Василий Великий учился у некоего Ливания – легендарного ритора своего времени.
Христианства Ливаний не принял, хотя отдавал должное добродетелям многих современных ему христиан и некоторым даже
искренне удивлялся. Василий любил этого человека, был благодарен за полученные
от него знания и сохранил к нему теплое и благодарное отношение. Они переписывались. Эта переписка частично сохранилась.
Говорят, что Ливаний так уважал Василия,
так ценил его ум и способности, что, получив
от него весточку, радостно восклицал, созывая друзей: «У меня письмо от Василия!».
В одном из таких писем Василий пишет,
что собеседниками его теперь являются
люди некнижные: рыбаки да пастухи. Есть,
правда, между ними и цари, но все равно
это не те философы с отточенным стилем
и витиеватыми мыслями, которых он читал
во время учебы.
Ясно, что рыбаки и пастухи, о которых
говорил святитель, – это пророки и апостолы.
Пастушествовал Моисей. Тем же занимался
и Давид до взятия на царство. Для людей,
получивших греческое образование, буквально объевшихся красотой и мудреностью
слога, их речи звучали просто, слишком просто. Гордые ученостью язычники, например,
Цельс, желая оскорбить христиан, постоянно
указывали на этот контраст: мол, мы ученики
поэтов и мудрецов, а вы – рыбаков. Ваша
вера – вера невежд. Юлиан Отступник вообще в краткий период своей власти велел
отлучать христиан от изучения и преподавания античных наук. Оставьте, говорил он,
нам нашу славу и мудрость, а сами слушайте писания своих пастухов! И удивительно
было, что такие общепризнанные любители
и знатоки античных умственных сокровищ,
как Василий, сменили собеседников. Сменили
радостно. Платона на Павла, Аристотеля на
Моисея, трагиков и историков – на Давида
и Исаию. Эти же собеседники и у церковных
людей, в посту – особенно.
Нетрудно заметить даже непосвященному, что службы в посту на буднях
иные, нежели вне поста. Длиннее, проще,
минорнее. И все читают что-то, читают. И
поклоны бьют. Для того чтобы в таких службах участвовать, нужно как минимум два
качества. Первое – это покаяние. Участие
в постовой службе должно восприниматься
как покаянный труд, монотонный и утомительный, подобный земляным работам. А
второе – нужно знать, что читают. Журчание псалтирных ручейков не должно быть
неразборчивым фоном – осознаваемыми
звуками священной речи должно быть оно.
Слову Божию, прежде чем сойти в сердце,
предстоит навязнуть в зубах. Псалтирь надо
учить, читать дома, слушать в пути через
наушники и прочее. Тогда, если даже чтец
бубнит, или тараторит, или жует слова, или
их глотает, или иное что творит, или в
храме плохая акустика (вариантов много),
молящийся человек, знакомый с текстом,
про себя проговаривает знакомые слова.
Мысль не разлетается. Служба совершается.
Умная служба. В противном случае постовые
службы непереносимы для обычного человека. Пришел за радостью и ничего не знаешь
– придется поставить свечку и через пять
минут выйти. Пришел с покаянием, пришел
потрудиться и знаешь, что читают, – тогда
и потрудишься, и помолишься.
Давид – наш постоянный собеседник. От
него и его слов весь год не уйдешь, ни в
пост, ни в праздник. Не то иные. Моисей,
Исаия, Иов, Соломон большинству известны
лишь по имени, но не по текстам. А еще
есть Осия, Иона, Иезекииль… Ох. Залечим
эту язву. Пусть и нашими собеседниками
станут эти великие. То, что они люди Завета
Ветхого, вовсе не значит, что их время прошло. Разве рассказ Моисея о творении неба
и земли утратил актуальность? Ведь то же
небо над головой и та же земля под ногами.
Это не старое учение. Это вечное учение.
Творение человека, грехопадение человека,
первые обетования – все это так живо и
важно всегда, вплоть до скончания века,
что именно пренебрежение этим древним
знанием приводит людей к многому непоправимому. Итак, берем в пост в руки книгу
Бытия. Берем Моисея в собеседники. С ним
Сам Господь Бог множество раз лицом к
лицу, как с другом, разговаривал. Можно ли
от такого собеседника отвернуться?
Что до пророков, то они читаются
как свежая газета. Попробуйте сами и
убедитесь.
Главное дело пророка вовсе
не прорицания. Пророк менее всего предсказатель будущего. Его задача – громко и
смело возвестить забытую или попранную
истину – раз. Сбросить, опрокинуть идолов,
занявших место истины в сознании людей, –
два. Сорвать маски с действительности и
обнажить скрытую суть происходящего, то
есть освободить тайные пружины от покровов повседневности – три. Возвещается
ли при этом или не возвещается будущее –
совершенно неважно. Если возвещается, то
как «одно из», а не как единственно главное
служение. Скорее всего, возвещается, но не
с датами и сроками,
а так, как надпись на
камне возвещает будущее витязю, стоящему
на распутье: пойдешь
направо – будет то-то,
налево – то-то. Вот
как во Второзаконии:
«За то, что ты не
служил Господу Богу
твоему с веселием и
радостью сердца при
изобилии всего, будешь
служить врагу твоему,
которого пошлет на
тебя Господь, в голоде,
и жажде, и наготе, и
во всяком недостатке»
(Втор. 28, 47-48). То есть какого именно
врага нашлет Господь, когда нашлет, через
какое время после начала отпадения от Завета, неизвестно. Не указано. Как вообще
не указано никаких деталей. Сказана только
неминуемая суть. И в этом смысле каждый
может быть пророком: скажите праведнику,
что благо ему; скажите грешнику, что ему
горе неизбежное, – вот пример подлинного
пророчества. В этом смысле (а не в смысле
предсказаний будущего) можно понимать и
слово святого Павла: «Достигайте любви;
ревнуйте о дарах духовных, особенно же о
том, чтобы пророчествовать» (1 Кор. 14, 1).
Под именем идолов разумеем не каменных и прочих истуканов. Это, повторюсь,
мысли. Это вера во что-то иное, а не в
Бога Живого. Есть вера во всесилие науки.
Есть вера в бесконечный прогресс. Есть
вера в то, что счастье – это богатство и
непрестанные удовольствия. Есть вера в то,
что человеку можно все, что он захочет,
и никто на свете человеку не указ. Все
это яд и ложь. Это ложные боги. Божки
эти уселись на тронах обывательских умов
и в мягких креслах грешных сердец. Их и
нужно прогонять, переворачивать вместе с
креслами и тронами. Это и есть дело пророков – переворачивать сознание людей и
ставить его с головы обратно на ноги.
Тебя ужасает нечестие и несправедливость? – открывай Иеремию, Малахию, Амоса. Тебе нужно укрепиться в вере посреди
общей размякшей атмосферы безбожия?
– бери Исаию, бери Захарию. Об отвратительных грехах, вошедших в привычку, и о
наказании за них тебе расскажут пророки.
О тех начальниках народа, которые заплыли жиром и утратили совесть, они тоже
расскажут. Расскажут о тяжелых временах,
выпадавших на долю святых людей. Еще
расскажут о том, почему ты не чувствуешь
живо Божьего присутствия и виноват ли ты
в этом лично. А еще о том, где Господь,
далеко ли Он, когда все вокруг или многое
очевидно противоречит Его воле. Долго ли
еще убеждать? Не пора ли вступить в новое
для себя собеседование!
Что же касается соломоновых притч, то
их прозрачность и плавность, их баюкающая
речь о добре и зле, о мудрости и глупости
незаменима в воспитании юношества. Не
нужно подыскивать слова. Их за нас давно
подыскал и поставил в правильном порядке
сын Давида и царь в Иерусалиме. Речения
его временами так просты, что гордый ум
сочтет их за банальность. Остережемся
такой оценки. За этой простотой стоит Сам
Бог, Который прост по существу и Свят в
Своей простоте. Притчи кажутся семечками.
Нет! – это орешки. Берегите зубки. Там не
все на поверхности.
О, благословенные времена! Времена,
когда все до единого христиане полюбили
Библию, как невесту, и воркуют с ней, как
голубь с голубкой, – придите! Сколько ждать
еще? «Библия, – читаю недавно в одной
статье умного человека, – должна быть
самой читаемой книгой в России». Какие
хорошие слова! Не сегодня ли браться за их
воплощение? Как думаете, братья и сестры,
не сегодня ли?
Протоиерей Андрей ТКАЧЕВ
Православие.ру
|