ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№03 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Важная задача священника – помочь прихожанам приумножить в себе любовь к богослужению

Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2019 года)

Прошлогоднее епархиальное собрание определило провести в первой половине 2019 года пастырские конференции в московских викариатствах на тему «Принципы создания и обустройства приходской жизни в современных условиях». Материалы этих конференций были мне представлены, и я хотел бы поделиться с вами некоторыми своими размышлениями по этому поводу.

Московские приходы очень разнообразны. Одной будет жизнь прихода с богатой историей в центре столицы, иной – жизнь прихода с устоявшейся общиной в жилом районе, совершенно другой – прихода строящегося храма, община которого только формируется. Однако в жизни всех приходов имеется общее и главное – это совершение богослужения, и в первую очередь – Божественной литургии.

Внешняя активность прихода, будь то в социальной или молодежной сфере, важна. Но она приобретает смысл и значение лишь тогда, когда так или иначе связана с объединением прихожан вокруг Евхаристической Чаши. <…> Сегодня часть тех людей, которые посещают храмы лишь изредка, относится к Церкви потребительски, рассматривая происходящее в храмах как некие «духовные услуги». Как переубедить таких людей? Мы можем и должны всегда подчеркивать и проповедовать сакраментальную составляющую жизни Церкви. Именно в том пресвитере, который главным делом своей жизни считает совершение литургии, люди будут видеть священно-служителя. Призываю всех вас, дорогие отцы, с особым вниманием и любовью относиться к этой стороне вашей деятельности, а настоятелей – воспитывать кандидатов для поступления в семинарию именно в таком духе.

Несомненно, богослужение – это главное в жизни прихода. И в связи с этим ко мне порой обращаются с вопросом о том, как относиться к отчетности, то есть к оценке внешней деятельности приходов, осуществляемой посредством сбора количественных и качественных показателей. Не мешает ли эта отчетность священнику в полной мере посвящать себя богослужебной деятельности? Эти размышления не чужды и мне, так как огромный объем документов, с которым приходится работать Патриарху, действительно отнимает много того времени, которое хотелось бы в большей мере посвятить богослужению, подготовке к проповеди, размышлениям и чтению.

Тем не менее, нельзя сказать, что отчетность бесполезна. Число детей в воскресной школе, количество молодежных мероприятий, объем оказанной социальной помощи или розданных просветительских листовок – все эти цифры дают нам определенную информацию о приходах, которая, к примеру, позволяет оценить динамику развития церковной жизни. Но, конечно, ни цифры, ни отчеты не могут в полной мере отразить качественные изменения или состояние духовной и богослужебной жизни. Сбор статистики полезен, однако он не должен становиться самоцелью. Статистика должна облегчать, а не отягощать труд Патриарха, архиереев, священников и их помощников. <…>

Те, кто относится к старшему и среднему поколению, помнят, как в 1990-е годы храмы наполнялись людьми, и для этого не требовалось сверхусилий со стороны духовенства.

Усилия нужны были в другом: в том, чтобы успеть всем уделить хотя бы малую толику внимания, чтобы ответить на все просьбы об исповеди или о совершении других Таинств. Сегодня люди продолжают приходить в храмы, но многое изменилось. Количество храмов значительно увеличилось и продолжает увеличиваться, в связи с чем число прихожан на каждый храм уже не растет лавинообразно, хотя и остается значительным. Кроме того, можно сказать, что ожидания прихожан изменились.

Они стали в хорошем смысле более требовательными к содержанию приходской жизни. Это касается, едва ли не в первую очередь, отношения к богослужению. Сегодня многие прихожане – быть может, даже больше, чем 20-25 лет назад, – стремятся активно участвовать в богослужении, вникать в его смысл. Это не может не радовать, ибо, как подчеркивал святитель Феофан Затворник, «наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг». При этом не сегодня отмечено, что миряне сталкиваются с трудностями в понимании богослужения. <…> В связи с этой темой порой возникают идеи перевести все богослужение на современный русский язык, сократить его изменяемые части и другие подобные предложения. Полагаю, что именно такие решения не принесут пользы.

<…> Славянский язык органично изменялся на протяжении более чем десяти веков существования Русской Церкви. И в последние годы Священный Синод неоднократно давал указание, чтобы при составлении новых богослужебных текстов на церковнославянском языке их авторы и редактирующая эти труды Синодальная богослужебная комиссия избегали малопонятных, архаичных грамматических или лексических конструкций. Более того, мы помним, что в 1909 году Святейший Правительствующий Синод одобрил издание отредактированных текстов Постной Триоди, подготовленных комиссией под председательством будущего Патриарха Сергия, а двумя годами позже благословил издание исправленной Цветной Триоди и продолжение работ комиссии по исправлению Октоиха и Миней (довести этот труд до конца не позволила революция).

Однако главная сложность в понимании мирянами богослужебных текстов проистекает из самого их содержания, из высоты догматического учения, поэтических особенностей и насыщенности библейскими образами, которые непросто понять тем, кто обладает поверхностными знаниями о церковном учении и о библейской истории. Поэтому важнейшая задача для священников – это через просвещение прихожан помочь им понимать содержание и смысл православного богослужения. Эта учительная задача никак не отменяет необходимости устранять практические недостатки, такие как невнятность и поспешность в произнесении текстов и возгласов или, наоборот, утомительное для внимания затягивание и искусственная театральность, эмоциональность или вычурность; неправильная расстановка акцентов в текстах; неблагоприятная акустика храма, которую можно, как правило, исправить современными техническими средствами. Все это не требует больших усилий при внимательном и ответственном отношении к богослужению, любви к нему.

В сфере просвещения людей также есть достаточно много несложных способов помочь мирянам хотя бы на базовом уровне. В своем позапрошлогоднем докладе на епархиальном собрании я приводил пример того, как в некоторых храмах прихожанам раздают тексты праздничных, а иногда и воскресных богослужений, или хотя бы канонов, с параллельным русским текстом и подстрочным пояснением сложных мест. Такие тексты можно печатать недорого, в самом простом виде, без специальной верстки или цветного оформления. Пользу они приносят очень большую.

Полезно на праздники и Великим постом читать после 6-й песни канона синаксарь или краткое житие святого на русском языке. В этом году я поручил комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения проработать проект составления сборника новой редакции назидательных текстов, читаемых во время богослужений. Пока эта работа еще ведется, но некоторые тексты можно найти в сети Интернет. Также полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице, которое на практике нередко распределяется на весь Великий пост. При этом настоятелям следует прислушиваться к своим приходам: где-то введение упомянутых практик будет воспринято с благодарностью, а где-то может вызвать неприятие, обусловленное иной многолетней привычкой. Важно помнить, что здесь главная цель священника не в том, чтобы реализовать нечто, что представляется ему теоретически правильным, но в том, чтобы помочь прихожанам приумножить в себе любовь к богослужению.

Еще один способ просвещения людей, требующий чуть больше усилий от священников, но очень полезный – это объяснение того или иного гимнографического текста во время проповеди. Ведь сколь много можно рассказать об учении Православной Церкви, опираясь, к примеру, на тропарь Преображения: что значит «преобразился»? почему и как показал славу ученикам? почему «якоже можаху»? как свет может воссиять и нам грешным? Дорогие отцы, богослужение Православной Церкви дает нам неисчерпаемые возможности для проповеди православного учения. Будем же пользоваться этой бесценной сокровищницей.

В материалах викариатских съездов подчеркнута важность еще целого ряда просветительских направлений: таких как, например, создание библейских групп, организация лекториев или отдельных лекций, распространение базовых вероучительных знаний посредством листовок и тому подобных. Все это известная и все больше распространяющаяся практика, которую необходимо осуществлять буквально на всех приходах Москвы. При этом не обязательно, чтобы каждый из упомянутых проектов реализовывался на каждом приходе – все зависит от сил, возможностей, состава духовенства. Но если силы и желание есть, а настоятелю не хватает каких-то знаний или навыков для организации, к примеру, библейской группы, не надо стесняться обращаться за помощью в епархиальный миссионерский отдел или к приходам, где имеется соответствующий опыт. <…> Речь о том, чтобы дать возможность каждому приходу раскрыть тот потенциал, который у него имеется.

Дорогие владыки и отцы, я не в первый раз останавливаюсь именно на темах богослужения, проповеди, просвещения. Эти темы – главные для приходской жизни. Ведь проповедь Евангелия – это то, что нам заповедано Спасителем. А богослужение составляет существо жизни Церкви, открывает людям уже здесь, на земле, правду Царства Божия, к которому мы стремимся. <…>

Я хотел бы отреагировать на два практических вопроса, которые ко мне поступили в материалах, собранных епархиальным советом и викариатствами к епархиальному собранию. <…>

Вопрос: «Недавно был благословлен и введен в практику чин отпевания некрещеных младенцев. В связи с этим возникают разногласия относительно поминовения таковых за другими богослужениями. Действительно ли одобренный чин дает нам право поминовения младенцев умерших без Святого Крещения, за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях?»

В самом этом вопросе содержится ошибка. Никакого «чина отпевания некрещеных младенцев» не существует. В прошлом году Священным Синодом было благословлено к употреблению «Последование о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Это последование содержит в основном молитвы об утешении скорбящих родственников умершего младенца, а также две фразы, в которых мы просим о благой участи для младенца. В чем может быть благость этой участи? – Мы не знаем. Учение Церкви не дает ответа на вопрос о том, что уготовано справедливым и милосердным Богом для младенцев, умерших без Крещения.

Если же прямо ответить на заданный вопрос, то: нет, одобренный чин не открывает возможность поминовения младенцев, умерших без Святого Крещения, за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях.

Вопрос или, вернее, реплика: «На сегодняшний день мы не имеем общепринятых указаний о степени поста для людей, живущих в миру. А те указания, которые предписаны в наших богослужебных книгах, являются частью монастырского уклада жизни». Эта реплика призывает нас к серьезным размышлениям. Формально действующий на сегодняшний день устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к ближневосточной монастырской практике, включающей не только воздержание от скоромных продуктов, но и многие дни так называемого сухоядения и даже некоторые дни полного воздержания от пищи. Очевидно, что современный человек, особенно если он не приучен к посту, и, тем более, в условиях мегаполиса, не способен соблюдать пост в полной мере согласно упомянутым предписаниям. Ситуация усугубляется тем, что популярные газеты и светские сайты, желающие как-то осветить тему поста, размещают перед Великим постом «постные календари» именно в изложении упомянутой ближневосточной практики. В итоге обыватель смотрит на постные предписания как на некую невыполнимую экзотику. Кроме того, пастырь, размышляющий по этому поводу, не может игнорировать тот факт, что существенно более высокая стоимость рыбных изделий (а уж тем более иных морских продуктов) заставляет даже церковные многодетные семьи приобретать более дешевые скоромные продукты, к примеру, в период малых постов. Значит ли это, что можно взять и отменить постные предписания? Нет, конечно. Однако одно дело – пост для монаха, другое дело – для человека, выполняющего тяжелую физическую работу. Должна быть вдумчивая пастырская работа с нашими прихожанами, индивидуальный подход, чтобы каждый из них участвовал в посте, особенно в Великом посте, – участвовал по мере своих сил, но участвовал непременно. В преддверии поста это лишний повод призвать во время проповеди редко бывающих в храме людей подойти на беседу к священнику.

Официальный сайт Московского
Патриархата (Патриархия.ру)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Религия и СМИ
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Сербская Православная Церковь в Голландии
Современные сказки

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.