16 февраля 2018 года в эфире программы «Светлый час» на
радио «Вера» в Тюменской области состоялась беседа с Леонидом
Петровичем Решетниковым, генерал-лейтенантом Службы внешней
разведки (в отставке), до января 2017 г. – директором Российского
института стратегических исследований. Леонид Петрович является
инициатором создания общества развития русского исторического
просвещения «Двуглавый орел».
Ведущий передачи – священник Григорий Мансуров.
Отец Григорий: Леонид Петрович, расскажите об обществе «Двуглавый орел» – что
это такое? Какие цели ставит перед собой
общество? Каковы цели визита вашей делегации в Тюменскую область?
Леонид Петрович: Когда я сдавал пост
директора Российского института стратегических исследований, аналитический центр
администрации президента, Михаилу Ефимовичу Фрадкову, нас принимал президент
Владимир Владимирович Путин, чтобы попрощаться. Мне все же исполнилось 70 лет,
и я должен был уйти с госслужбы. Он меня
спросил: «Чем вы будете заниматься?» Я
ему сказал, что в ноябре 2016 года мы зарегистрировали в Минюсте России общество
развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел».
Какова наша цель? Мы последние 100 лет
и больше живем в условиях исторической шизофрении. Живем в ужасной ситуации, когда
опираемся на абсолютно ложную, мифологизированную историю. Кроме тех званий,
которые вы перечислили, я еще и кандидат
исторических наук до ухода в разведку. А
в разведку я ушел в 30 лет. До этого занимался исторической наукой и никогда не
бросал это дело. Мы находимся в уникальной
ситуации. История нашей страны полностью
искажена. И общество верит в эту историю.
Подавляющее большинство нашего населения
не знает, что с 1917 года по 1934-1935 гг.
история Отечества в наших школах вообще
не преподавалась. Чтобы ее переписать, нужно было время и нужны были переписчики.
Был создан институт красной профессуры,
они-то и подготовили и переписали историю
заново. Переписали с учетом установок
руководства того времени. И только в 1934
году было принято постановление политбюро
о возобновлении изучения истории. Мой отец
– офицер красной армии, уходя на фронт,
не знал истории своего Отечества. Ему не
преподавали. И нам за эти годы вдолбили
эту абсолютно искаженную историю. В нашем
сознании остаются фундаментальные блоки,
которые не соответствуют истине, исторической правде. А она есть. Поэтому я сказал
нашему президенту, что мы должны сделать
хоть какой-то вклад в то, чтобы
помочь нашему народу, прежде
всего, молодому поколению, поновому взглянуть на историю,
вернуться к истокам. Он сказал,
что вы берете на себя крайне
тяжелую миссию. Это, действительно, очень тяжело, но этим
надо заниматься.
Если вы приедете в средний
российский город, то увидите,
что в нем нет истории. В нем,
как во всех городах Российской
Федерации, есть улицы Перовской, Каляева или какого-нибудь
местного большевика. Но, слава
Богу, возрождается вера, возрождается Церковь. Мне мой
отец говорил, что русские забыли
свое родство. Чем занимались
наши бабушки и дедушки, толком сказать не
можем. Небольшая часть моей жизни прошла
на Кавказе. Они до сих пор помнят своих
прапрапрадедов.
Отец Григорий: Именно по русскому
человеку в основном прошелся каток гонений.
Храмы взрывали у нас. Крестить везли на
Западную Украину.
Леонид Петрович: В Харькове, где я провел школьные и студенческие годы, осталось
две церкви. Благовещенский собор и одна
церковь в районе кладбища. Когда уничтожается вера, то уничтожается память о роде.
Отец Григорий: Какие мероприятия у
вас запланированы в Тюменской области?
Леонид Петрович: В Тюмени мы создали
отделение во главе с Игорем Рафаэльевичем
Ракшой. Как центральное руководство, прежде всего, мы хотим его представить. Сейчас
по стране у нас 43 отделения, распространение идет и дальше. Мы стараемся, чтобы
они были во всех субъектах Российской
Федерации. Со мной приехали еще 2 человека, которые будут выступать с лекциями.
Это известный российский политолог Егор
Станиславович Холмогоров и известный писатель, исследователь судьбы Николая II – Петр
Валентинович Мультатули, правнук убитого
вместе с царем повара Ивана Михайловича
Харитонова.
Отец Григорий: Чтобы понять логику
ваших рассуждений о судьбах России и попытаться их осмыслить, я предлагаю обратиться
к истории. Давайте вспомним о временах
основания Древней Руси. 862 год – призвание
Рюрика и варягов на Русь в качестве правителей-князей. «Земля наша велика и обильна,
а порядка в ней нет, приходите княжить и
владеть нами», – так описывает летопись
слова новгородских старейшин, обращенные
к варягам. Что это значит? Неужели славяне
сами не могли выбрать из себя достойных?
Многие ведь любят ставить этот факт в укор
нашему народу. Или варяги не были такими
уж иноземцами?
Леонид Петрович: Варяги – это руссы.
Мы все время путаем варягов и викингов.
Это совершенно разные вещи, разные люди,
разные этносы. Варяги – это население,
которое проживало на южных берегах Балтийского моря. От острова Рюген (Восточная
Германия) вплоть до нынешнего Калининграда. Это все населяли славяне, смешавшиеся
с руссами, которые совершили большой путь
по Евразии. К ним обращались, потому что
они тоже были славяне. Они были людьми,
говорившими на одном языке. С ними поддерживались нормальные связи. Это были
никакие не викинги. Недавно вышел фильм
«Викинг». В одном только названии сплошная
фальсификация.
Отец Григорий: Может быть, чтобы за
границей этот фильм продавать. Скажешь
«варяг» – не поймут.
Леонид Петрович: Думаю, здесь был
другой смысл. Нужно было все связать с
западной немецкой историей.
Нам ее все время навязывают.
Скажу вам об одной версии,
которую стараются замолчать.
Это история с Ольгой. В советское время утвердилась легенда,
что Ольга была крестьянкой из
псковского села, ее увидел князь
Игорь и взял себе в жены. И эта
чушь спокойно распространяется.
Правитель средневекового государства не мог взять в жены
крестьянку. В лучшем случае
мог взять ее как наложницу, но
не как жену. Игорь хотел породниться с царскими дворами.
Смысл этих браков был именно
таким. И так поступали все. У
Сергея Эдуардовича Цветкова
есть пятитомная история России,
где он смело об этом пишет. Ольга была
из царского болгарского двора. Но она не
была болгаркой. Было Тутраканское княжество на Дунае в вассальной зависимости от
варягов-руссов. И сейчас есть Тутракан. Ее
отец принял участие в борьбе за престол
на стороне будущего болгарского царя. И
он погиб в этой борьбе. Болгарский царь
берет эту девочку и воспитывает в царском
дворе как свою дочь. И тогда решается вот
какой вопрос. Мы все время говорим, что
Ольга крестилась в Константинополе. Но нет
никаких документов. Она крестилась девочкой в составе болгарского двора. И когда
Игорь обратился к грекам, а они отказали
в невесте, то он обратился к конкурентам
Византии – болгарам. Ему была предложена
Ольга как член царской семьи. И она стала женой правителя Киевской Руси. Тогда
объясняется знаменитая фраза в летописи.
Когда Святослав все время ходил на Дунай,
то мать Ольга ему говорила: «Зачем ты туда
ходишь?». Он ей отвечает, что это наша
родина. А какая родина? Почему половина
болгарской элиты была за него, а половина
– против? Потому что первые считали, что
у него реальные права на престол.
Когда монголо-татары взяли Киев, то
некоторые члены княжеской семьи бежали
в Болгарию. Был такой киевский не правящий князь Георгий Глош, который бежал в
Болгарию. В болгарском музее можно найти
грамоту, где он обращается к болгарскому
царю не только как брату по вере, но и как
к родственнику. И тот ему выделил село.
Почему замалчиваются такие вещи? Почему
нас надо столкнуть на теорию о Хельге? Что
общего между Ольгой и Хельгой? Как это
Хельга превратилась в Ольгу? А вот как
Плесков превратился в Плиску – понятно.
Плиска – столица Болгарии в IX веке. А
Плесков – это и есть тот Псков, из которого,
согласно летописи, и вышла Ольга. И вот
еще с тех времен и ведется фальсификация.
Отец Григорий: Сложно Нестора-летописца упрекнуть в фальсификации. Ведь это
же он пишет, что княгиня Ольга крестилась
в Константинополе.
Леонид Петрович: И я говорю, что она
крестилась. Только она крестилась как девочка. Как член болгарской царской семьи. По
крови, по этносу она рускиня. Но ее удочерили, и так она крестилась в Константинополе. В подтверждение Нестора не оказалось
имперских документов Византии. А вот что
приезжал болгарский царь и крестил членов
своей семьи без имен – это есть в хрониках.
Отец Григорий: Наш народ способен к
самоорганизации? Вспомним Смутное время.
Государство разрушено, династия Рюриковичей пала, поляки в Москве, Лжедмитрии.
Патриарх Ермоген пишет воззвание. Народ
организовывается, выбирает предводителя,
собирается дружина из Нижнего Новгорода,
хотя уже остальная часть России объята
смутой. Получается, что наш народ может
самоорганизоваться без всяких внешних помощников со стороны?
Леонид Петрович: Сегодня мы отличаемся от того народа. Тот народ не предавал
Бога. Он, конечно, в своих грехах и поступках
предавал, но он не отказывался от Бога.
Поэтому появилось здоровое ядро. Вы же
знаете, как шел этот процесс. Это не просто собрались и назначали Кузьму Минина
и Пожарского и пошли вперед. Это было
серьезное осмысление всего, что произошло:
предательство, грехопадение, молитвы, посты.
Это длилось несколько месяцев.
А 1917 год и последующая гражданская
война были другими. Значительная часть совершила невиданный акт: вышла на площади
и сказала, что Бога нет, и что мы проживем
без Него. А тем, кто с этим не согласен, мы
сделаем «секир-башка». И это делали. Падение было более глубокое. Миллионы погибших
несогласных. Конечно, было немало восстаний на Дону, в Сибири. Но даже за слово
репрессировали человека. Поэтому та часть
народа, которая поддержала и участвовала
в том процессе, совершила более сильное
грехопадение, на мой взгляд. Поэтому нам
тяжелее выйти.
Отец Григорий: Есть ли надежда изменить такое общество?
Леонид Петрович: Надежда только на
возвращение к вере. Пусть не все люди
будут церковные, но верующие. Мы сейчас
активно работаем на Северном Кавказе, и
нам легче работать с мусульманами, чем с
атеистами. У нас с ними вообще нет никаких
проблем. Они верующие. Они считают, что
мы неправильно веруем, мы – что они, но
они верующие. Мы понимаем друг друга, а
с атеистами крайне тяжело. Эта позиция –
сплошной негатив и отрицание, нежелание
понять. Мы когда ведем дискуссии, то на
второй-третьей фразе начинаются угрозы –
придем к власти, мы вас расстреляем. Даже
когда острая дискуссия, никакой мусульманин
тебе этого не скажет. Поэтому русский человек должен вернуться к вере. Вернуться
через знание истории и традиции. Церковь
занимается духовным воспитанием человека,
мы закладываем традицию: род, семья, Отечество.
Но без веры это не работает.
(Окончание в следующем номере...)
|