Возлюбленные о Господе архипастыри,
всечестные отцы, иноки и инокини, дорогие
братья и сестры!
В эти дни, когда мы молитвенно вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников
Церкви Русской, явленный нашими достославными предшественниками в годину лютых
испытаний, я обращаюсь ко всем вам словами апостольского приветствия: благодать
и мир вам да умножатся в познании
Бога и Христа Иисуса, Господа нашего
(2 Пет. 1, 2).
Сто лет назад в вихре постреволюционных перемен богоборцы нашли,
как им казалось, подходящий повод для
того, чтобы развернуть мощную антирелигиозную кампанию: под предлогом
сбора средств для нужд голодающих
Поволжья и других регионов страны
началось насильственное изъятие церковных ценностей, сопровождавшееся
репрессиями духовенства, монашествующих и мирян. Беззаконие и произвол,
попрание и надругательство над святынями вскоре стали повсеместными.
В условиях жесточайших гонений
в феврале 1922 года святитель Тихон,
Патриарх Всероссийский, обратился ко
всем верным чадам Русской Православной Церкви с особым посланием, в
котором свидетельствовал об активных
усилиях, которые предпринимает Церковь, чтобы поддержать страждущее от
голода население. Помимо призывов
к главам отдельных христианских конфессий помочь денежными средствами
и продовольствием, по благословению
святителя Тихона был основан специальный церковный комитет, а во всех
храмах организован сбор пожертвований.
Более того, принимая во внимание
масштабы бедствия, Патриарх разрешил
«жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы,
не имеющие богослужебного употребления».
Единственное, с чем не мог согласиться
Первосвятитель, – с изъятием из храмов
«священных предметов, употребление коих
не для богослужебных целей воспрещается
канонами Вселенской Церкви и карается
Ею как святотатство» (Послание Патриарха
Тихона о помощи голодающим и изъятии
церковных ценностей, 15/28 февраля 1922 г.).
Однако, несмотря на ясно изложенную
и обоснованную позицию Патриарха Тихона, насильственные изъятия продолжились.
Достаточно напомнить о событиях, произошедших в марте 1922 года в Шуе, чтобы
понять, какое на самом деле отношение к
Церкви было у новой власти. По толпе людей,
вставших на защиту попираемых святынь,
был открыт пулеметный огонь. Совершенным
злодеянием преследования верующих, увы,
не закончились.
Богоборцы не скрывали, что видят своей главной целью окончательную и скорую
расправу над Русской Православной Церковью. И сегодня, спустя сто лет, нельзя без
содрогания читать страшные строки директивы: «Чем большее число представителей
реакционного духовенства ... удастся нам
по этому поводу расстрелять, тем лучше, ...
чтобы на несколько десятков лет ни о каком
сопротивлении они не смели и думать». Не
забота о голодающих людях, но адская злоба
и ненависть к Церкви двигали безбожными
строителями новой России.
В ходе кампании по изъятию церковных
ценностей только за первое полугодие 1922
года большевиками было спровоцировано
более 1400 случаев кровавых столкновений,
которые сопровождались арестами, показательными судебными процессами, расстрелами, тюремными заключениями и ссылками.
В этих преследованиях и страданиях за
имя Христово тысячи чад церковных явили
пример крепкой веры и духовной стойкости, терпения и мужества, приняли
мученическую смерть и неувядающие
венцы славы (1 Пет. 5, 4). Ныне же
они предстоят Престолу Вседержителя,
вознося молитвы о Церкви Русской, о
земном Отечестве нашем, о странах и
народах, принадлежащих к православной
традиции.
Размышляя о причинах трагических
событий XX века, мы свидетельствуем:
все попытки построить светлое будущее
без Бога обречены на неудачу, а посему
и не могут дать людям столь желанного
счастья и благополучия. Поистине, если
Господь не созиждет дома, напрасно
трудятся строящие его; если Господь
не охранит города, напрасно бодрствует
страж (Пс. 126, 1). Нужно быть слепым,
чтобы не видеть этого главного урока
минувшего столетия.
Вспоминая прошлое, совершая
спасительную миссию в настоящем,
Церковь ожидает славного Второго
пришествия Христова, когда, по слову
Священного Писания, будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28), когда
отрет Он всякую слезу с очей людских,
и смерти не будет уже; ни плача, ни
вопля, ни болезни уже не будет, ибо
прежнее пройдет (Откр. 21, 4).
Пока же, пребывая на земле и со
смирением проходя предлежащее нам
поприще (Евр. 12, 1), будем стремиться
жить по евангельским заповедям, усердно
молиться и неленостно трудиться, уклоняться
от зла и творить благо (Пс. 33, 15), хранить
единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).
Бог терпения и утешения да дарует вам
быть в единомыслии между собою, по учению
Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа
нашего Иисуса Христа (Рим. 15, 5-6).
Аминь.
+ Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси
|