|
Один талант – это колоссальная сумма в
несколько тысяч серебряных монет. Десять
тысяч талантов – это астрономическая сумма,
сравнимая с царской сокровищницей какого-нибудь ближневосточного государства времен Христа. Здесь, конечно,
эта сумма употребляется не как
конкретная сумма, а как образ несметного богатства, протраченного
глупым человеком. Головоломка:
как человек мог потратить такие
деньги? Гипотетически можно представить, что речь идет о человеке,
назначенном на пост руководства
государством на время отсутствия
царя. Царь, наверное, долго – несколько лет – отсутствовал: на
войне был или в каких-то походах.
Так что человек мог распоряжаться
царской казной и опустошил ее. Как
это возможно? Не знаю… Украинцы
же говорят сегодня, что Янукович
за время президентства полностью
опустошил казну Украины, что там
нет теперь ни копейки…
Раб умоляет: государь! потерпи
на мне, и все тебе заплачу.
Конечно, это смешно, потому
что такую сумму не покрыть: даже
если продать человека, всю семью,
всех рабов, все равно не покроешь и десятитысячной части этого долга (в древности
можно было за долги продать человека и
всю его семью, чтобы они выплачивали деньги). Поэтому смысл поступка царя – именно
в его милосердии.
Итак, царь прощает! Первая основная тема
притчи (а в притчах бывает от одной до трех
основных тем) – в том, что царь прощает
беспредельный долг. Акцент первой части
притчи делается на невероятной милости царя,
простившего невероятный долг.
Прощенный человек вышел, нашел одного из товарищей, который ему должен был
100 динариев. (Десять тысяч талантов – это
астрономическая сумма, а 100 динариев – это
нормальная сумма. Динарий получал работник
за один день работы. Сумма не копеечная,
но которую за полгода-год можно было отдать.) Но злой должник, которому простили
невероятный долг, стал мучить товарища (в
оригинале – наступил ему ногой на шею) и
требовал отдать долг.
Товарищи этого бедняги поспешили рассказать царю про проделки злого должника.
Тогда государь призывает его и говорит:
злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли
и тебе помиловать товарища твоего, как и я
помиловал тебя? И, разгневавшись, государь
его отдал его истязателям, пока не отдаст ему
всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от
сердца своего брату своему согрешений его.
О чем притча? Безусловно, эта притча
обращена к иудеям. Бог пришел к иудеям,
которые были Божьим народом, но все время
изменяли Богу, придумывали какие-то человеческие постановления, заменяя ими Заповеди
Божьи, исказили истинную веру. Господь Иисус
Христос пришел к ним с любовью, сказав: все
вам будет прощено, только станьте Моими учениками. То есть иудейскому народу дарована
возможность прощения без всякого взыскания
долгов. Все они были прощены. Иудеи считали,
что примирение с Богом возможно только
через принесение жертвы. Христос умер, как
Агнец, взявший на себя грехи всего мира. В
первую очередь иудеям было продемонстрировано, что Он умирает
за них, чтобы показать им, что они
освобождены от грехов. Все прощено, пришел долгожданный Мессия.
Вы прощены, так радуйтесь же, что заря спасения заливает золотым
светом и языческие земли. Все приглашаются: и самаряне (еретики), и
язычники. Вам прощено многое! Но и тем прощено!
А как поступают иудеи? Они
не радуются, что Господь прощает
другим людям, что Господь привлекает к Себе самарян, что открывает
объятия для язычников. «Только для
нас спасение», – говорили иудеи.
Вторая тема притчи: непростительная абсурдность поведения
людей, которым самим прощено,
но которые проявляют жестокость к другим.
Третья тема: печальная участь
людей, не научившихся относиться
с милосердием к другим.
Священник Константин ПАРХОМЕНКО,
Азбука.ру
|