогда и прогремел
огромной силы взрыв в подвале храма. От
взрыва обычно вылетают сразу стекла в
окнах здания, образуется огромный огненный
шар вперемешку с поднятой пылью. Заряд
пороха был подложен грамотно и именно
под то место в подвале, чтобы основная
ударная сила и пламя огня перекрыли пути
эвакуации верующих из здания первого этажа в дверь на улицу. Именно в этом месте
стены здания загорелись в первую очередь.
Люди православные, оглушенные взрывом,
поначалу, видимо, и побежали по лестнице
вниз к выходу из горящего здания. Но, по
всей вероятности, увидев в огне весь первый
этаж, верующие вернулись, давя друг друга
в суматохе, на уцелевший пока еще второй
этаж. Вот все, кто еще уцелел в этом аду,
и стали ломиться к окнам, а после, пытаясь
спасти свою жизнь, летели вниз к земле,
как придется – вниз или вверх головой.
Многие граждане обезумели от увиденного
кошмара, огня, пыли, криков, боли и звона в
ушных перепонках и просто мешали другим
верующим выбраться из этого ада на улицу.
Большую часть людей поглотило тогда пламя
пожара. Прыжок из окна горящей церкви
был единственным способом сохранить свою
жизнь. Но и этим способом удалось воспользоваться немногим, часть верующих погибла
от удара о землю, а лишь небольшая часть
православных, переломав при этом себе
ноги или руки, осталась жива. Страшно подумать, что в этом кошмаре тогда находились
старики и дети. Сотворить такое массовое
убийство на земле сибирской могли только
нелюди или слуги дьявола – скрытые раскольники. Об этом факте мало кто слышал
из ныне живущих.
Сказать, сколько было в ту трагическую
ночь в этом храме раскольников, теперь
вряд ли кто сможет. Они могли быть лишь
в малом количестве среди прихожан, и это
однозначно. Это так называемые скрытые
раскольники. Об этом факте впервые написал церковный историк, изучающий сибирский раскол, Иоанн Сырцов в журнале «ТЕВ» в № 17-18 от 1 сентября 1887 года.
Он сообщает: «Большая часть старообрядцев
предпочитала оставаться "потаенными" раскольниками во избежание двойного оклада
(налогов и сборов от государства – авт.)
и тех притеснений, какие делались записным раскольникам со стороны духовных и
гражданских представителей власти. В этом
укрывательстве раскольникам помогали иногда и приходские священники, записывая
явных раскольников в число православных,
чтобы большим числом в своем приходе
раскольников не навлечь на себя гнев и преследование со стороны строгих тобольских
митрополитов и консистории».
А выводы по этой страшной трагедии
XVII века в селе Каменке Тюменского уезда
делать нам, ныне живущим уже в XXI веке.
В этой ужасной истории для автора этих
строк оставался невыясненным один вопрос:
а сгорела ли сама церковь в ту страшную,
а точнее сказать, кошмарную ночь 27 марта
1687 года? Ответ найден в «Хронологическом обзоре церковно-исторических событий
Сибири в 300-летний период ее существования». В этом обзоре на 1 апреля 1884 года
сообщается: «1687 г. в Тюменском уезде в
с. Каменка, в 20 верстах от Тюмени, на
день Св. Пасхи собрались к заутреннему
пению всяких чинов люди, тутошние жители
и из уездов, с женами и детьми человек ста
четыре (400 – авт.). Во время того утреннего
пения церковь под трапезной и под папертью
внутри загорелась великим огнем, одного
часу со святыми иконами и с церковной
утварью, и со всеми людьми сгорела. Знатно
умыслом противников церковных и мятежников-раскольников сие учинено…».
Теперь можно точно сказать, что деревянный храм сгорел в селе Каменке 27
марта 1687 года, а огонь поглотил при этом
пожаре 250 православных граждан из окрестных деревень местного церковного прихода.
Владимир КАЛИНИНСКИЙ,
краевед-исследователь.
Фотографии с сайта Тобольской
митрополии
|