ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№03 2021 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Икона Божией Матери «Державная»

Одной из главных святынь современной России является икона Божией Матери «Державная», явленная 2/15 марта 1917 года – в день свержения царя Николая II с престола

Из описания обретения иконы известно, что крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся».

В результате усердных поисков, предпринятых вместе с настоятелем храма, в церковном подвале среди старых досок была найдена большая темная икона Божией Матери. Когда ее промыли от многолетней пыли, то проявилось изображение Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках (отчего и произошло название «Державная»). На Ее коленях находился благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, а взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами, властен и суров.

«Державный» образ, написанный в XVIII веке, прежде находился в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля, откуда был вывезен в село Коломенское во время нашествия Наполеона в 1812 году и, вероятно, забыт там на 105 лет. Более века эта богородичная икона была лишена должного почитания и молитв, и в этой подробности еще одно напоминание, что великая катастрофа 1917 года стала возможной вследствие постепенного духовного обнищания русского народа, утратившего осознание и понимание возложенной на него духовной миссии – как народа-богоносца – хранить веру православную.

В обретении «Державной» иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видится глубокий символический смысл. Поскольку «дело управления народами – самое трудное дело, и Сам Бог, Владыка владык и Царь царей, утверждает за царем верховную власть» (святой праведный Иоанн Кронштадтский), то для русского человека XVIII-XIX веков этот образ символизировал утверждение помощи Бога и Пречистой Его Матери в несении государем бремени царской власти: от Господа подаются власть, сила, мужество и мудрость царю управлять своими подданными, а Пресвятая Богородица Своей благодатной властью Царицы Небесной одухотворяет царское служение и вдохновляет царя на ограждение внешних границ Церкви.

Обретением Своего «Державного» образа в 1917 году – в тот самый день, когда «изменой, трусостью и обманом» святой царь Николай был лишен царской власти, Матерь Божия напомнила русскому народу, что царская власть есть власть от Бога и ее призваны хранить в духе Христовой любви не только царь, но и все его верноподданные. Спасение Отечества есть дело соборное и державное. Именно эти черты – соборность и державность – были присущи русскому народу, и именно их он утратил, поверив той лживой пропаганде, которая велась для подрыва авторитета царя и самодержавной власти.

Храм Вознесения Господня в с. Коломенском

В день свержения монархии свершилось не только явление «Державного» образа Божией Матери, но и потемнение лика «Феодоровской» иконы, ставшего почти черным. Этот образ, являющийся родовой святыней Дома Романовых, словно предуказал надвигающееся тяжелое время для России. «Свержение законного царя Николая II стало исходной точкой, исходным импульсом и толчком последующих событий, включая Гражданскую войну и красный террор, коллективизацию и голодомор, ГУЛАГ и большой террор», – пишет доктор исторических наук В.М. Лавров.

Борьба с Православием, с правдой Божией не прекращается до сих пор. Грех неблагодарности, клевета на святого царямученика Николая II продолжается. И в год 100-летия убиения помазанника Божия и его семьи (статья написана в 2018 г. – прим. ред.) нам особенно важно всем знать и рассказывать детям и внукам правду о нем и о его подвиге. Великий старец земли русской архимандрит Кирилл (Павлов) говорил о царе, что это был «великомученик: первый удар принял на себя», а другой великий духоносный старец Николай Гурьянов отвечал всем, кто обвинял государя в отречении от престола: «Святой царь не отрекался, на нем нет греха отречения… Не он отрекся, а его отвергли». И эти слова позволяют нам правильно понимать произошедшие события столетней давности и учиться на этих уроках истории.

Не для того Божия Матерь явила Свою икону, чтобы мы думали, что все, что происходит, находится под Ее покровом и Господь принимает все наши беззакония. А для того, чтобы Ее заступничеством мы принесли истинное покаяние. И в этом усматривается великая милость Божия!

Пресвятая Богородица открыла явлением Своей «Державной» иконы, что Она не оставила Россию в самый трагичный день ее истории, но продолжает хранить ее, справедливо называемую православными людьми «Домом Пресвятой Богородицы», и не оставит русский народ в годы предстоящих испытаний. Царица Небесная показывает, что Она близко к сердцу принимает судьбу нашего многострадального Отечества и мгновенно отзывается на происходящие в нем перемены. Однако одним этим значение «Державного» образа не исчерпывается.

Иконы, принадлежавшие Царственным страстотерпцам, обнаруженные после их убиения в Ипатьевском доме. Среди них: Абалакская икона Божией Матери, иконы свт. Николая Чудотворца, свт. Иоанна Тобольского, св. прав. Симеона Верхотурского Место мученичества святой царской семьи и место обретения «Державной» иконы тесно связаны. Село Коломенское изначально было вотчиной московских великих князей, а затем и царей. Вознесенская церковь в Коломенском была построена в честь рождения нашего первого помазанника Божия на русский престол – государя Иоанна Васильевича Грозного. И в этой же церкви в 1917 году, когда закончилось царствование последнего нашего царя Николая II, была явлена «Державная» икона Божией Матери.

Промыслительным видится и то, что напротив Ипатьевского дома в Екатеринбурге, в котором царственные великомученики и их верные слуги закончили свой крестный путь, располагался Вознесенский храм, и сам Ипатьевский дом был построен на месте первой екатеринбургской Вознесенской, еще деревянной, церкви.

Иконы, принадлежавшие Царственным
страстотерпцам, обнаруженные после их убиения
в Ипатьевском доме. Среди них: Абалакская
икона Божией Матери, иконы свт. Николая
Чудотворца, свт. Иоанна Тобольского,
св. прав. Симеона Верхотурского

Святая царская семья знала о явлении Державной иконы. Среди их личных вещей были обнаружены молитва перед этой иконой, собственноручно переписанная рукой императрицы Александры Феодоровны, и список «Державного» образа. Икона прошла вместе со святой царской семьей весь их крестный путь до самого конца. Исколотая штыками, она была найдена в урочище Ганина Яма вместе с другими вещами убиенных. «Это значит, что Державная икона находилась на груди, под верхней одеждой, у кого-либо из царственных мучеников, и там, в ипатьевском подвале, первая приняла на себя удары Бого- и царененавистников», – пишет церковный историк С.В. Фомин.

«Державная» икона, явленная более 100 лет назад, стала сразу широко почитаться среди верующего народа. Известно, что доставленная в Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве, икона была встречена великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском. Копии иконы разошлись по всей стране, появились служба и акафист «Державному» образу Божией Матери.

В богоборческое время подлинник иконы был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона Пресвятой Богородицы «Державная» возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском. Это произошло 27 июля 1990 года, вскоре после празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси. Промыслительно этому предшествовало первое поминовение государя Николая II с его семьей за литургией – 17 июля 1990 года. Словно по молитвам святых царственных страдальцев Матерь Божия благословила второе Крещение Руси, которое широко началось именно в это время.

Чувство, с каким было воспринято верующими обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в своем стихотворении Сергей Бехтеев (1879-1954): Перед Твоей Державною иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И Лик Твой царственный, увенчанный короной, Влечет к Себе мой умиленный взгляд.

В годину смут и трусости бесславной, Измены, лжи, неверия и зла Ты нам явила образ Твой Державный, Ты к нам пришла и кротко прорекла: «Сама взяла Я скипетр и державу, Сама Я их вручу опять царю, Дам царству русскому величие и славу, Всех окормлю, утешу, примирю!..» Покайся ж, Русь, злосчастная блудница, Омой в слезах свой оскверненный стыд, Твоя Заступница, Небесная Царица, Тебя и грешную жалеет и хранит. (1934 г.)

Перед иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о спасении и сохранении России и о даровании победы православному воинству. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицы ради и святых царственных великомучеников, помилуй нас и спаси святую Русь! Аминь.

Ксения МАСЛЕЕВА,
г. Екатеринбург

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.