ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№03 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Казачество – опора государства Российского

Доклад на круглом столе «30 лет возрождения и развития казачества в Тюменском регионе» (22 февраля 2020 г., г. Тюмень, Дом науки и техники)

Дорогой отец Валерий, господа атаманы Николай Александрович, Сергей Борисович, Валерий Иванович, Геннадий Степанович! Уважаемый Владислав Леонидович! Уважаемые старики, родные казаки!

Хотел бы привести фразу Льва Николаевича Толстого по отношению к казачеству: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». Казачество сопровождало Россию на протяжении почти тысячи лет. И сегодня оно представляется православным воинским братством, которое, несмотря на все невзгоды и потрясения двадцатого столетия, выстояло и сохранило идентичность.

Сибирь и Дальний Восток были присоединены к России именно героическими усилиями казаков-первопроходцев. Казаки принимали участие практически во всех войнах Российской империи. Казачество исстари было связано с верой православной. В постоянных стычках с иноверцами казаки все более стали осознавать себя защитниками святой православной веры и русских рубежей. Со временем осознание себя защитником Веры, Царя и Отечества стало генетической особенностью казачества, самой сутью его бытия.

Казаки участвовали в Куликовской битве 1380 года, накануне которой донские атаманы преподнесли князю Димитрию две иконы Божией Матери – Гребневскую и Донскую, которые до сих пор хранятся в Москве. Таким образом, казаки причастны к процессу объединения русских земель вокруг Москвы и, следовательно, становлению российской государственности. С этого периода начался их весомый вклад в дело расширения границ России.

В год третьего похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году против хана поднялись вольные казачьи дружины. Именно казаки оказались в первых рядах атакующих и первыми поднялись на стены крепости. Неоценимую услугу оказали казаки московскому царю и при взятии Астрахани, постоянно сдерживая набеги ногайцев и татар на огромном пространстве.

В 1612 году, во времена великой Смуты, казачьи отряды бросились на выручку ополчению князя Пожарского и весьма способствовали очищению Москвы от поляков. Ключевский писал: «Казацкие атаманы, а не московские воеводы отбили от Волоколамска короля Сигизмунда и заставили его вернуться домой».

Казаки приняли активное участие в Земском соборе, единогласно поддержав 17-летнего Михаила Романова. Выступая на соборе, они решительно заявили, что никогда «не потерпят чужеземного, неправославного царя и будут подчиняться лишь чисто русскому царю. Русскому по вере, духу и происхождению».

Расширение границ казаками происходило без культурной ломки и уничтожения малых народов. Казаки всегда терпимо относились к вере, обычаям и традициям других народов. Они мирно уживались с иноверцами, перенимали лучшее из их культуры, роднились с ними и несли свет Православия не шашкой, а словом.

В тяжелейших походных условиях казаки допетровской Руси совершали великие географические открытия и присоединяли огромные земли. В 1582 году атаман Ермак завоевал Сибирское ханство. Казаки стремительно продвигались вглубь Сибири. В 1586 году они заложили Тюмень, в 1587 – построили крепость Тобольск, в 1592 – острог Березов и Сургут, в 1604 – Томск, в 1618 – Енисейск, в 1628 – Красноярск, в 1632 – Якутск. В 1637-1640 годах казак Москвитин достиг берегов Охотского моря и Тихого океана. В 1639 году казак Наседкин «со товарищи» открыл для России Курильские острова. В 1644 году именно казаки пришли на Сахалин и Амур, а славный Семен Дежнев достиг берегов Ледовитого океана. В 1649 году атаман Ерофей Хабаров с 70 казаками пришел на Амур и Уссури, где заложил острог. В том же году был основан город Нижне-Удинск (ныне Улан-Удэ).

Всего за один век казаки прирастили к Руси всю Сибирь. И еще век спустя достигли Аляски и построили там свои остроги и церкви, которые сохранились поныне. В 1854 году во главе с наказным атаманом Колпаковским они основали город Верный (Алма-Аты), Семипалатинск и другие. Казаки пользовались особым уважением государства и отличались от военнослужащих российской армии тем, что были свободны.

Известно казачье самоуправление, когда вопросы решались на «круге». Императоры понимали это стремление к свободе и не препятствовали ему, не ломали традиционного уклада казаков. Казаки являлись земледельцами, ремесленниками, но прежде всего они были воинами, которые по первому зову оставляли свой домашний быт и отправлялись на защиту государства.

Особую роль казаки сыграли в Отечественной войне 1812 года. В составе русской армии находилось 65 донских казачьих полков, две конно-артиллерийские роты, 13 команд, 1092 урядника и писаря, 39639 казаков. Казаки Платова приняли участие в Бородинском сражении, совершая рейды в тыл французам, а под Малоярославцем три казачьих отряда чуть не взяли в плен самого Наполеона. Сам император говорил: «Дайте мне 20000 казаков, и я завоюю весь мир».

Казаки принимали самое активное участие в Первой мировой войне. Так, 25 декабря 1914 г. 1-й сибирский казачий полк конной атакой разгромил 8-й турецкий пехотный полк и захватил его знамя. Но ХХ век явился веком трагедии казачества. Казаки не давали построить «наш новый мир», и сотни тысяч казаков прошли через процесс «расказачивания», уничтожения казачества.

Тем не менее, казаки заявили о себе в Великой Отечественной войне. На стороне Красной армии уже в начале войны сражались десятки казачьих кавалерийских дивизий. В них было 40 казачьих кавалерийских полков, 5 танковых полков, 8 минометных полков и дивизионов, 2 зенитных полка и ряд других подразделений, полностью укомплектованных станичниками.

Формирование кавалерийских дивизий в СССР было сопряжено с рядом трудностей: кроме обычного снаряжения требовалось снабдить бойцов лошадьми с упряжью и седлами. Было наложено производство шашек, сабель, клинков и подков, седел, шапок-кубанок. Широко известный факт: на средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья им. Александра Невского и танковая колонна им. Дмитрия Донского. А вот – малоизвестное: недавно рассекречены телеграммы И.В. Сталину, которые рассказывают о сборе казаками денежных средств на постройку танковых колонн «Советская Кубань», «Донской казак», «Донской колхозник», эскадрилий «Освобожденный Дон», «Призывник Дона». Многие колхозники просят передать собранные ими средства на производство оружия для казачьих корпусов. На все телеграммы имеются ответные письма Сталина с благодарностью за заботу о Красной армии.

Казаки одни из первых приняли фашистский удар. В первые же часы войны вступили в бой с врагом донские, кубанские и терские казаки 6-го казачьего кавалерийского корпуса, 2-го и 5-го кавалерийских корпусов и отдельной кавалерийской дивизии, расположенные в приграничных округах.

Уже в 4 утра 22 июня 1941 г. на направлении Ломжи в страшном Белостокском сражении вел кровопролитный бой с превосходящими силами врага 94-й Белоглинский Кубанский казачий полк подполковника Н.Г. Петросьянца. Вскоре подключились 48-й Белореченский Кубанский и 154-й Терский казачьи полки подполковников В.В. Рудницкого и Н.И. Алексеева. Казаки спешились и заняли оборону на широком фронте, отражая яростные атаки немецкой пехоты, отбрасывая врага огнем и штыковыми ударами.

Конечно, нами не забыт подвиг Карбышева, Недорубова, Доватора и многих других казаков. 262 кавалериста из казаков получили звание Героя Советского Союза.

В 1943 г. мой дед, родовой казак Петр Язов, написал письмо в стихах своему сыну (моему отцу) Язову Артему на фронт:

«Тема, сын мой, что такое?
Не писал ты мне давно!
Меня это беспокоит,
И гнетет одно:
Уж не болен ли мой воин,
мой лихой танкист?
Если нет – то я спокоен.
Берегись, фашист!
Знаю я твои ухватки
В бытность за станком.
Верю, ты не дрогнешь в схватке
С извергом-врагом.
Будь здоров, и бодр, и весел,
Славный молодец!
С нетерпеньем твоих писем
Ждет старик-отец.

3 августа 1943 года”

Сын-танкист не дрогнул в схватке с врагом. Старик-отец дождался сына. Сын выжил после тяжелого ранения. В 1944-м девятнадцатилетний сержант Артем Язов вернулся в родную Тюмень инвалидом. В годину Великой Отечественной войны во многих регионах страны произошло стихийное возрождение церковной жизни. Верующие сами открывали храмы. Особенно проявили себя в этом отношении города и казачьи станицы Ставрополья, Кубани и Дона. Например, на Ставрополье количество храмов за годы войны выросло в 10 раз (с 14 до 140), а на Кубани – в 17 раз (с 7 до 119).

К сожалению, в послевоенные годы советская власть вновь охладела к казакам. Три поколения русских людей были воспитаны в отторжении казачьего наследия. Падение советской власти сопровождалось возрождением казачества. Святейший Патриарх Кирилл, оценивая это событие, подчеркнул, что «возрождение казачества – это некое Божие чудо».

Взаимоотношения между Церковью и казачеством в наше время вышли на серьезную, плодотворную основу. Сегодня казачество – реальная сила. Но кому много дано, с того много и спросится: каждый казак призван знать Закон Божий, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в церковной жизни, посещать Божественную литургию, участвовать в крестных ходах, быть защитником веры православной.

Казачество продолжает выполнять функцию гаранта стабильности и безопасности государства. И современное казачество будет являться прямым наследником дореволюционного казачества, если оно будет свято чтить традиции и если будет следовать заповедям веры православной. Помоги Господи в этом. Слава Богу, что мы казаки!

Источники:

1. Митрополит Кирилл (Покровский). Приумножая духовные и культурные традиции казачества. – Ставрополь: Издательство Ставропольской духовной семинарии, 2019. – 224 с.

2. Альянс: Университет и казачество, январь 2020. Издательство ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ). М., 2020. – 119 с.

Иерей Владимир ЯЗОВ,
председатель комиссии Тобольской
митрополии по взаимодействию
с казачеством

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Религия и СМИ
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Сербская Православная Церковь в Голландии
Современные сказки

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.