В первое воскресенье Великого поста
Православная Церковь
отмечает Торже ство Православия. Учение
о почитании икон, основанное на Святом
Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось
неприкосновенным. Но иконоборческая ересь,
появившаяся в Греции, распространилась по
многим странам. Церковь Божия подверглась
гонению. Более 100 лет лились слезы и невинная
кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа
нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, молиться им перед иконами. Этих
православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы
и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.),
закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений. Но
только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения и
возвращены на прежние должности
иконопочитатели, а иконоборцам
христолюбивой царицей Феодорой
было предложено или оставить свое
заблуждение, или прекратить церковное служение.
Патриархом Константинопольским Мефодием в 843 г. был установлен чин особого праздничного
богослужения. Эта служба представляет собой торжество Церкви над
всеми когда-либо существовавшими
ересями и расколами. В ней утверждается не только православное
учение об иконопочитании, но и все
догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются
не только иконопочитатели, но и все
живущие и отошедшие ко Господу в
вере и благочестии отцов.
Однако история иконоборчества
на этом не закончилась. Предупреждение Спасителя Иисуса Христа о
том, что Церковь и верующие, так
же как и Он Сам, в земной жизни
будут гонимы, остается действенным
на все времена. В ХХ веке в России началась богоборческая эпоха – верующих
вновь репрессировали, а иконы сжигали,
ломали, крошили… Боголюбивые же люди,
видя в образах первообразы Господа, Божией Матери и святых угодников Божиих,
спасали иконы от лютых
безбожников, рискуя
порой собственной свободой и самой жизнью.
Так из кострища
спасла в ночное время
храмовую икону Николая
Чудотворца женщинаялуторовчанка, на подводе под сеном привезшая ее сначала на
сохранение домой, а
затем, после Великой
Отечественной войны,
передавшая законному
владельцу – УспенскоНикольскому храму.
Чудесным было явление в наш храм иконы
Богородицы «Иверская».
Семь десятилетий она
была попираема – находилась в скотском хлеву замурованной в
пол. Когда прогнивший настил было решено
заменить, то одна из уцелевших досок, поднятая из полов, к удивлению хозяев, оказалась… иконой дивной красоты! Отмытую от грязи и нечистот, принес ее ялуторовчанин
в Успенско-Никольский храм. В настоящее время эта икона является
особо почитаемой чудотворной, о
чем свидетельствует ее украшение.
Благодать Божия изливается от
мироточивых икон: Нерукотворного
образа Спасителя, Божией Матери:
Успения, Смоленской, Знамение,
Всецарицы, Целительницы, Казанской, а также Царственных страстотерпцев, Серафима Саровского,
святителя Николая Чудотворца.
Через наши иконы Господь и сегодня являет верующим примеры
чудотворения. Свидетельство тому и
многочисленные рассказы прихожан
наших храмов, и молчаливые, но щедрые дары на украшение тех икон,
через которые люди получили во
всевозможных трудных жизненных
ситуациях реальную помощь свыше.
На все времена остается для нас
актуальным призыв: Русь святая,
храни веру православную!
Татьяна МОЛОДЫХ,
Успенско-Никольский храм
г. Ялуторовска
|