ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№03 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий: ОТКРЫТИЕ ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ – ИСТОРИЧЕСКОЕ, ЭПОХАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ ДЛЯ СИБИРСКОГО КРАЯ

Четыре столетия со времени основания Тобольской епархии и 75-летний юбилей Великой Победы, сохранение семьи и жизни нерожден- ных детей, Великий пост и возрождение храмов и другие вопросы стали темой февральского заседания клуба «От первого лица» газеты «Тюменская область сегодня». В работе клуба (а точнее, это был разговор по душам) принял участие митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, ректор Тобольской духовной семинарии.
Владыка Димитрий в четвертый раз встретился с журналистами редакции и ответил на звонки читателей.

Константин Елисеев:

– Ваше Высокопреосвященство, наступивший год пройдет под знаком больших юбилеев – это 400-летие основания Тобольской епархии, первой епархии за Уралом, и 75-летие Великой Победы. Какие важные вехи вы бы отметили в четырехсотлетнем пути епархии?

Митрополит Димитрий:

– Открытие епархии – историческое и, скорее, эпохальное событие для сибирского края. Правители Московской Руси сознавали, что земли можно объединить только в духе веры. Тогда бытовало выражение: с каждым князьком не повоюешь – у каждого были свои убеждения, и порой они между собой не ладили. И вот, в 1620 году на Московском соборе учреждается епархия. Впоследствии царственные особы всегда обращали внимание, чтобы в епархию направлялся любвеобильный владыка, который сострадал бы к народам и воспринимал их как детей одной большой семьи. Благодаря этому в Сибири сразу стало развиваться образование – буквально через несколько лет были учреждены первые учебные заведения. Если в 1703 году еще только основывают Петербург, то у нас уже открывают славяно-русскую школу! И хотя вся страна практически работала на Петербург, Петр Первый разрешил в Тюмени и Тобольске каменное строительство, понимая значимость епархии. Благодаря миссионерской работе казаки-первопроходцы всего за 65 лет дошли до Тихого океана, основывая на своем пути поселения и возводя храмы.

Освоение Сибири Церковь считает важной вехой становления Богом созидаемого Отечества. Причем начальный период не был связан с какими-то государственными программами. Просто братья Строгановы и ряд промышленников и купцов пригласили Ермака для охраны от набегов кочевников. И все-таки самым важным в этом периоде стало начало образования, просвещения. Святителем Филофеем (Лещинским) открывались училища в Тобольске, Тюмени, затем Иркутске. Через образование и просвещение удалось сплотить более сотни народов и народностей. Примечательно, что при этом ни один народ не исчез. Всем им дали письменность на основе кириллицы.

Конечно, одновременно шло приобщение к христианству. Примерно со столетней разницей во времени осваивалась Северная и Южная Америка, но там аборигенов почти уничтожили. У нас же была поставлена задача жить и родниться с ними, вступать в семейные узы, защищать их интересы. Освоение Сибирского края шло на основе Православия, ставшего скрепой для народов.

Очень важно не раздирать историю Отечества на какие-то отдельные эпизоды, а рассматривать ее в совокупности. Поэтому нельзя обойти вниманием и 75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне, который произрастает, в том числе, и из этого сибирского 400-летия. Если бы не было мира, единства между нашими народами, не встали бы они все как один на защиту Отечества в годы Второй мировой войны. Сибиряки внесли заметный и даже решающий вклад в оборону Москвы и героически отличились во многих других сражениях.

Людмила Шорохова:

– Владыка Димитрий, какие подвижники веры составили славу Тобольской епархии?

Митрополит Димитрий:

– Их немало. Заметен подвиг святителя Иоанна, митрополита Тобольского, всея Сибири чудотворца. Своей любовью он подал пример служения и заботы о коренном населении. Вместе со своим собратом, святителем митрополитом Филофеем (Лещинским), они поочередно управляли епархией. По указу Петра Первого святитель Филофей открыл школу. Хотя Петра не считают слишком религиозным, но он велел «робяток учить грамоте, наипаче основам веры православной, дабы приводить к познанию и ко святому крещению многочисленных иноземцев сибирского края и тако искать расширения даже до Китая». Лучшей скрепой для народов стала единая вера. Она и примиряет их, и делает гармоничными отношения меж людьми на основе любви, на примере жизни Христа.

Также назову святителя Гермогена Тобольского, жившего в период гонений на Церковь в начале ХХ века. Это был высокообразованный человек – с двумя высшими университетскими образованиями и высшим богословским образованием, кандидат наук. Подвижников немало, и все они достойны уважения и памяти.

Маргарита Шаманенко:

– Когда будет проходить празднование 400-летнего юбилея и какие мероприятия планируются?

Митрополит Димитрий:

– По благословению Святейшего Патриарха празднование юбилея будет продолжаться в течение всего года. Это более пятидесяти мероприятий, в том числе посвященных 75-летию Победы. В рамках юбилея проходят конференции. Уже состоялись Рождественские чтения, впереди межрегиональный фестиваль «Православие и СМИ». В летний период намечен приезд Святейшего Патриарха, который возглавит торжества.

Мы все сопричастны к юбилею Победы, у всех есть родственники, близкие, знакомые, кто сражался за Родину. Потому это событие также отмечаем в течение всего года. Впереди традиционный фестиваль детского рисунка «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани», который мы проводим вместе с областным Департаментом образования и науки, Общественной палатой региона и рядом депутатов. Он состоится в День Сибири в ноябре. Среди мероприятий – ежегодный международный детский фестиваль «Духовная песнь православной Сибири» – прошлой осенью в дни осенних каникул в нем приняло участие более 700 ребятишек. <…>

Звонок. Нина Федоровна, село Исетское Исетского района:

– Владыка, многие уважительно относятся к Православной Церкви, приходят в храмы на Рождество и Пасху, купаются в Крещение, но при этом активно читают гороскопы, обращаются к гадалкам и знахаркам, считают, что есть судьба и верят в переселение душ. Надо ли их разубеждать или все это – вопрос времени?

Митрополит Димитрий:

– Вера – это вектор в жизни человека. Если мы верим в Бога, то наш жизненный вектор направлен на Бога. Лукавый же постоянно пытается разрушить эту связь и вселить в нас суеверия – суетную веру, маловерие и даже неверие. Какие звезды и созвездия могут повлиять на твою личную жизнь? Другое дело: если человек помолится, то Господь ему поможет. Вот посмотрите: наши предки – когда основы Православия закладывались с детства – в гороскопы не верили, и семьи были крепкими, многодетными.

В одном церковном песнопении есть такие слова: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!» Они призывают возложить всю надежду на Спасителя. Тогда не нужны гороскопы и услуги знахарей, которые только разрушают душу, волю, разум и нравственные чувства человека. Надо верить. От веры появляется другая добродетель – надежда на Бога. Если у человека нет веры, то нет и надежды. С надеждой дается и следующая добродетель – любовь к Богу, ближнему. И тогда все в жизни получается. <…>

Звонок. Елена, г. Тюмень:

– Посоветуйте, как провести с пользой Великий пост родителям с маленькими детьми.

Митрополит Димитрий:

– Пост представляет собой не только воздержание в пище, но и воздержание в развлечениях, в том, что опустошает человека. Для мам с грудным ребенком питание должно быть особенное, об этом нужно посоветоваться с духовником. Конечно, разрешается молоко, возможно некоторое воздержание от мяса в какие-то дни. Постарайтесь выделить немного времени для ежедневного чтения Священного Писания – слова Божия. Даже когда кормите младенчика, читайте молитву, и вместе с молоком матери молитва Господня освятит его душу и наполнит самым главным даром – любовью к Богу, к маме и папе, к ближним.

Вероника Белоусова:

– Владыка, в стране не очень хорошая демографическая ситуация. Что прежде всего, на ваш взгляд, нужно изменить в сознании молодых людей, чтобы они создавали семьи и рожали детей?

Митрополит Димитрий:

– Нужна помощь СМИ, которые должны раскрывать красоту семейной жизни. Для чего человек живет? В Библии прямо сказано, что одна из целей – деторождение. Это счастье, благословение Божие. В библейские времена, если кому-то не было дано детей, скорбели об этом. Дети – это радость, продолжение твоего рода, скрепа семьи. Нельзя, чтобы дети становились предметом раздора между родителями. Любовь – это жертва, когда человек отдает себя и один восполняет другого. Хотелось бы, чтобы супруги не тратили время даром, а стремились к полноценной радости жизни на земле. В Священном Писании говорится, что не хорошо быть человеку одному. Мужчина и женщина созданы для того, чтобы восполнять друг друга, а не реализовывать свой эгоизм один в другом.

Раньше существовал институт свах и сватов – людей из хороших семей, которые сами имели детей и были хорошими психологами. Причем вступающие в супружество нередко знали своих будущих мужа или жену с детства. Созданию будущей пары помогал и духовник, который видит, подходят ли юноша и девушка друг другу. В нашей семинарии традиция сохранилась. Здесь заключается 97 % крепких браков. Кроме того, когда вы создали семью и ходите в храм на исповедь к священнику, он начинает вас чувствовать и подсказывать, чтобы предотвратить какой-то глобальный конфликт.

Людмила Шорохова:

– Что дает современному ребенку обучение в православной гимназии?

Митрополит Димитрий:

- В регионе действует четыре православных гимназии. Это обычные учебные заведения, имеющие государственное финансирование и поддержку родителей. Что они дают? С детства в детей закладываются традиции. Вопрос веры – это вопрос родителей, так как школа дает знания – например, такие понятия, как годичный круг: Рождество Божьей Матери, Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Троица… Желательно, чтобы хотя бы 25-30 % школ региона выбирали для себя предмет «Основы православной культуры». Кстати, на совещании в Брюсселе представители стран Европы признались, что необходимо возвращаться к религиозному воспитанию, хотя долго шли к тому, чтобы исключить его. Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон, представитель Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Брюсселе, сообщил, что с каждым годом растет запрос на преподавание предмета «Православная культура». В Европе каждая конфессия, зарегистрированная государством, имеет право преподавать в школе. Даже если урок по той или иной культуре посещает всего один ребенок – учитель работает на полную ставку. Я поинтересовался у владыки Симона, как относятся к православным детям их европейские сверстники, нет ли к ним неприязни. Он ответил: наоборот, есть интерес к ребятам, знающим традиции. Известно, что в страны Европы проникает ислам. Поэтому лучше, если культурное образование и просвещение будет идти открыто, законно и правильно. Иначе может возникнуть почва для экстремизма. В России преподавание православной культуры в школе предусматривает всего один час в неделю, но дети с детства будут знать свои традиции и заповеди нравственной жизни.

Около пяти лет назад совместно с Тюменским государственным университетом провели социологический опрос по теме вероисповедания у земляков. Оказалось, что в Тюменской области 78 % опрошенных жителей относят себя к православным христианам, 8 % – приверженцы ислама. Значит, эти 78 процентов должны выбирать для образования своих детей предмет по основам православной культуры, ведь важно знать свои корни. Вне культурного пространства дети растут обездоленными. Существующая программа обучения раскрывает традиции и обряды – крещение, венчание.

Например, брак в христианской культуре означает единение: муж и жена – это единая плоть, а при разводе ее «разрезают». Представьте, что отрезаете от себя половину тела: другая не заживет, рана останется на всю жизнь. При разводе люди храбрятся, жонглируют своим эгоизмом: «я без тебя обойдусь, а вот ты без меня попробуй!» Но при этом они страдают. Сохранение семьи – это победа, а развод – поражение сторон. И самое страшное для пары, имеющей ребятишек, – страдание детей. Детская психика не может понять расставания родителей. Ребенок одинаково любит папу и маму, которые, разводясь, травмируют свое чадо. Возможно, впоследствии их сын или дочь не смогут создать правильную семью.

Развод – это нарушение закона Божьего. В семье самой крепкой должна быть любовь у папы с мамой. Что такое любовь? Это способность усвоять и воспринимать другое существо как самого себя, то есть слиться воедино и восполнять свою половину, порой жертвуя собственными интересами. Коли подругому, то это эгоизм. Брак между мужчиной и женщиной – словно соединение двух разных галактик. Поэтому желания у каждого могут быть разными, но нельзя стремиться подгонять под себя близкого человека.

Детям такие вещи надо разъяснять. В предложенных нами программах это объясняется. К счастью, в отечественной системе образования начали возвращаться к тому, чтобы в школах тоже уделялось внимание воспитанию детей. Важно дать им не только компетенции, но и воспитать человека, гражданина, семьянина. В этом будущее России.

Светлана Хозяинова:

- Есть молодые люди, которые живут по принципу «бери от жизни все»: пристращаются к алкоголю, табаку, наркотикам, сквернословят. Страдают сами и вынуждают страдать своих близких. Как можно им помочь?

Митрополит Димитрий:

– Подростки, молодежь – трудная категория. Сей возраст ни жалости, ни благодарности не знает ни к себе, ни к родителям, ни друг к другу. Подросток не понимает, как устроен белый свет, живет эгоистом, на мир смотрит идеалистом, смысла жизни не может понять. Отчего это происходит? В семье все любят детей, и ребенок является центром семьи. В итоге детям кажется, что они – центр галактики: что хочу, то и делаю. От этого происходит развитие эгоизма и жестокости, и в первую очередь, к самому себе. Подросток не думает о последствиях. К сожалению, одного для всех рецепта не пропишешь – нужен комплексный подход.

Важно, чтобы родители приучали детей к творчеству. В православной гимназии каждому персонально уделяется внимание, ведь все дети разные. Каждый духовник – человек семейный, сам является отцом, поэтому понимает и чувствует детей, незаметно их направляет. В нашей системе образования заметна культурологическая составляющая. В прошлом году православная гимназия победила в конкурсе поющих школ Уральского федерального округа. Дети получили путевку в «Артек» и на всероссийском уровне заняли второе место, обойдя представителей Москвы и Санкт-Петербурга. С ранних лет, с молоком матери надо закладывать в детях нормы нравственности, понятия о добре и зле.

Звонок. Анна Щербинина, г. Тобольск:

- В Тобольске есть Знаменский монастырь, с богатейшей историей. Он практически разрушен, остались лишь небольшие архитектурные элементы. Планируете ли его возрождать?

Митрополит Димитрий:

– Уже год, как занимаемся этим вопросом при поддержке правительства Тюменской области. Разработан генплан восстановления монастыря. Проект великолепный, но следует проявить терпение. На восстановление уйдут годы – по самому оптимистичному прогнозу, не менее пяти лет, так как предстоит восстановить целый квартал: храм, колокольню и другие здания.

Марина Белова:

– Владыка Димитрий, каждый человек, даже ребенок, задается вопросом: в чем смысл жизни? Как правильно на него ответить?

Митрополит Димитрий:

– Человек приходит в мир, чтобы в нем проявилась любовь Божия. Господь создает человека по образу и подобию, то есть – по любви. И вы должны этот образ сохранить. Враг же хочет демонизировать душу и сделать ее орудием злых поступков. Когда говоришь плохие слова, творишь плохие дела, грязнится сердце, происходит демонизация, и ты страдаешь. По роду службы посещаю больницы, где есть дети, искалеченные по глупости. Почему? По своеволию. В Винзилях есть колония для несовершеннолетних. У многих детей, там пребывающих, злые глаза. Кто-то кого-то убил в драке или еще что натворил. Зачем? Человек скатывается вниз незаметно. Поэтому надо научиться от юности своей контролировать собственные мысли и поступки. И для этого нам, людям, дан особый дар – совесть, голос Божий. Человек должен держать ее «в здравии», не затуманивать и не сжигать, и тогда в любой ситуации совесть подскажет, как быть.

Старайся доброе творить – будешь носителем добродетели, и добро тебе отзовется. Если станешь орудием зла, то озлобишь мир вокруг себя и приумножишь зло. Зачем тебе это? Духовность – неотъемлемая часть каждого человека, и совесть – способность слышать голос Божий. Бог есть дух, но и дьявол тоже дух. Действия человека могут быть одухотворенными Божественной природой или же дьявольской. Например, обманул, толкнул, украл… Старайтесь этого избегать, и на душе будет мир и покой. Иначе человек разрушит свой внутренний мир и станет психически нездоровым. При этом разрушаются свойства души: разум, воля и нравственные чувства. Родители отвечают за то, чтобы не только накормить, но и напитать душу, развивать разум и волю. Только человеку даны волевые качества, например – обмануть маму или не обмануть, помочь другу или не помочь, сказать доброе слово или плохое. Все это нужно упражнять, как мускулатуру. Будешь добрым человеком – и вокруг тебя будут добрые люди, и на душе станет хорошо. Люди добродетельные – долгожители.

Звонок. Светлана, г. Тюмень:

– Владыка, какова судьба Спасского собора в Тюмени? Хочется побывать на богослужении в этом замечательном храме.

Митрополит Димитрий:

– Завершено изучение состояния здания, скоро приступим к реставрации, которая потребует большого внимания… Это – как у человека: сначала надо изучить его проблемы, а затем уврачевать. Работы идут. В собор уже назначен священник.

Людмила Шорохова:

– К сожалению, сегодня много сирот при живых родителях. Как эту проблему решает Церковь?

Митрополит Димитрий:

– Если мы не любим своих детей, значит, у страны нет будущего. Дети не виноваты, и надо наверстывать упущенное. В Тобольской епархии при женских монастырях есть два приюта – в Тюмени и Тобольске. Женщины, попавшие в трудное положение, могут туда обратиться. При Никольском храме действует «Дом для мам», где помогают людям пережить тяжелый период, получить консультацию или материальную поддержку.

Для нашей страны с богатейшей культурой такая ситуация никогда не была свойственна. В дореволюционный период, если погибал кормилец, община (приход) брала на себя заботу о его детях, распределяла обязанности – кто должен вспахать землю, собрать урожай и доставить его сиротам. Конечно, Церковь помогает. Придите в любой храм. И батюшка, опираясь на свой опыт (все приходские батюшки у нас семейные), подскажет, что делать в той или иной ситуации. Выход всегда можно найти. Например, в приют ребенка могут взять на год или два. Мы благодарны, что все эти программы поддерживаются правительством Тюменской области. И в то же время Церковь предостерегает: нельзя, чтобы на этой почве развивалось тунеядство, когда родители употребляют спиртное и бросают детей на произвол судьбы.

Марина, г. Тюмень:

– Всего три православных страны отмечают Рождество 7 января, остальные отмечают праздник 25 декабря. Возможно ли празднование 25 декабря?

Митрополит Димитрий:

– Русская Православная Церковь празднует Рождество 25 декабря, но по Юлианскому календарю, по которому жил сам Господь Иисус Христос. В средневековье Папа Григорий изменил календарь, и поскольку Западная Церковь была в строгом подчинении у Папы, она перешла на новый стиль. Православные не приняли такой переход. Переход на другой календарь не может быть автоматическим, такие вопросы обсуждаются на богословских конференциях.

Татьяна Тихонова:

– Бывает, женщинам приходится делать аборты. В момент принятия решения им кажется, что это лучший выход. На это идут от безысходности и страха, что не смогут прокормить, воспитать дитя. Владыка Димитрий, обратитесь к таким женщинам. Ваши слова могут спасти чью-то жизнь.

Митрополит Димитрий:

– Дорогие женщины! Становитесь любящими мамами! Это высшее призвание, которое дается от Бога. Не делайте из себя убийцу. Сейчас все есть для того, чтобы этот грех не совершать. При любом монастыре и раньше были приюты, и некоторые, желая сохранить тайну, могли оставить свое дитя, которое там и вырастало. Зато было известно, что твоя кровиночка не убита, не в помойку выброшена. Это же страшно! Пред Богом мы за все дадим ответ. Сохраните невинное дитя, ангельскую душу, старайтесь найти выход. Придите в храм к священнику или, лучше, в женский монастырь, и с вами поговорят, поддержат, помогут, свяжутся с необходимыми учреждениями. Бывает, что радостное событие – рождение ребенка – становится причиной воссоединения семьи. Не надо смущаться, что какой-то период вы поживете при монастыре.

Хотел призвать и средства массовой информации поддержать таких женщин – пригласить врачей, чтобы они раскрыли также опасность абортов для здоровья. Однозначно доказано, что прерывание беременности становится одной из причин онкологии. А вырастить дитя – такая радость! А если трудно материально, мы тоже постараемся помочь. Например, девочки, живущие в приюте «Отрада» (при нашем женском Богородице-Рождественском монастыре), получают гармоничное воспитание, учатся в гимназии, побеждают на конкурсах, поют, танцуют, в филармонии выступают. Их матери не стали убийцами.

Людмила Шорохова:

– Как искупить вину за убиенных детей? Как молиться?

Митрополит Димитрий:

– Примите епитимью. Приведите ко спасению одну-двух женщин, задумавших такое преступление. Протяните им руку помощи, отведите в монастырь или к священнику. Если спасете хотя бы одно дитя, то ваша вина покроется. Это написано в Библии, так говорят святые отцы. От этого вашей душе станет легче. Читайте молитву за безымянное дитя.

Константин Елисеев:

– Есть ли место чуду Божьему в наше время?

Митрополит Димитрий:

– Конечно, есть. В жизни каждого из нас есть чудо, и вся наша жизнь – чудо! Только нужно уметь его видеть. «Войдите в клеть свою, и вы увидите радость о Боге». Клеть – это душа.

Доброго в мире больше – и в нас, и вокруг нас. Только это надо понимать и стремиться к добру. 75 лет Победы – тоже чудо. Нас хотели уничтожить, но мы живы. А как враг рассчитывал на предательство и измену! За несколько лет перед войной в Сибири прошло жестокое раскулачивание, но сибиряки как один пошли воевать под флагами новой власти и спасли страну. Любовь к Богу, к Родине, к народу – в генах живущих в России людей.

БЛИЦ

– Ваш любимый писатель или поэт?

– С годами интересы в литературе меняются. Сейчас отдаю предпочтение Ивану Крылову. Он писал прозорливые притчи-басни, и некоторые даже перекликаются с Евангелием. В мировой истории всего три-четыре автора такого уровня. Некоторые критики утверждали, что Крылов заимствовал басни у Эзопа. Пушкин встал на защиту поэта и отметил, что басни Крылов сделал русскими, с русскими характерами, с русским менталитетом. Крылов рисует человеческие добродетели и пороки, но не через людские образы.

А как не любить Пушкина или Лермонтова, мыслителя Достоевского? Помните, какое удивительное у Лермонтова стихотворение «Молитва»? Свойство молитвы – омовение души. Если мы не молимся, она не омывается.

– Есть у вас хобби?

– В детстве любил рыбачить, а сейчас времени нет. Иногда позволяю себе собирать грибы и ягоды. В год ведро брусники набираю.

– Какое у вас любимое блюдо?

– Люблю рыбные блюда. А вообще, неприхотлив в еде и питаюсь, как в школе. Что в семинарии приготовят, то и ем.

– Что вы взяли ли бы с собой на необитаемый остров?

– Библию. И удочку, чтоб прокормиться. Ружье бы не взял, так как охоту не люблю – животных жалко.

– Какой город больше всего поразил вас?

– По-другому сердце бьется в Иерусалиме. Почти каждый год стараюсь побывать там. На втором месте – Тобольск. Хоть родился я в Москве и до 35 лет жил там, но Тобольск мне родней.

– Вы окончили московский институт инженеров транспорта, работали конструктором. Находите время, чтобы заниматься техническим творчеством?

– Возглавляю митрополию 30 лет, и у нас постоянно идут реконструкции, реставрации, строительство, поэтому полученные знания помогают.

– Есть ли у Вас записная книжка, куда Вы записываете мудрые мысли? Какой любимый афоризм?

– Если хочешь дружить – умей послужить. Возлюби Господа и ближнего своего, и Бог возлюбит тебя.

- Какой период в мировой истории Вам наиболее близок и интересен?

- Период освоения Сибири. Кто открыл дверь в Сибирь? Ермак Тимофеевич. Кто он был? Убийца, разбойник, приговоренный к смертной казни. Это перекликается с образом евангельского благоразумного разбойника, казненного на кресте со Христом и покаявшегося. Христос сказал этому разбойнику, что он будет с Ним в раю. То, что совершил Ермак, – поступок благоразумного разбойника. Эта история имеет Божий промысел.

По материалам газеты
«ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕГОДНЯ».
Интервью публикуется в сокращении

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.