11 февраля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дистанционном формате состоялось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к участникам со вступительным словом.
Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета!
Мы открываем первое в нынешнем году
заседание нашего Совета. К сожалению, из-за эпидемии нам не удалось провести все
заседания, как это планировалось, но сегодня
мы проведем с вами очередное заседание
Высшего Церковного Совета, используя уже
отработанную модель дистанционного взаимодействия. Надеюсь, уже в ближайшее время,
по милости Божией, мы все-таки вернемся
к традиционному способу общения лицом к
лицу. Именно с таким общением часто бывают
связаны самые важные и значительные моменты жизни, и этот способ общения ничем
невозможно заменить. Полагаю, каждый из
нас, пройдя через опыт пандемии, связанный
с ограничением возможностей общаться друг
с другом, еще и еще раз оценил, что означает быть вместе, что означает лицом к лицу
обсуждать проблемы, передавать непосредственно друг другу свои мысли и свой опыт.
Сегодня мы проанализируем ряд вопросов
церковно-общественной повестки дня. Если
говорить о церковно-общественном контексте,
в котором развивается наша религиозная
жизнь, то необходимо отметить все возрастающее влияние Церкви на жизнь общества.
Согласно социологическим опросам, Церковь входит в тройку институтов, которым
общество доверяет больше всего. Но если
увеличивается влияние Церкви на общество, то возрастает и сопротивление этому
влиянию. Чаще всего это выражается через
социальные сети, в которых представлено
достаточно много материалов, направленных
на понижение уровня доверия к Церкви. Все
это очень логично: чем сильнее действие, тем
сильнее противодействие; так ведь и было на
протяжении всей истории.
Конечно, сегодня нет гонений, подобных
тем, от которых страдали древние христиане или наш народ в первой половине ХХ
века. Тем не менее, никто не отменял тот
факт, что не все люди, не все организации
с энтузиазмом воспринимают возрастающую
роль Церкви, в том числе ее присутствие в
информационном пространстве. Вот почему,
если мы трезво оцениваем все то, что происходит в сфере церковно-общественных отношений, особенно реакцию средств массовой информации и Интернета на жизнь Церкви, то
понимаем: не вся критика в адрес Церкви, с
которой мы сталкиваемся, заслуживает того,
чтобы к ней прислушиваться. Значительная
часть критики провоцируется негативным
отношением к самому факту нашего свидетельства в информационном пространстве.
Кроме того, следует сказать, что возникает все больше и больше центров влияния на
аудиторию, на общество. Если раньше такими
центрами влияния были организации или отдельные выдающиеся люди, то сегодня доступ
к Интернету имеет практически каждый, и
естественно, что помимо признанных, ярких
представителей общественности, творческой
интеллигенции, в информационном пространстве присутствуют тысячи и тысячи других
умных, образованных людей, и очень часто
в обсуждение темы Церкви вовлекается множество участников, по-разному относящихся к
Церкви, – в том числе тех, кто обладает
даром слова и способностью к письменному
и устному выражению своих мыслей. Другими
словами, открытое информационное пространство дает Церкви новые возможности, которыми мы в той или иной мере пользуемся; но в том же информационном пространстве
присутствуют и другие участники. Стало быть,
новые способы коммуникации предоставляют
возможности не только для церковной проповеди, но и для ответной
негативной реакции на наше присутствие в
обществе, в информационном пространстве.
Поэтому мы, братья, должны оставаться спокойными в том смысле,
что не происходит ничего такого, что выходит
за границы логического
развития событий. Еще раз подчеркну: чем
сильнее наше свидетельство, тем сильнее
будет и сопротивление.
Можно сказать и о том, что в современном обществе реанимируются, к сожалению,
некие стереотипы атеистической пропаганды,
пришедшие из прошлого. Это тоже естественно; но сложность ситуации заключается в том,
что не только оживают рудименты старой
атеистической пропаганды, но и возникают
новые идеологические штампы, порождаемые секулярной философией и секулярным
образом жизни, которые подчас становятся
орудием борьбы с Церковью.
Совершенно очевидно, что в условиях
фрагментации общественного сознания и медиа большое значение имеет сегодня публичная деятельность каждого священника, каждой церковной структуры. Противостоять весьма
значительному распространению негатива в
адрес Церкви в информационном пространстве довольно сложно, если ограничиваться
только центральными информационными
органами Церкви, будь то периодические издания, телевидение или радио. Прямо скажу,
что большую положительную роль в формировании реального образа Церкви – надеюсь,
привлекательного – играют наши синодальные
учреждения. Хотел бы особенно поблагодарить наш Синодальный отдел по церковной
благотворительности и социальному служению
за активную социальную деятельность, волонтерскую работу, которая осуществляется в
условиях пандемии и очень благожелательно
воспринимается нашим обществом, что находит свое отражение в СМИ. Я неслучайно
отметил роль нашего социального отдела,
хотя, конечно, свой вклад вносит практически
каждый синодальный отдел. Но наибольший
вклад вносят наше духовенство, наш верующий народ, наши православные активисты.
Развивая христианское свидетельство в
нынешних условиях, следует придать особое
значение нашей миссии в социальных сетях.
Сегодня мы будем об этом говорить, но я
просто скажу, резюмируя все, что увидел,
почувствовал, знакомясь с участием духовенства в социальных сетях. Очень непросто
дать усредненную оценку нашего участия в
этой сфере деятельности. Наравне с блистательными примерами работы в социальных
сетях и Интернете мы имеем также опыт
очень неумелого присутствия. В результате на
те или иные заявления священнослужителей
обрушивается мощная критика; порой образ
священнослужителя, заявленный в интернет-пространстве, не соответствует идеалу, который сформировался в культурной традиции нашего народа.
Но в любом случае мы должны помнить,
что духовенство так или иначе присутствует
в этом пространстве, и, думаю, наша задача
заключается в том, чтобы помочь священнослужителям не делать ошибок, удержать их от
тех действий и слов, отрицательное влияние
которых на аудиторию очень хорошо заметно
всем, кроме, к сожалению, самих «говорящих
голов» в камилавках или клобуках.
Отчего это происходит? От завышенного
самомнения, которое формируется, в том числе, в нашей церковной среде. Ведь священник
– это тот, кто проповедует. Хорошо или плохо,
но он обращается к аудитории, большой или
малой, его слушают, и в храме никто ему не
возражает. Священник привык глаголать ex
cathedra, то есть с кафедры, что не предполагает дискуссии и возражений. В сознании
священника формируется некий принцип «я
говорю – остальные слушают», и потому бывает столь болезненной реакция некоторых
наших священнослужителей на отрицательные
отзывы в Интернете. Мы должны помнить,
что христианская проповедь, даже идеальная,
примером которой было апостольское слово
(не говоря уже о проповеди несовершенной
с культурной, богословской или эстетической
точки зрения), всегда встречала сопротивление и неприятие, поэтому рассчитывать исключительно на аплодисменты не следует.
И вот еще о чем нужно сказать. Когда Церковь
вышла в общественное пространство после
долгих лет пребывания в атеистической
среде, после долгих лет молчания, многие с
вниманием, с огромным доверием слушали
слово Церкви – потому что это было в новинку, потому что это была альтернативная
точка зрения, потому что это выпадало из
навязчивой, надоевшей всем идеологической
системы. Это был действительно свежий
голос, поэтому к Церкви прислушивались,
предоставляли любые аудитории, приглашали
выступать и перед молодежью, и на телевидение, и на радио и так далее. Но не
могу сказать, что первая волна присутствия
Церкви была абсолютно положительной. В
каком-то смысле она дезориентировала некоторых священнослужителей, которые выступали от лица Церкви, – потому что не все выдержали соблазн популярности. А когда
популярность начала снижаться, у некоторых
стали возникать комплексы, стремление вернуть себе популярность всеми средствами
и способами. Болезненное восприятие того,
что аудитория сокращается, порой приводит
людей в рясах к не совсем правильному
поведению, в том числе в информационном
пространстве.
И вот еще какой темы хотелось бы коснуться. Все, что мы говорим как служители
Церкви, будь то в храме или в каких-то
аудиториях, все, что мы адресуем людям через
информационное пространство, должно иметь
только одну цель – спасение людей. Поэтому
мы должны сохранять некое бодрствование и
способность критически оценивать свои слова,
в том числе с точки зрения возможного влияния на духовное состояние нашей аудитории.
Когда священнослужитель становится
активным участником ожесточенных споров
на общественно-политические темы, когда он
теряет понимание того, на чем должен быть
сделан акцент в его обращении к людям, и
превращается в политического комментатора,
он приносит больше вреда, чем пользы.
Еще и еще раз хотел бы сказать о том,
что наша Социальная концепция до сих
пор не устарела; в частности, не устарели
сформулированные в ней принципы участия
Церкви в политическом процессе. Думаю,
сегодня мы должны особенно блюсти эти
принципы и сохранять некую надмирность,
не вовлекаться в политические дискуссии,
а если такая необходимость возникает, то
лишь для того, чтобы защитить духовные и
нравственные основы человеческой жизни.
Если же мы начинаем давать политические
оценки происходящему, то делаем большую
ошибку. Не надо считать, что наш долг – подхватывать модные тенденции, придерживаться более популярной в определенных кругах,
например, среди городской интеллигенции,
точки зрения. Наша задача заключается в
том, чтобы не допустить вражды между людьми. Выступая на одной стороне баррикады
как бы от имени Церкви, мы отталкиваем
от Церкви тех, кто по другую сторону баррикады. А и там, и там – наш народ; и там,
и там – наша паства. Поэтому то, о чем я
говорю, – это не уклонение от проблемы,
не попытка спрятать голову в норку или
под крыло, не проявление страха, а чувство
пастырской ответственности за наш народ.
Церковь несет ответственность за всех – за
правых, за левых, и мы должны находить
правильные слова, которые ни в коем случае
не должны разжигать конфликт.
Революции начала XX века должны были
нас многому научить. Вообще, поколение
духовенства, к которому я принадлежу, было
научено этим опытом, потому что по возрасту мы ближе к тем событиям, чем нынешнее
молодое поколение. Церковь не должна отказываться от пастырской работы с людьми,
которые стоят по другую сторону конфликта.
Церковь не должна переставать быть и для
них Матерью. Конечно, мы не должны добиваться такого отношения к Церкви как к
Матери за счет опасных компромиссов, тем
более за счет измены истине, но мы должны
научиться нести православную христианскую
истину в общество таким образом, чтобы не
усиливать разделение, чтобы работать на
преодоление разделений, а самое главное
– работать на то, чтобы люди пришли ко
Христу. Потому что если люди придут ко Христу, то они сами преодолеют те разделения,
которые могут быть опасны для их духовной
жизни и для жизни общества.
Мне хотелось сказать все эти слова,
потому что я что-то видел, что-то слышал,
что-то ранило мое сердце. И я очень надеюсь, что мы все, осознавая нашу общую
ответственность за пастырскую работу с
гражданами России и не только с ними, но
и вообще с нашей паствой, будем делать все
для того, чтобы помогать людям сохранить
себя в условиях политических турбуленций,
не разрушить свою веру, но, наоборот, укрепиться в вере, чтобы наше участие позволило
снизить градус конфронтации.
Еще раз хочу сказать: в какую страшную
бездну были обрушены наша страна и наш
народ в результате конфронтации начала
XX века! Поэтому, оставаясь самими собой,
оставаясь способными говорить правду, оставаясь теми, кто обязан сохранять пастырское
отношение к происходящему, мы должны,
мои дорогие братья, сознавать огромную
ответственность Церкви в нынешнее время
и делать все для того, чтобы преодолевались
конфликты, которые сегодня присутствуют в
нашем обществе, чтобы люди, придерживающиеся разных политических точек зрения, не
теряли способность жить и работать вместе.
На этом я закончу свое вводное слово.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
|