ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№03 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Епископ Герман (Ряшенцев): пребывание в нашем крае

Память этого подвижника Русской Православной Церкви празднуется 2/15 сентября. В числе 1118 святых новомучеников и исповедников он был прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе 13-16 августа 2000 года.

Епископ Герман находился в ссылке в нашем крае с 1922 по 1925 гг. Пребывая в Тюмени, Тобольске, Самарове, Чучелинских юртах, писал письма своим друзьям – Вере Тимофеевне и Наталье Александровне Верховцевым. Они познакомились в 1916 году. Все трое были духовными детьми митрополита Московского Макария. Объединяло их и почитание отца Иоанна Кронштадтского, с которым Вера Тимофеевна было знакома. Сохранившиеся 120 писем епископа Германа, отправленные из разных мест заключения, являются бесценными документами эпохи.

Протоиерей Петр Чельцов (+ 1972), также новопрославленный исповедник, служивший во Владимирской епархии, в «Слове на день прославления святителя Иоанна, митрополита Тобольского» сказал, осмысляя прошлое, настоящее и будущее Русской Церкви: «…на мрачном горизонте страданий вдруг зажигалась яркая звездочка и выводила ее на верную дорогу, и великая Святая Русь спокойно и величаво продолжала свое, указанное ей Промыслом, историческое шествие…».

Родился епископ Герман (в миру Николай Степанович Ряшенцев) в г. Тамбове в семье купца второй гильдии. В 1900 г. окончил тамбовскую гимназию и через два года поступил в Казанскую духовную академию. Еще через два года пострижен в мантию и спустя год рукоположен во иеромонаха. После окончания академии преподавал Священное Писание в Псковской духовной семинарии. С 1910 г. был инспектором Вифанской семинарии. Возведен в сан архимандрита. В апреле 1919 г. состоялась хиротония архимандрита Германа во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. В 1922 г. (в это время владыка проживал в Даниловом монастыре) последовал его второй арест и ссылка. В течение последующих двух лет епископ Герман писал из Сибири письма в подмосковный Сергиев Посад. Эти письма, кроме своего основного содержания – мыслей и советов по духовному возрастанию, – дополняют и страницы истории нашего края.

Владыка находился на положении политического ссыльного, высланного административно, без всякого суда. Это вызывало сочувствие местных жителей и сопровождение в передвижении почти почетным караулом. Епископ писал: «Господь так устроил, что целую неделю мы жили здесь, как у родных. Я не могу в этом не видеть и особенного попечения о нас святителя Иоанна Тобольского, икона которого – не помню, когда и кем мне данная, – путешествует всегда со мной вот уже два года. Это довольно знаменательное совпадение. Мы будем жить в селе Самарове Тобольского уезда. Это торговое местечко в 500 верстах к северу от Тобольска по Иртышу и в 500 верстах южнее Березова. Судя по Тобольску, где вызревают дыни, арбузы и помидоры, там, вероятно, будет не холоднее Вологды. Все говорят, что Самарово на крутом берегу Иртыша. Красивая, здоровая местность, кругом хвойный лес. Народ здесь, в Сибири, как мне кажется, открытее нашего и отзывчивей. Думается, что и Самарово не будет для нас мачехой. Конечно, многое будет зависеть от опеки, под какой нам придется жить. Но мне нечего скрывать и нечего бояться, так как мои убеждения касаются не политики, а той области совести, какая объявлена советским законом свободной».

В Тюмень епископ прибыл 13 августа 1923 г., сюда и пришло первое послание из Сергиева Посада. 30 августа он писал ответ из Тобольска. Еще было тепло, еще радовала его наша природа: лес, поля, реки… Впереди были новые переселения – на север, в Самарово. Туда, где сливаются большие сибирские реки Иртыш и Обь, откуда видны снежные вершины Уральских гор. Находясь в Самарове, ждали парохода числа 5-8 сентября для отправки дальше.

В письме, датированном днем празднования иконы «Знамение» Божией Матери в 1924 г., епископ Герман пишет, что его, единственного из всей партии заключенных, решили отправить «по крепкому морозцу подальше», туда, где нет ни церкви, ни часовни, – в деревушку в 40 км от Самарова, вдали от трактовых дорог на Сургут и Березов, туда, где не было ни почты, ни телеграфа, ни врача. Приказали собраться и отбыть за три часа. Лютая стужа, отсутствие теплой одежды и скудость питания заставили епископа обратиться с просьбой задержать высылку из-за надежды получить посылку, которую он ждал уже три месяца.

Остается только домыслить те немыслимые условия, которые послужили поводом к обращению в надежде на понимание.

Да где там! Разрешили задержаться только на 24 часа. Поделился ли кто из охраны с ним пищей или одеждой?.. В письме нет прямого указания на тяжелое положение. Есть рассуждение, которое дает возможность понять, как тяжело ему было: «У меня борются два чувства: обратить кого следует внимание, как борзо расправляются здесь, минуя технику Москвы и даже кодекс, а другое напоминает слова Исаии: «как овча на заклание веден и яко Агнец… безгласен…». И просьба: подкрепите меня своими молитвами».

О жителях остяцкой деревушки исповедник пишет: «Жители Чучели, кажется, хорошо говорят по-русски, и стройки (избы) у них уже русские. Кажется, если не ошибаюсь, некоторых я даже знаю, и, Бог даст, быть может, устроимся хоть не так, как здесь и в Самарове, но сносно…».

Цитирую отрывок из письма от 18 февраля 1925 г.: «Для выработки терпения и самопознания, конечно, очень хороши те условия, в каких живу, но когда начинает приветливо светить солнышко, когда начинает пробуждаться спящая красота вечной и живой книги о Боге и Его правде, тогда больнее щемит сердце, тогда начинает тосковать оно о любимом деле, о своих далеких детях, о тех условиях, где так было тепло и радостно и какие стоят теперь с печатью разрушения, лучше слов свидетельствуя, как опустошена теперь человеческая душа».

Весной того же года епископ Герман предполагает, что в июле Чучелинские юрты ему могут сменить на Соловки. Вере Тимофеевне пишет, что часто душевные терзания бывают от того, что невозможно забыть свет солнца, счастье… что надо не плакать над щепками, в которые превратился лес, а думать над тем, как из этих щепок строить то, что раньше строилось из деревьев. «Вместо того чтобы ныть и тосковать о том, «как хороши, как свежи были розы», надо лучше подумать, чем парализовать «воню» помойки и во что одеться, если приходится в жизни идти не по роскошному лугу с душистой и сочной травой, а сквозь цепкие кусты репейника. Конечно, логика христиан – правда, и должна каждому из нас говорить: стало меньше храмов – сам ты должен быть храмом Бога, стал неудобен вход ко многим святыням – сам стань этой святыней и живой иконой».

После возвращения в Москву владыка Герман уже 30 ноября был снова арестован, приговорен к трем годам ссылки. В 1928 г. владыка назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. В том же 1928-м – арестован и приговорен к трем годам исправительно-трудовых работ. Находился в Кеми и в Соловецком лагере, где занимался плетением рыболовных сетей. В конце 1930-го вывезен с Соловков – «вместе со стариками, больными и калеками» – после болезни тифом. Затем находился в 60 верстах от г. Кеми, где «расписывал игрушки и безделушки в кустарном производстве».

Затем находился в ссылке в г. Котласе, позднее в г. Великом Устюге. В 1933-м получил разрешение на службу в храмах Арзамаса.

В 1934-м – снова в заключении. В сентябре 1937 г. осужден Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 и приговорен к расстрелу.

15 сентября расстрелян в городе Сыктывкаре. В календаре на 2002 г. с житиями святых и подвижников благочестия ХХ столетия «Русь святая» приводится отрывок из воспоминаний Н.А. Верховцевой о владыке Германе Ряшенцеве: «От всего дорогого и привычного разъединили светлого владыку узы, заключения, бесконечные странствования и великие подвиги крестоносного пути.

В оставшихся письмах трепетно бьется горячее, отданное Господу сердце, его «кружевная душа» (по маминому определению), будто сотканная из тончайших волокон».

Литература:

Календарь «Русь святая» (на 2002 г.). – М., 2001. Воробьева А.Г. «Высшее изящество веры»: жизнеописание сщмч. Германа, еп. Вязниковского. – М., 2004. Н.Л. АНТУФЬЕВА, г. Тюмень

Центр развития социальных проектов
«Милосердие», г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Религия и СМИ
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Сербская Православная Церковь в Голландии
Современные сказки

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.