|
Басня Ивана Андреевича Крылова «Пушки и Паруса» была впервые опубликована в
1829 году. В этой басне Крылов на примере
парусного корабля показывает, как важна
консолидация всех слоев общества и к каким
последствиям могут привести надуманные
разногласия и непримиримая вражда.
Вспоминая свои героические заслуги,
пушки возомнили себя наиважнейшей частью
судна и при этом уничижительно отзывались
о парусах как «ничтожном холстинном творенье». Пушки призвали ветра изорвать паруса,
и вот налетает ураган и «рвет в лоскутья
Паруса». Корабль без парусов становится
неуправляемым: «и носится он в море, как
колода». Лишившись маневренности, в поединке с вражеским судном он тонет, при этом
погибает вся команда. Вместе с кораблем
пошли ко дну и «грозные в боях» пушки.
Пушки и Паруса
На корабле у Пушек с Парусами
Восстала страшная вражда.
Вот, Пушки, выставясь из бортов
вон носами,
Роптали так пред небесами:
«О боги! видано ль когда,
Чтобы ничтожное холстинное творенье
Равняться в пользах нам имело
дерзновенье?
Что делают они во весь
наш трудный путь?
Лишь только ветер станет дуть,
Они, надув спесиво грудь,
Как будто важного какого сану,
Несутся гоголем по Океану
И только чванятся; а мы – громим в боях!
Не нами ль царствует корабль наш на
морях!
Не мы ль несем с собой повсюду смерть
и страх?
Нет, не хотим жить боле с Парусами;
Со всеми мы без них управимся и сами;
Лети же, помоги, могущий нам Борей,
И изорви в клочки их поскорей!»
Борей послушался – летит, дохнул,
и вскоре
Насупилось и почернело море;
Покрылись тучею тяжелой небеса;
Валы вздымаются и рушатся, как горы;
Гром оглушает слух; слепит
блеск молний взоры;
Борей ревет и рвет в лоскутья Паруса.
Не стало их, утихла непогода;
Но что ж? Корабль без Парусов
Игрушкой стал и ветров и валов,
И носится он в море, как колода;
А в первой встрече со врагом,
Который вдоль его всем бортом страшно
грянул,
Корабль мой недвижим:
стал скоро решетом,
И с Пушками, как ключ, он ко дну канул.
–
Держава всякая сильна,
Когда устроены в ней все премудро части:
Оружием – врагам она грозна,
А паруса – гражданские в ней власти.
Священное Писание Нового Завета не
прописывает четких норм государственного
устройства. В Евангелии содержатся призывы к духовному и нравственному устроению
как отдельного человека, так и общества в
целом. Важным для достижения согласия и
гармонии в обществе является сохранение
внутреннего мира. Преодолевая эгоизм и
враждебность, необходимо стремиться к доброделанию в духе любви к Богу и ближнему.
Христианин не должен превозноситься, не
должен выставлять свои заслуги на показ
и не считать себя умнее и лучше других.
Личная выгода не должна иметь приоритет
перед общей пользой. Своими делами и
поступками человек может укреплять достоинство страны, а может его разрушать.
Если в общество вбрасывается искра раздора, сеются надуманные разногласия и нарушается мир, то это следует рассматривать
как враждебный акт, как пагубное действие
для страны.
Басню Ивана Андреевича Крылова
«Пушки и Паруса» можно воспринимать
как предсказание того, что готовили враги
России в XIX и начале ХХ века. Сильная,
стремительно развивающаяся Россия вызвала зависть и подвигла страны западного
мира на подрывную деятельность. Тысячелетнее премудрое устроение державы
было подорвано политическими диверсиями,
предательством, раздуванием классовой
вражды. Все это в совокупности привело к
гибельному крушению Российской империи.
Бунтари с прозападным настроением после
неудавшейся в 1905 году попытки свержения
власти выехали к своим покровителям в западные страны. Отсидевшись десять лет на
Западе, они вернулись в Россию, привезя
с собой утопические идеи и ненависть к
тысячелетним традициям русского народа.
Революционеры стали насаждать «повсюду
смерть и страх». Убийство в Екатеринбурге
царской семьи, включая детей, положило
начало красному террору. Так в крови была
утоплена миролюбивая православная Россия.
С безбожной жестокостью был взят курс на
уничтожение Русской Православной Церкви и
на истребление патриотически настроенного
православного населения. Тысячи верных
Родине сыновей и дочерей были изгнаны
из России и рассеяны по миру. Почти весь
двадцатый век насильственно насаждалась
атеистическая идеология и разрушались духовные и нравственные традиции.
Сегодня, когда Россия возрождается после
многолетнего духовного разорения, западные
враги нашего Отечества и их прислужники
внутри страны взяли курс на подрывную деятельность. Вводятся экономические санкции,
подпитываются протестные настроения внутри
страны – все это делается для нарушения внутреннего мира и подрыва экономики. Полезно
извлекать уроки истории, чтобы в очередной
раз «не наступать на грабли».
Жизненно важно и необходимо прислушаться к мудрым словам Ивана Андреевича и
позаботиться о преодолении всякой враждебности, вбрасываемой в общество. От добра
добра не ищут. Важно стремиться к познанию
исторической правды, утверждать в себе
мирные чувства любви к ближним нашим, к
нашему многострадальному Отечеству.
+ М. Д.
март 2018 года
|