ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№03 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А. Крылова «Голик»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Голик» впервые была напечатана в 1825 году. Исследователи творчества писателя полагают, что эта басня была написана в ответ на критические статьи Н.С. Арцыбашева в журнале «Вестник Европы» № 18 за 1821 год. В этой статье критиковались и искажались повествования отдельных событий из «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина. Иван Андреевич, как истинный патриот России, не мог промолчать, видя нападки на великие труды историка-патриота.

В басне повествуется, как слуги взяли голик, чтобы чистить «господские кафтаны». Голик – это березовый веник без листвы, которым подметают полы и улицу. И вот голик, которым подметали кухню, слуги взяли и стали чистить кафтан. Чем больше неразумные слуги трудились, тем больше загрязнялся кафтан.

Почитаем басню.

ГОЛИК

Запачканный Голик
попал в большую честь –
Уж он полов не будет в кухнях месть:
Ему поручены господские кафтаны
(Как видно, слуги были пьяны).
Вот развозился мой Голик:
По платью барскому без устали колотит,
И на кафтанах он как будто рожь молотит,
И подлинно, что труд его велик.
Беда лишь в том, что сам он грязен,
неопрятен.

Что ж пользы от его труда?
Чем больше чистит он,
тем только больше пятен.
Бывает столько же вреда,
Когда
Невежда не в свои дела вплетется
И поправлять труды ученого возьмется.

Бог наделил человека разумом, а посему человеку свойственно стремление к получению знаний и осмыслению видимого мира. Человеку, изучающему науки, очень важно иметь любовь к истине, быть правдивым и самоотверженным в обретении знаний. Вместе с тем важно сознавать и те опасности, которые подстерегают человека на этом жизненном пути. Одной из главных опасностей является гордыня, которая делает человека надменным, упрямым и непримиримым в своих убеждениях, что лишает его скромности и простоты. Приобретаемые знания должны приносить пользу людям и должны быть лишены злонамеренности и предвзятости.

В нашем Отечестве ХХ век полон множества примеров, когда зараженные атеизмом «ученые» подчиняли научную деятельность навязываемой атеистической идеологии. Это привело к пагубным последствиям, которые проявились и в экономике, и в экологии, и в личной жизни простых людей. Зараженные атеизмом люди становились тем загрязненным голиком, который взялся за чистку всех сторон жизни нашего народа.

Сегодня пришло осознание пагубности навязывания всевозможных идеологических установок и признание необходимости свободы творческой деятельности человека. Однако свобода не должна означать произвол, когда под видом «свободы» одной личности или группы лиц нарушаются свобода и достоинство другой личности через навязывание взглядов и убеждений, противоречащих нормам нравственности. Мы видим, сколько же вреда, когда атеист в великую историю ворвется и искажать труды народные возьмется.

+М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Религия и СМИ
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Сербская Православная Церковь в Голландии
Современные сказки

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.