ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№03 2021 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А. Крылова «Ручей»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Ручей» впервые была опубликована в 1812 году. В басне повествуется, как пастух, сидя у ручья, жалобно сетовал на реку, в которой у него утонул ягненок. Услышав жалобу пастуха, Ручей стал осуждать ненасытную Реку, которая многие жертвы «столь алчно проглотила». Ручей приговаривал, что если бы ему судьба дала «обильные столь воды», то он не причинил бы никому вреда. Но вот, через некоторое время, пошел сильный дождь, и Ручей стремительно стал набирать водную мощь. Своим бурным потоком Ручей размыл берега, повалил деревья. И хижины были смыты, и пастушок погиб со всем своим стадом.

Почитаем басню.

РУЧЕЙ


Пастух у ручейка пел жалобно, в тоске,
Свою беду и свой урон невозвратимый:
Ягненок у него любимый
Недавно утонул в реке.
Услыша пастуха, Ручей журчит сердито:
«Река несытая! что, если б дно твое
Так было, как мое,
Для всех и ясно и открыто
И всякий видел бы на тинистом сем дне
Все жертвы, кои ты столь алчно проглотила?
Я, чай бы, со стыда ты землю сквозь прорыла
И в темных пропастях себя сокрыла.
Мне кажется, когда бы мне
Дала судьба обильные столь воды,
Я, украшеньем став природы,
Не сделал курице бы зла:
Как осторожно бы вода моя текла
И мимо хижинки и каждого кусточка!
Благословляли бы меня лишь берега,
И я бы освежал долины и луга.
Но с них бы не унес листочка.
Ну, словом, делая путем моим добро,
Не приключа нигде ни бед, ни горя,
Вода моя до самого бы моря
Так докатилася чиста, как серебро».
Так говорил Ручей, так думал в самом деле.
И что ж? Не минуло недели,
Как туча ливная над ближнею горой
Рассеялась:
Богатством вод Ручей сравнялся вдруг с рекой;
Но, ах! куда в Ручье смиренность делась?
Ручей из берегов бьет мутною водой,
Кипит, ревет, крутит нечисту пену в клубы,
Столетние валяет дубы,
Лишь трески слышны вдалеке;
И самый тот пастух, за коего реке
Пенял недавно он таким кудрявым складом,
Погиб со всем своим в нем стадом,
А хижины его пропали и следы.
Как много ручейков текут так смирно, гладко
И так журчат для сердца сладко,
Лишь только оттого, что мало в них воды!

Эта назидательная басня повествует о зависти и алчности безрассудного и склонного к осуждению других человека. Личные пороки такого рода людей становятся явными через материальный достаток и особенно через властные полномочия. Имея ограниченный круг своих обязанностей, безрассудный человек начинает впадать в осуждение вышестоящих и начальствующих людей. Он начинает акцентировать свое внимание на упущениях или на возможных проявлениях недостатков в работе, которые имеют место по причине несовершенства любого человека. Зависть ослепляет тщеславного человека. Он лишается объективности и рассудительности в реальном восприятии событий. В силу своей надменности он легко и часто впадает в осуждение, при этом сам не имеет за плечами жизненного опыта в преодолении трудностей. Тем самым такой человек вносит разлад и разобщение в общество и под видом критики разрушает единство, мир и согласие.

Однако, когда такой человек обретает полноту власти и приумножает богатство, то он еще больший вред может по своей безрассудности или преднамеренности приносить окружающим. Непререкаемая самоуверенность и гордыня лишают такого человека реальной оценки происходящего. При этом стирается грань понимания добра и зла, и искажаются функции совести такого человека.

Чтобы человек не причинял вреда себе и другим, важно взять за правило – никого не осуждать. В Священном Писании Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Важными качествами для человека являются воздержание, умеренность и самоконтроль. Важно и ответственное самообладание. Чтобы не быть источником скорби и печали для ближних своих, необходимо хранить дар любви и иметь дух мира. Так для всех ты будешь в радость и утешение.

+М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.