Басня Ивана Андреевича Крылова
«Голик» впервые была напечатана в 1825
году. Исследователи творчества писателя
полагают, что эта басня была написана в
ответ на критические статьи Н.С. Арцыбашева в журнале «Вестник Европы» № 18
за 1821 год. В этой статье критиковались и
искажались повествования отдельных событий из «Истории Государства Российского»
Н.М. Карамзина. Иван Андреевич, как истинный патриот России, не мог промолчать, видя
нападки на великие труды историка-патриота.
В басне повествуется, как слуги взяли
голик, чтобы чистить «господские кафтаны».
Голик – это березовый веник без листвы,
которым подметают полы и улицу. И вот
голик, которым подметали кухню, слуги
взяли и стали чистить кафтан. Чем больше
неразумные слуги трудились, тем больше
загрязнялся кафтан.
Почитаем басню.
ГОЛИК
Запачканный Голик
попал в большую честь –
Уж он полов не будет в кухнях месть:
Ему поручены господские кафтаны
(Как видно, слуги были пьяны).
Вот развозился мой Голик:
По платью барскому без устали колотит,
И на кафтанах он как будто рожь молотит,
И подлинно, что труд его велик.
Беда лишь в том, что сам он грязен,
неопрятен.
Что ж пользы от его труда?
Чем больше чистит он,
тем только больше пятен.
Бывает столько же вреда,
Когда
Невежда не в свои дела вплетется
И поправлять труды ученого возьмется.
Бог наделил человека разумом, а посему человеку свойственно стремление к
получению знаний и осмыслению видимого
мира. Человеку, изучающему науки, очень
важно иметь любовь к истине, быть правдивым и самоотверженным в обретении
знаний. Вместе с тем важно сознавать и те
опасности, которые подстерегают человека
на этом жизненном пути. Одной из главных
опасностей является гордыня, которая делает человека надменным, упрямым и непримиримым в своих убеждениях, что лишает
его скромности и простоты. Приобретаемые
знания должны приносить пользу людям и
должны быть лишены злонамеренности и
предвзятости.
В нашем Отечестве ХХ век полон
множества примеров, когда зараженные
атеизмом «ученые» подчиняли научную
деятельность навязываемой атеистической
идеологии. Это привело к пагубным последствиям, которые проявились и в экономике,
и в экологии, и в личной жизни простых
людей. Зараженные атеизмом люди становились тем загрязненным голиком, который
взялся за чистку всех сторон жизни нашего
народа.
Сегодня пришло осознание пагубности
навязывания всевозможных идеологических
установок и признание необходимости свободы творческой деятельности человека. Однако свобода не должна означать произвол,
когда под видом «свободы» одной личности
или группы лиц нарушаются свобода и достоинство другой личности через навязывание взглядов и убеждений, противоречащих
нормам нравственности.
Мы видим, сколько же вреда, когда атеист в великую историю ворвется и искажать
труды народные возьмется.
+М.Д.
|