В студии «Радио Вера Тюмень» инок Севериан (Баженов), насельник Свято-Георгиевского прихода Кинешемской епархии
Ивановской митрополии, и Якунин Андрей Александрович, директор тюменского центра помощи «Милосердие». Говорим о
православной реабилитации людей в сложной жизненной ситуации, о том, как человек, отбывший срок в тюрьме, может социализироваться по выходе на свободу. История тюменца, совершившего правонарушения, прошедшего долгие тюремные заключения, но не озлобившегося, раскаявшегося, пришедшего к Богу, ставшего монахом. Как вообще мы вышли из ситуации
криминализации общества и романтизации преступного образа жизни?
Протоиерей Григорий: Сегодня в гостях
программы «Светлый час» Андрей Александрович Якунин, директор центра помощи
«Милосердие» г. Тюмени, и инок Севериан
(Баженов), насельник Свято-Георгиевского
прихода Кинешемской епархии Ивановской митрополии.
Андрей Александрович, что вас связывает вместе? Как вы познакомились?
Андрей Якунин: Нас связывает многолетняя дружба, начиная с 2012 года. Тогда
я руководил отделом по социальному служению Тюменского благочиния и занимался
созданием реабилитационного епархиального
центра «Богадельня». Как раз в этот период
мы встретились с Северианом. Тогда он
очень активно мне помогал.
Инок Севериан: Наша история знакомства очень интересная. Завершая свою
последнюю «командировку», я озадачился
вопросом: как можно помочь людям, находившимся в длительных сроках отбывания
наказания, которые освобождаются после
десяти, пятнадцати, восемнадцати лет, тем
более что в конце 90-х годов такие сроки
раздавали совершенно задаром? Я в свое
время тоже, отбывая наказание, встречался
с людьми, которые освобождались, потом
опять садились. Мне было важно понять, что,
если где-то ошибся, сделал не так, почему
бы не попробовать это исправить.
И вот пришел мой черед освободиться.
Я задался вопросом: где встретиться с
такими людьми? Кто мог бы оказать мне
такую помощь? Я попросил начальника по
воспитательной работе, чтобы он мне дал
контактные телефоны. Он мне их дал. Один
был на визитной карточке, другой на листочке бумаги. Я из своих соображений подумал,
что на визитной карточке будет цивилизованней. Позвонил и оказался в протестантском
реабилитационным центре. Будучи православным христианином, я попросил, чтобы
мне предоставили возможность бывать на
службах, участвовать в Таинствах. Мне эту
возможность предоставили. Но в дальнейшем отказали в той помощи, которую хотел
получить. Я не стал ни на кого огорчаться,
есть же второй телефон, и позвонил туда.
О. Григорий: Вы освободились из мест
лишения свободы и решили позвонить?
Инок Севериан: Да. Телефон мне дал
начальник воспитательного отдела.
О. Григорий: Но там же нельзя созваниваться.
Инок Севериан: Нельзя. Но я освобождался. И перед освобождением я попросил,
чтобы у меня был какой-то контакт.
О. Григорий: То есть вы знали, что
хотите делать? По идее после освобождения
надо погулять, отдохнуть, развеяться…
Инок Севериан: Видимо, на тот момент
я уже созрел. Это был не просто спортивный
интерес, но намек, что это душеспасительное
дело не одного дня, что оно, скорее всего,
станет образом жизни. Мне предложили
встретиться в храме Симеона Богоприимца.
Как только я услышал это имя, понял, что
попадаю «в свою тарелку». Мы встретились
с Андреем Александровичем. Он мне предложил поехать за город, в реабилитационный
центр, чему я совсем не противился.
О. Григорий: В «Сибирскую заставу»?
Инок Севериан: Да. Тогда это была
«Лесная поляна». Все так сложилось.
О. Григорий: Это уже такая далекая
история! То есть вы освободились и сразу
туда пришли. Мы там с вами часто пересекались. Я уже в издательком отделе работал.
И в то же время это было словно совсем
недавно – а сейчас перед нами инок сидит!
Инок Севериан: Я, как только приехал,
сразу включился в работу. Мне дали такую
возможность, и я ее не упустил. У меня
было послушание готовить в трапезной,
выезжать в город, помогать Андрею Александровичу: в богадельню съездить, помочь
помыть кого-нибудь из тяжелых больных.
Я почувствовал для себя пользу, ощутил
себя человеком, в котором заинтересованы.
То есть я был востребован, никто от меня
не отмахнулся – это все реально работает,
существует, и главное, что это приносит
пользу не только мне, но и окружающим.
Это получилось стихийно, спонтанно.
А однажды кто-то из реабилитантов
«провалился», его мама обратилась за
помощью, но чтобы его опять взяли не к
нам, а куда-нибудь в другое место. И на то
время была перспектива отвезти человека
в центр Свято-Георгиевского прихода, это
северный берег Волги. Чтобы его довезти,
нужно, чтобы кто-то его сопроводил в целях
безопасности. Я, как волонтер, был туда
делегирован. Ну, и по пути я мог пройти
стажировку для работы с зависимыми ребятами как консультант.
И мы поехали. Приехали в Георгиевское.
Первым делом я зашел в главный придел
храма. Два придела: преподобного Сергия
Радонежского, моего святого покровителя,
и Николая Чудотворца – он на протяжении
всей моей нескладной жизни по «командировкам» всегда помогал. Только его попросишь – и тут же сразу какая-то помощь. Я даже боялся иногда обратиться с каким-нибудь вопросом за помощью: вдруг что-то
не то попрошу.
Я зашел в храм и понял, что попал в
свою стихию. Надо же, Георгий Победоносче!
Как так все сложилось?
Тут нужно вспомнить такую со мной
историю. Я знал, что кощунство попирать
святыню, а на наших монетах маленького достоинства изображен Георгий Победоносец.
Их сейчас мало кто ценит, просто выбрасывают и ногами попирают. И вот у меня
родилась мысль, что надо везде подбирать
эти монетки, где попадаются: в магазине,
на дороге, на улице. Так они мне чудным
образом попадаются ржавые. Как ее можно
увидеть? А она – вот на меня смотрит. Я ее
поднимал и говорил: «Георгий Победоносец,
моли Бога о нас!» Без всякого сомнения,
что он обязательно слышит. Насобираю в
карман, пойду в храм на службу, в кружку
высыплю. Пусть они и ржавые, и грязные.
Себя утешал, что делаю правильное дело.
И тут – на тебе! Георгий Победоносец
и два таких святых угодника по левую и
правую сторону! Я подумал, что они мне в
жизни никогда не встречались: ни храмы,
ни иконы. А тут смотрю: Георгий, Сергий,
Николай укажут вам дорогу в рай! Старинная икона – 200 лет храму, ни разу не
закрывался.
О. Григорий: А чем этот храм особенный?
Инок Севериан: Очень интересный храм!
Такой получился «симбиоз»: жизнь обычного
церковного прихода в окормлении монахов.
Возможно, это связано с тем, что когда-то
не хватало белого священства. В 1980-е годы
туда был направлен на окормление иеромонах Мефодий (Кондратьев), ныне владыка
Каменск-Уральской и Алапаевской епархии.
Он в 80-е годы туда уехал и потихоньку
с деревенскими бабушками как-то начал
приходскую жизнь оживлять. (Не было там
священника. Было достаточно скучновато: все
закрывалось, колхозы рушились – все это
проваливалось в пропасть.) И так постепенно начал формироваться костячок братской
жизни. Стали по благословению старца
Иоанна Крестьянкина с Оптиной пустыни
приезжать ребята. Так и сформировался
братский приход.
О. Григорий: Имеются в виду люди, у
которых есть какие-то пристрастия, зависимости, освободившиеся из мест заключения?
Инок Севериан: Тогда их еще не было,
тогда все еще формировалось: приход мирской, окормляют монахи. Потом, для того
чтобы развивать эту приходскую жизнь, начали задумываться, чтобы как-то привлекать
народ. А кого привлекать? В деревне никого
не привлечешь, в то время все оттуда уезжали. К нам обратилась Елена Евгеньевна из
Санкт-Петербурга за помощью, чтобы взяли
на приход одного из страждущих алкогольной
зависимостью. Отец Мефодий тогда благословил, и он первый приехал и как-то вжился,
оклемался, пришел в себя и уехал. Следом
приехали еще двое человек. Так все начало
работать. Были перегибы в разные стороны:
либо одна молитва, либо трудодни. Все так
жило-было, потом все превратилось в более
или менее сформировавшуюся структуру.
Это уже после того, как ездили в Европу,
познакомились с работой разных методик,
программ – как выводить человека из «состояния нестояния» в более-менее здравый
порядок жизни. Получилась такая концептуальная схема, которую можно сейчас в любом месте нашей необъятной страны – будь то белый приход или монастырь – запустить.
О. Григорий: Коротко, в чем эта схема
состоит?
Инок Севериан: Мы даем человеку возможность себя проявить и довериться Богу.
Не просто поверить, что есть Всемогущий
Бог, а путем естественных мероприятий:
посещение службы, участие в Таинствах,
совместная работа, общение со священством.
Такая живая обстановка стала органичной.
Человек в нее вливается естественным образом. То есть он не чувствует надлома,
хотя еще и не утратил какие-то пагубные
качества. Так он свободно погружается в
эту атмосферу жизни. Может оказаться,
захочет стать монахом: если сердце расположено – пожалуйста. Если больше к мирской жизни настрой – вот тебе прихожане из деревни, живут в очень благоприятных
условиях. Брошенный полуостров где-то там
на северном берегу реки, а они не уехали,
они выживают, рожают по пять-шесть детей.
У человека есть возможность окунуться и
в ту, и в другую сторону. Так, совершенно
естественным образом, у него рождается
готовность к жизнелюбию.
О. Григорий: Отец Мефодий потом стал
владыкой и уехал? Кто там принял эстафету?
Инок Севериан: Эстафету принял отец
Силуан. Сейчас он игумен, настоятель нашего прихода.
О. Григорий: А село большое?
Инок Севериан: Это было раньше село.
Сейчас это храм и наши кельи. Живут в соседних деревнях вокруг, в трех километрах
по обе стороны. Сейчас все стало оживать.
Приезжает народ, гости со столицы, Петербурга, Новосибирска. Наша российская география предполагает, что могут приехать и из Читы, Красноярска, Калининграда. Каждый
там находит свое. Одни могут приехать на
лето, другие готовы там землю купить.
О. Григорий: Андрей Александрович, получается, вы отправили сопровождающего с
подопечным. Не стало у вас помощника. Он
там остался, а его «под монастырь подвели».
Андрей Якунин: Мы же находимся в Церкви, а она не имеет каких-то территориальных
границ. И куда кого Господь пошлет, уже не
мне решать. Мы потом созвонились с игуменом
Силуаном, он мне говорит: «Он наш».
То устроение, которое у Севериана, оно
ближе к монашескому. И слава Богу! Мы
продолжаем дружить, молитвенно общаться.
Наоборот, он даже больше помощник, потому
что молитва – она больше может.
О. Григорий: А тот человек, которого
туда повезли, как сложилась его жизнь?
Инок Севериан: Он сейчас в добром здравии, живет с семьей, родилась у него дочка.
О. Григорий: К прежнему образу жизни
не возвращается?
Инок Севериан: По крайней мере, у него
есть четкая линия, где надо сказать: «стоп».
Может быть, иногда позволяет себе вольности, «проваливается». Но, тем не менее, у
него есть четкое понимание, что это не
норма жизни, хотя раньше воспринималось
как норма. Сейчас от этого он старается
держаться в стороне. У него есть ценности,
которые раньше не ценил. Это семья, дети. И
он старается этого держаться. Воцерковился,
представляет, что такое Церковь, Таинства,
как избавиться от того, что нужно отрезать.
О. Григорий: Известно, что Иваново –
это город невест (не знаю, как насчет области). Туда люди приезжают на реабилитацию:
они там себе находят невест или в другом
месте? Они остаются или возвращаются к
себе на родину?
Инок Севериан: Совершенно по-разному.
Есть такие, которые готовы сменить образ
жизни и с этим место жительства. То есть они
готовы все продать: собственность, квартиру –
и переехать на другую территорию для начала
новой жизни. И, реально, ребята остаются!
Кто-то в Москву уехал, кто-то в Кинешму. Приезжали из Владимира – уехали в Ульяновск.
Андрей Якунин: Я немного поясню.
Когда человек приходит на реабилитацию,
то есть возвращается в прежнюю среду, то
она не всегда может быть благоприятной.
Поэтому скорее всего речь идет о таких
ситуациях, когда ребята понимали: чтобы им
не погрузиться в ту среду, из которой они
вышли, они ее должны поменять. Сколько
северян к нам сюда приехало! Сколько
сейчас в Питере живет и работает! Сколько
ребят у Елены Евгеньевны есть, которых мы
из Тюмени направили, они сейчас там на
ПМЖ (постоянном месте жительства – прим.
ред.) – трезвые, работают и семьи создали.
Бывают и такие ситуации.
О. Григорий: Я и пытаюсь объяснить через эти размышления, через ваши примеры,
что изменение образа жизни возможно. Ты
не просто поддерживаешь жизнь этих людей:
они едят, пьют бесплатно, живут в вашем
центре, а сами думают, что вот сейчас наступит лето и куда-нибудь поедем. Я помню
такое (тогда был еще школьником), как в
другой области, епархии – допустим, есть
село, небольшая деревня и там монастырь,
приход. Есть монах, который называет свой
приход монастырем. И туда прибиваются
люди – перелетные птицы. Зима, холодно –
они появляются. Потеплело – они куда-то все
разбегаются. Видимо, там не было чего-то
очень важного, что может человека зацепить,
изменить его образ мысли и жизни.
Андрей Якунин: Есть разные ситуации.
Есть люди, кому нужно перекантоваться, обогреться – и все. Есть такие, которых пока
что-нибудь не «срубит»: останутся без ног,
слягут, – они продолжают болтаться. А что-то
случилось, тогда начинают пересматривать
жизнь. Пока человек живой, Господь его как-то
удерживает и есть надежда на его покаяние.
О. Григорий: Отец Севериан, вы родились в Тюмени?
Инок Севериан: Да.
О. Григорий: Ваш путь был не очень
легкий. Сейчас вы инок, приняли монашеский постриг. Что было в вашей советской
молодости? Вы в детстве были крещены?
Инок Севериан: Я крестился в 17 лет
в Знаменском соборе в Тюмени вместе с
братом и сестрой. Мама одним разом нас
собрала и сказала: «Все, едем креститься!»
Возможно, в 90-е это было и необычно, и
модно – всех перекрестить. Церковь начала
открываться, и какое-то понимание у родителей сложилось, что это важно. У меня
молодые родители, родили меня в 18 лет и,
наверняка, об этом тогда не задумывались.
Видимо, жизненные обстоятельства так подвели, что все-таки на каком-то этапе человек
начинает задумываться о вечности. Мамы это
коснулось раньше, чем папы. А юность у меня
была беспечная. Все началось с пионерских
лагерей. На рубеже эпох советского и постсоветского периода. В советское время была
юношеская беспечность, потом все переросло
в криминализацию всей нашей страны.
О. Григорий: Чем плоха юношеская беспечность? Как она переходит в преступление,
за которое сажают в тюрьму?
Инок Севериан: Уехал я с родителями на
Крайний Север. Они туда поехали по путевке
строить газопровод Уренгой – Помары –
Ужгород. Это был 1979 год. Молодежи было
мало. На Севере – это жизнь в бочке. Я
ехал и думал, как же жить в бочке? Потом
я, конечно, успокоился. Молодежи было мало,
и все мы были очень дружные. Не важно,
кто был старше или младше. Мы все вместе
дружили и бедокурили. А бедокурили все.
Потому что если не бедокурить, то скукотища
страшная. Нам все спускалось с рук. У всех
разные родители, при разных должностях. У
кого большие начальники, у кого-то их подчиненные. И все за нас стояли горой, была
такая круговая порука. Если нас забирали
в школу милиции, то за нас быстро уже
кто-то ходатайствовал и помогали заняться
каким-то полезным делом. Но этого надолго
не хватало, и мы опять уходили на чердаки,
в подъезды и подвалы.
О. Григорий: Что это было – воровство,
драки? С чего все начинается?
Инок Севериан: Все начинается с непреодолимого желания приключений.
О. Григорий: Но что плохого? «Я в детстве бредил морями, стать капитаном мечтал».
Инок Севериан: Это хорошо. Я тоже
мечтал и тоже бредил. Но к этому должны
быть какие-то сопутствующие обстоятельства.
Воспитание в корабельном деле, чтобы быть
капитаном. Если сказать честно про воспитание, то мной родители не были сильно
озабочены, так чтобы меня держать в ежовых рукавичках. Родители молодые, у них
свои заботы, и мы были предоставлены сами
себе. Конечно, и отец свое слово скажет,
и мать по затылку хлопнет. Все равно все
это уходило на улицу и без всякой обиды
превращалось в самостоятельную жизнь. И
тогда она началась очень рано.
Сколько себя помню, меня всегда отправляли в пионерский лагерь не просто с какойто группой сверстников. Меня батя садил в самолет, в грузовой автобус с матрасами.
Рейс зафрахтовывали и отправляли его куданибудь в Симферополь. Оттуда автобусы шли
до какого-нибудь села Уютного в Евпаторию,
и в какой-нибудь школе разбивали пионерский лагерь. Я был участником всех этих
мероприятий: организации спальных мест,
сбора кроватей. Меня отправляли нелегально, просто грузом вместе с автобусами. И
возвращался я примерно так же, с теми же
автобусами, только к началу учебного года.
Все это время я находился с водителями.
Меня определяли в какой-то отряд. Я был
даже звеньевым, возможно, в силу моей
ответственности. Но меня увлекала другая
жизнь. Я себя чувствовал немного другим,
не как пионеры-сверстники, а как бы я живу
здесь. Я мог себе позволить уйти на дикий
пляж искупаться, с собой кого-нибудь утащить.
И все безнаказанно. Отправить меня оттуда к
родителям никто не мог, хотя такие условия
наказания были: что, если будете бедокурить,
вас отправят к родителям. Но никто никого
не отправлял. Поэтому эти пионерские лагеря сформировали во мне такую вольготную
жизнь и понимание того, что, оказывается,
можно жить спокойно: не обязательно родители и работа. Можно просто прийти в
столовую, помочь почистить бак картошки, и
тебя целую неделю будут бесплатно кормить.
Я это прекрасно усвоил и понимал.
Я думал: зачем люди работают, мучаются? Батя приходил домой весь в солярке.
Работал он на сваебойном агрегате. Можно
себе представить, что ты постоянно дергаешь за веревочку. А у него инженерное
образование, строитель дороги. Зато он
освоил все виды техники на то время. Его
это устраивало, а меня не очень. От него
всегда воняло соляркой.
Так понемногу у меня формировалась
своя картинка жизни. А потом, впоследствии,
начали заниматься и уже более серьезными
преступными сговорами, шайками, бандами. И
я понял, что мы можем жить по-другому, чем
живут мои родители. Так пошел по своему
пути. Где-то был послушным, где-то принципиально отказывался – от изучения, например,
истории, какую нам преподавали в школе:
она мне не заходила и все. По русскому,
литературе и истории был один преподаватель.
По русскому и литературе у меня четверки
и пятерки были, а по истории двойка. Почему? Читаю параграф, все пересказал. На
уроке спрашивают домашнее задание, а я все
имена и даты перепутал. Не ложилось. Начал
я думать, что мне что-то не рассказывают.
И вот формировалась внутренняя самостоятельная жизнь, что потом переросло
в реальный протест, который выразился в
совершении преступлений. Дальше уже пошла организованная преступность. Кто-то в
армию ушел, кто-то женился, кто-то в Чечне
погиб в армии. У меня много друзей-ровесников погибло в Первой и Второй чеченской
войне. А меня в армию не взяли, мне повестка вообще никогда не приходила из военкомата. Я и сам туда не пошел. Про меня никто и никогда не вспомнил. Вот простой
пример. Мое первое уголовное дело вела
следователь, которая спросила, почему я не
в армии (мне уже было 18 лет) – думала, что
я уклоняюсь от армии. Я сказал, что мне,
когда в детстве на поезде катались, поезд
печень крест-накрест переехал. Сначала она
подумала, что это правда, а потом пришла
и говорит: «Что ж ты, Баженов, меня так
разыграл? Как тебе могло печень крестнакрест переехать. Я сделала запрос на тебя
в военкомат: тебя ни в каком военкомате на
учете нет. Как так получилось?» Вот так и
получилось. У меня до сих пор нет военного
билета, даже приписного свидетельства не
получал. Не то чтобы я не хотел служить.
Я, может быть, и пошел бы в армию, если
бы меня своевременно призвали. А меня
никто не призвал, а зачем напрашиваться?
О. Григорий: Если бы была какая-то
секция спортивная, где вы жили в Уренгое,
рядом с этой «бочкой», – может быть, и
жизнь по-другому сложилась?
Инок Севериан: Была секция спортивная.
И боксом я занимался, и лыжами занимался. И
в соревнованиях участвовал и побеждал. Но в
здоровый интерес это у меня не перерастало.
Андрей Якунин: Это же 90-е годы –
тогда это вообще не воспринималось. Вы
же помните эту волну, когда девочки хотели
стать проститутками, а мальчики – бандитами. Если современным языком говорить –
это был тренд. Это я не в оправдание. Но
другого-то не видели.
О. Григорий: Такое ощущение было, что
еще немножко – и все станут наркоманами.
Андрей Якунин: Тогда еще наркотиков
как таковых не было. Помните, вышел фильм
«Воры в законе»? Была романтизация этой
жизни. Было очень удобно войти в эту струю.
Инок Севериан: Да. Скорее всего, так
оно и было: криминализация всея Руси.
Не воспринималось, что это плохо. Быть
участником преступной группировки воспринималось позитивно. Это значит, у тебя были
привилегии. Потом это переросло в норму
жизни для некоторых. Я бы не сказал, что
для меня это переросло в норму. Это пробуждало во мне понимание, что ничто людское мне не чуждо. Быть преступником или Робин Гудом – это нормально. И меня это
успокаивало, и я находил себе оправдание,
что мог сделать что-то полезное.
О. Григорий: Отец Севериан, в итоге
прошло 22 года в общей сложности: вы выходили, потом опять что-то случалось?
Инок Севериан: Все началось с одного
года лишения свободы и закончилось почти
через 17 лет. Добавление срока без освобождения происходило внутри.
О. Григорий: Романтизация преступного мира на свободе – это одна история. А
каково на зоне? Чему она учит, и учит ли она чему-нибудь?
Инок Севериан: Первые пять лет тяжело,
потом привыкаешь. Она учит быть практичным, минимизировать свои потребности и
определяет тебя как личность. Там выковывается настоящий человек, вот в таких
трудностях. Когда ты находишься в холодном,
голодном изоляторе 15 суток, ты понимаешь,
что выжить там вообще бесперспективно. На
улице минус тридцать, а там минус пять. И
надо как-то выжить. Так и понимаешь, что
свои потребности необходимо минимизировать, актуализировать свой внутренний потенциал: начать делать зарядку, закаляться холодной водой. И эти 15 суток пролетают.
О. Григорий: У вас там прямо какой-то
профилакторий: спортивные занятия.
Инок Севериан: Это не профилакторий,
но вынужденная мера, чтобы не замерзнуть.
Потом, когда уже раз-другой через это пройдешь, начинаешь понимать, что полезно: не
то, что ты что-то совершил и тебя за это
определили, а то, что смог пережить это состояние и остаться в боевом режиме.
О. Григорий: А как не озлобиться? Меня
же посадили. Они все плохие. Хорошо бы
отомстить. Или наоборот: зачем я это наделал? Или таких мыслей нет, а есть мысли
только о сегодняшнем дне? Сегодня выжить, а там будь что будет.
Инок Севериан: Нет. Понимание того,
что совершал преступления и что за ними
последует наказание, – это всегда присутствует, даже у самого закоренелого,
матерого преступника. Он это понимает. Ты
понимаешь, за что сидишь. Другой вопрос,
когда происходит нечто, что тебя выбивает
из колеи. Допустим преступление, которого
ты не совершал, а тебя в нем обвиняют и
тем самым нагружают и нагружают.
О. Григорий: Таких много случаев?
Инок Севериан: Да есть. Но как раз в
этот момент происходит какой-то перелом в
человеческом сознании, я бы даже сказал – в
сердце. Не просто в умственном порядке – что
логически для себя как-то смог это объяснить.
В том-то и дело, что умом ты ничего не можешь объяснить, а сердцем ты понимаешь,
что это неспроста. Как там будет в процессе,
легко или тяжело, об этом не думаешь. Просто
понимаешь, что если это неспроста, то для
чего-то это нужно. Начинаешь ловить каждую
деталь того, что с тобой начинает происходить: встречи, местоположения, разговоры
с людьми, которые тебе встречаются. И это
сплошной поток важных для меня событий. Так
постепенно начинает формироваться понимание того, что есть какой-то порядок или промысел, судьба – кто как называет. Для меня в то время это определялось как какой-то
промысел: обо мне, значит, кто-то заботится.
Друзья у меня умирают от наркотиков или
погибают где-нибудь на войне – у меня ни
наркотиков, ни войны. Мне бы освободиться
уже через полтора месяца, а тебе – бам! –
еще пять лет сверху.
О. Григорий: А за что?
Инок Севериан: Дезорганизация нормальной деятельности исправительных учреждений.
Такие жизненные обстоятельства наталкивают
тебя на более серьезные размышления, на
какую-то переоценку. А в процессе встреч и
разговоров, размышлений рождается понимание того, что ты человек с каким-то заложенным в тебе самом потенциалом. Что-то от тебя сейчас требуется. Ты чувствуешь силы,
а как все это организовать? Ты же не сдулся,
в петлю не полез от того, что у тебя все так
сложилось. Ты все равно живешь, несмотря на
это. Причем не просто живешь, а пытаешься
стать лучше. Вот в чем дело. Понимание, что
человеческое и людское может жить в этих
обстоятельствах. Это ложится как бальзам.
О. Григорий: Вы пытались стать лучше.
Но, может быть, часто просто так говорят,
что «мы пытаемся стать лучше», – но ждут,
когда срок закончится, и не пытаются стать
лучше. Или искренне желающих много?
Инок Севериан: Совершенно искренне
все хотят стать лучше. Нет такого человека,
который бы хотел стать еще хуже.
О. Григорий: Он считает, что он совершает преступление, например грабит, но не
считает, что это плохо. Он берет у богатых
себе, сирому и убогому, и своим знакомым
все это распределяет…
Андрей Якунин: Нам сложно говорить
за чужую жизнь.
Инок Севериан: Я за себя скажу. Когда
я так делал, я все равно понимал, что делаю
неправильно. Потому что есть правильный
порядок жизни: устроился на работу, заработал денег, поехал в отпуск. Для меня это был
источник легкого обогащения: залез на склад
или вынес квартиру – и поехал в отпуск.
Мне не надо год работать, я просто за один
раз себе устроил отпуск. Но я понимал, что
это неправильно. Оно как приходило, так и
уходило. А когда это обернулось для меня в
такой жизненный коловорот, я понял, откуда
все идет. За те преступления, что я когда-то
совершил, но не понес никакого наказания,
мне таким бумерангом обернулось.
О. Григорий: Кстати, это очень важно.
Ты, может быть, совершил небольшое преступление, а дали большой срок.
Инок Севериан: Вообще его не совершал! Даже был против того, что должно
было произойти.
О. Григорий: А! Вы сопоставили это с
тем, что было раньше! Это очень важно.
Инок Севериан: Как не сопоставить?
Вот это прилетело так прилетело! Хочешь не
хочешь, как бы ни уходил от этой мысли, она
все равно тебя преследует. А когда она преследует – значит, у тебя есть возможность
над этим поработать. Нам предоставляют
возможность побыть наедине.
О. Григорий: Очень важная мысль. Если
у человека случается какая-то беда, он сразу
говорит: «За что мне это? я же не виноват!» Но вспомни о том, какие ты раньше
совершал грехи или преступления, и пойми,
что это тебе за то.
Инок Севериан: Потом это начинает выражаться очень ярко. Сначала издалека, намеком; потом, когда уже подумал, поработал, ты начинаешь видеть ту картинку жизни, какая
она была, и думать: «Ничего себе! Слава Богу,
что я еще жив остался!» В тот момент, когда
приходит эта светлая мысль, обстоятельства
так складываются, что выходишь на какой-то
финишный рывок, где приближаешься, приближаешься и встречаешься с Тем, Кто тебе
на все это и открывает видение.
О. Григорий: Вас покрестили между прочим. Была такая мода. А когда вы выходили
в 2012 году из тюрьмы, вы уже задумались о
том, что нужно пойти куда-то в реабилитационный центр. Вы искали именно религиозный
центр. Как вы до этого дошли, почему?
Андрей Якунин: Так он с такой бородой
уже освободился!
О. Григорий: А что там было в тюрьме:
церковь, приход, батюшка приезжал?
Инок Севериан: В 90-е годы большим
плюсом для верующего человека стало, когда
в лагеря запустили Православную Церковь.
В основном до этого ограничивалось миссионерскими посещениями протестантов:
адвентисты седьмого дня, баптисты, евангелисты. Но они какие-то смешные. После того
как в 1994 году все начало появляться, в
1996-98-х годах стали запускать православных священников – для того, чтобы они там
смогли основать приходскую жизнь.
О. Григорий: В пос. Харп на зоне храм
во имя преподобного Сергия Радонежского
построили.
Инок Севериан: Да, прекрасный каменный храм. У меня есть знакомые ребята,
которые строили этот храм. Сейчас один из
них жив, здоров, в Салехарде живет и трудится архивариусом. Он там отбывал наказание.
О. Григорий: Какой ваш опыт?
Инок Севериан: Мой опыт был простой.
Я находился на следственных мероприятиях
в Тобольске, на тобольском централе, сейчас
его нет. И я писал письма в духовную семинарию. И мне какой-то семинарист отвечал.
Мы с ним завели переписку, я у него просил
ответы на волнующие меня вопросы.
О. Григорий: А как его звали?
Инок Севериан: Я не помню, как его
звали. Он женился и поехал, по-моему, в
Архангельск священником. Мы с ним даже
не встречались. Он меня снабжал православной литературой. У меня было много
протестантских буклетиков, но это не удовлетворяло. Хотелось поглубже заглянуть, что
такое христианство. Так у меня собралась
целая коробка литературы, и я с ней поехал в «командировку». В конечном итоге
добрался до Ишима.
О. Григорий: «Командировка» в смысле – пересылка?
Инок Севериан: Да. Меня поместили в
отряд строгого содержания. Не давали возможности встретиться ни со священником, ни
с кем. Каким-то чудом получилось так, что до
меня достучался владыка Евтихий (Курочкин),
через врача Анатолия Викторовича. Мы с ним
встретились в санчасти, в кабинете. Поговорили. А он очень простой монах, в кирзовых
сапогах пришел. Мы с ним так душевно поговорили! Он мне говорит: «Не переживай».
Я ему говорю: «Мне бы как-то выбраться на
исповедь и на Причастие!» «Не переживай, –
говорит, – все устроим». И буквально через
месяц меня положили в санчасть, потом из
санчасти перевели в отряд, в открытый лагерь.
Первым делом я пришел в храм. Меня
владыка Евтихий назначил старостой в храме
внутри лагеря. С 1999 года я стал старостой
храма Русской Зарубежной Православной
Церкви. Это тогда еще было. Потом к нам стал
приходить отец Петр Лысенко. У меня вопросы
сразу стали появляться: почему мы вместе?
А потом, раз тебе, и воссоединилась Церковь!
Так этому обрадовался, так обрадовался!
О. Григорий: А вы находились еще в
местах заключения?
Инок Севериан: Да, это как раз эпоха
двух времен. Я думал: «Слава Богу, что я
здесь оказался». Такие мысли меня посещали.
Понятно, были переживания, что была семья,
была жена, мы разошлись, дочь растет без
меня. Это все меня задевало за живое. Но
в приоритете была спасительная мысль (она
меня всегда удерживала), что Церковь – это
такое место настоящей свободы. Я могу туда
прийти, и мне никто ничего не может сделать.
О. Григорий: Отец Севериан, почему Вы
здесь? Вы же сейчас в Кинешемской епархии
служите на монастырском приходе? Что Вас
связывает с Тюменью?
Инок Севериан:Здесь у меня жили
родители. Мама умерла в прошлом году от
рака. И я приехал на годовщину.
О. Григорий: Как ее имя?
Инок Севериан: Татьяна.
О. Григорий: Отец Севериан, спасибо
что вы к нам пришли! Спасибо, Андрей
Александрович, что привели к нам такого
гостя, нашего земляка. Скажите, как можно
помочь вашему центру?
Андрей Якунин: Нам можно помочь вещами, продуктами, медикаментами. Мы
получили лицензию на медицинскую деятельность. Коммунистическая, 70 – вот наш
адрес. Всем будем благодарны!
Набор и подготовка текста:
Наталья ЛИПАЕВА, г. Тюмень
|