В 1808 году Ивану Андреевичу Крылову исполнилось 40 лет. К этому времени наступает период жизненной зрелости писателя, и он оставляет присущий ранее его литературным сочинениям стиль сатиры, в котором через язвительность транслировалась
в общество неудовлетворенность жизнью на
земле и насаждался дух безысходности.
Для
того чтобы врачевать присущие человеку и
обществу пороки, Иван Андреевич избирает
своим основным творческим жанром басни,
в которых иносказательно, на примере мира
животных, расставляются нравственные акценты, подобно евангельским притчам Христа. В баснях Крылова ярко проявилось мудрое осмысление жизни, мастерство владения средствами выразительной речи, при богатстве внутреннего содержания – изящный
слог и поэтический талант писателя.
В 1808 году Иван Андреевич Крылов пишет басню «Волк и ягненок». Сюжет басни
созвучен с баснями Эзопа и Лафантена. В
ней показана как злобная сила, пренебрегая
всякой моралью и справедливостью, с жестокостью вершит свои преступные дела.
Волк и ягненок
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том, как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью
напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец,
нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». –
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу».-
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость
в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» –
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», –
Ягненок говорит. «Так это был
твой брат». –
«Нет братьев у меня». –
«Taк это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». –
«Ах, я чем виноват?» –
«Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется
мне кушать». –
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
В басне иносказательно излагается евангельская истина о том, что в мире земном
и лукавом зло борется с добром. По мысли
Федора Михайловича Достоевского, это отражение борьбы дьявола с Богом, а поле битвы – души и судьбы людей, как отдельного
человека, так и народов в целом. Вся история человечества свидетельствует об этой истине. Чтобы понять, в чем здесь первопричина, надо знать природу духовных сил, действующих на человека и общество.
Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8), Правда и
Истина. Верующий человек стремится к восприятию этих свойств, с тем чтобы жить достойно и добродетельно, жить по любви к
Богу и ближнему. Чтобы этого достичь,
человек должен видеть в каждом ближнем отображение Божие – образ Божий.
Дьявол есть олицетворение гордыни.
Он возгордился и воспринял дух противления Богу, дух искажения Правды и Истины. Свою борьбу с Богом он направил на венец творения Божия – человека. Этот лукавый обманщик поражает
человека гордыней и удаляет от Бога. У
горделивого человека вместо божественной любви насаждается греховный эгоизм, искажается правда и истина в угоду эгоистичных настроений и замыслов.
Если нарушается правда Божия и закон
любви, то нет и справедливости в делах людских.
Об этой простой истине Иван Андреевич Крылов и пишет: «Тому в Истории мы
тьму примеров слышим». Вся история человечества после грехопадения свидетельствует о борьбе зла с добром.
Из первых строк Библии узнаем, что Каин
убивает Авеля, поскольку утратил любовь к
родному брату, и дьявол в его отравленное
эгоизмом сердце вложил зависть и неприязнь. Так, с братоубийства, началась земная
жизнь первых людей на земле после грехопадения прародителей.
Для уврачевания пораженной эгоизмом
греховной природы человека в мир пришел
Христос Спаситель. Узнав о рождении Богомладенца, иудейский царь Ирод пытался Его
погубить и, не зная, как Его найти, по своему жестокосердию и озлоблению повелел
убить всех младенцев в Вифлееме. Впоследствии, «зависти ради», Христос был оклеветан книжниками и фарисеями перед Пилатом
и распят на Кресте.
Участь Христа разделяли и разделяют
миллионы христиан на протяжении более
чем двухтысячелетней истории христианства.
Первые три столетия существования христианства в еще языческом мире, породившем
за свою историю множество разнородных
философских систем и нравственно разрушительных верований, христиан периодически, с яростью и жестокостью, истребляли
по клевете и наветам ненавистников. Последующие века, уже после признания христианства, враг рода человеческого, помрачая
разум одних, отравляя греховным эгоизмом,
алчностью и завистью сердца других, насаждал дух ожесточения и злобы. Именно такими антихристианскими событиями можно
считать крестовые походы Запада на православный Восток.
История России за весь свой тысячелетний период имеет множество свидетельств
проявления дьявольского закона несправедливости. Набеги, нападения, войны, междоусобицы, заговоры, убийства, дворцовые перевороты – все это нарушение правды Божией.
Апогеем культивируемого богоотступничества в России стали трагические события XX века. Внешние и внутренние
враги поставили задачей уничтожение
тысячелетних традиций и устоев русского народа через истребление Русской
Православной Церкви и многовекового
сельского уклада жизни. Для информационного прикрытия была принята атеистическая идеология, вызревшая на
западной почве, не имеющая никакого отношения к русской ментальности.
Для ее внедрения в ход пошли лжесвидетельства, клевета, провокации, предательства и убийства. Словно голодная
волчья стая набросилась на благополучную в то время Россию! С волчьей
хитростью и жестокостью истреблялась
вера и нравственность в народе и насаждался дух предательства и животный страх.
Но сегодня мы видим, что силам зла
не удалось до конца запугать и отторгнуть
от православной веры наш народ. Города
и селения вновь украшаются златоглавыми храмами, а души народные пробуждаются к вере и наполняются благодатной радостью торжества Православия. Не в силе
Бог, а в правде.
+ митрополит Димитрий
|