На первой неделе Великого поста
Православная Церковь обращается к
человеку словами Великого покаянного
канона Андрея Критского, читаемыми
на вечернем богослужении с
понедельника по четверг.
Весь канон Андрея Критского –
это беседа человека с собственной
душой, призыв подняться из грязи
жизни, проснуться, начать жить
чисто и свято: «Душе моя, душе
моя, восстани, что спиши!»
Канон через библейские образы
– Адама и Еву, рай и грехопадение,
патриарха Ноя и потоп, царя Давида
и, выше всего, – через Христа и
Церковь призывает современного,
в суете погрязшего и забывающего
Бога и Его заповеди человека
раскаяться в своем постоянном
бо гоот ст упниче стве. События
священной истории явлены как
события личной жизни каждого
человека – моей жизни. Моя жизнь показана
мне как часть той великой, всеобъемлющей
борьбы между Богом и восстающими против
Него силами тьмы.
Грех, прежде всего, это отказ от жизни
для Бога и по-Божьему. «Из праха создав
жизнь, Ты вложил в меня плоть, и кости,
и дыхание, и жизнь. Но, о Создатель мой,
Избавитель мой и Судия, прими меня,
кающегося». Грешник не должен думать,
что он может до конца жить в грехах
безнаказанно. Нет, ему грозит участь
содомлян – жителей города Содомы, стертого
Богом с лица земли за постоянно творимые
в нем нарушения заповедей Божьих.
«Как Господь наказал некогда беззаконие
содомлян, так и ты, душа, воспламенила
огонь геенский, в котором будешь ты гореть»
(Песнь 2-я).
От этой страшной участи спасает
раскаяние. «Великий пророк Моисей
поселился в пустыне; иди и ты, душа,
подражай его образу жизни, дабы и тебе
узреть в пустыни явление Бога» (Песнь 5-я).
Моисеевой пустыней становится
на первой неделе поста церковь.
Вся красота богослужения, весь
его чин: облаченные в темные
одежды служащие и прихожане,
стоящие с горящими свечами,
трогательный мотив песнопений,
коленопреклоненные молитвы, – все
располагает, настраивает человека
на покаянный лад.
Церковь дает возможность
очистить душу от грехов
богоотступничества через исповедь
и помогает раскаявшейся и
очистившейся покаянными слезами
душе соединиться со Христом
через принятие Тела и Крови Его
в таинстве Причастия. Сотворивший
человека по Своему образу и
подобию Бог был, есть и ныне пребывает с
кающимися в Божием храме.
Татиана НИКОЛИНА,
Успенско-Никольский храм
г. Ялуторовска
(использована проповедь
епископа Виссариона (Нечаева))
|