Наша душа, словно земля после обильного дождя, имеет замечательную возможность напитаться духовно, духовно воспрянуть, стряхнуть с себя оковы сна. Это время
Великого поста. «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается…», –
эти умилительные слова Покаянного канона
преподобного Андрея Критского, которые мы
слышим за вечерними великопостными богослужениями в первые четыре дня Великого
поста, являются потребностью кающейся
души, помогают нам осознать страстную
природу своей души.
Великий пост, который наступил 7 марта
и продлится до 24 апреля, когда мы будем
торжественно праздновать день светлого
Христова Воскресения, – это время, когда
мы можем заставить себя остановиться,
прервать бесконечный, ежедневный бег.
Это время, когда мы можем вглядеться в
свое собственное сердце, понять, насколько
далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он непрестанно зовет нас. Это время,
когда небо открывается для нас, время,
когда боль покаяния сильней всего может
уязвить нашу душу и заставить ее искать
свободы от греха и от страстей, которая
может эту боль исцелить. И
Господь в эти дни так близок
каждому кающемуся. Это
время, когда пробуждается
и оживает душа. А помогает
этому молитва, соединенная
с кротостью, смирением и
терпением.
Пост должен принести
радость, а не печаль. В
Евангелии от Матфея читаем:
«Когда поститесь, не будьте
унылы, как лицемеры, ибо они
принимают на себя мрачные
лица, чтобы показаться людям
постящимися. Истинно говорю
вам, что они уже получают
награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою
и умой лице твое, чтобы явиться постящимся
не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное,
воздаст тебе явно» (Мф. 6, 14-18).
Великие учители Церкви напоминают
нам о том, как необходимо правильно поститься. «Не одни уста должны поститься,
нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и
все наше тело», – поучает святитель Иоанн
Златоуст. У него же читаем: «Ты постишься?
Напитай голодных, напои жаждущих, посети
больных, не забудь заключенных. Утешь
скорбящих и плачущих, будь милосерден,
кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив,
чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии
даровал плоды покаяния».
«Истинный пост есть устранение от злых
дел. Прости ближнему оскорбление, прости
ему долги. "Не в судах и сварах поститесь".
Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь
себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься
вечера, но тратишь день в судебных местах», – пишет святитель Василий Великий.
Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства,
другая – для мирян. Умение поститься
приходит со временем от поста к посту.
Как советуют священники, во время
поста нужно поменьше смотреть телевизор
и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях. И это
будет намного полезней, чем исследовать
этикетки на продуктах: нет ли там сухого
молока или еще чего-нибудь непостного.
Музыка, празднословие, пересуды, развлекательные телепередачи, «зависание» на
любимых сайтах – это вещи более опасные,
чем стакан молока или колбаса на столе. В
пост необходимо более строгое отношение к
себе, к своему внутреннему миру. «И что ты
смотришь на сучок в глазе брата твоего, а
бревна в своем не видишь?» – напоминает
нам Спаситель, и это в Великий пост должно
для нас стать непременным условием для
очищения своей души.
Во время поста полезно читать духовные
книги. В них мы найдем много спасительного утешения для своей души. Так, в одной
из книг игумена Никона (Воробьева) читаем:
«В наступившие дни святого поста приведи
себя в порядок, примирись с людьми и с
Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь
прощение и обретешь надежду спасения.
Сердце сокрушенно и смиренно Бог не
уничижит, а без этого никакие жертвы и
милостыни не помогут тебе».
Пост не должен стать источником ссор
в семье, когда один из супругов не пришел
еще к необходимости поститься, а другой
искренне этого желает. Молитва во время
поста, соединенная с кротостью и терпением, может поднять супружеские отношения
на качественно новый уровень.
Очень важными являются третье воскресенье и четвертая седмица Великого
поста, они называются «крестопоклонными». В третье воскресение Великого поста за всенощной, после пения Великого
славословия, выносится святой крест и полагается посредине храма для поклонения
верующим. При поклонении Церковь поет:
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и
Святое Воскресение Твое славим». Церковь
выставляет в середине святой Четыредесятницы (так именуется Великий пост по
количеству дней от начала до Лазаревой
субботы) верующим честный крест для
того, чтобы напоминанием о страданиях и
смерти Господней воодушевить и укрепить
постящихся к продолжению подвига поста.
Святой крест остается для поколения в
течение недели до пятницы, когда после
часов, перед литургией, уносится обратно
в алтарь.
Во время Великого поста установлены
дни особого поминовения усопших – это 2-я,
3-я и 4-я субботы поста. Они называются
еще родительскими субботами, потому что
каждый в частности поминает своих родителей. Как советует святая Церковь, в эти дни
надо делать добро за умершего: почитать
Псалтирь (17-ю кафизму), подать записочку
о упокоении на проскомидию,
жертвовать в церкви и монастыри вино «Кагор» для
Святой Евхаристии (таинства
Причащения), муку для просфор, покупать духовные
книги и раздавать верующим.
Очень полезна милостыня за
наших усопших сродников.
Вот только в постные дни
приносить на канун (стол
для приношений) скоромные
продукты не разрешается.
Многие люди в эти дни любят
бывать на кладбище. Но вот
на вопрос, что важнее в день
памяти близких – побывать
на кладбище или отслужить
обедню в церкви, – ответ
батюшек однозначен: отслужить обедню в
храме важнее посещения могил. Хорошо
усопшему все: и милостыня, и панихида, и
обедня, но если усопший умер в неверии,
то лучше всего за него подавать милостыню.
Ведь святые говорят, что «милостынькой
покрываются многие грехи».
Будем же и мы внимательны к своему
внутреннему миру, постараемся исправить
себя. Перечитаем жития святых, поучимся
у них великим добродетелям: смирению,
молчанию, нестяжанию, любви к Богу и
ближнему. Для этого у нас есть замечательное время – спасительное время
Великого поста!
Лариса Леонидовна ТЕЛЕГИНА,
почетный работник общего
образования РФ
|