О буднях и итогах, идеалах и смысле жизни рассказывает тюменский батюшка
За плечами настоятеля тюменского храма в честь прп. Серафима
Саровского иерея Владимира Язова учеба в училище искусств и
индустриальный институт, полтора десятка лет успешной работы
фермером и... новый поворот в жизни. Он ведет рубрику «Вопрос
священнику» на сайте Тобольской митрополии и любит петь. По
отцовской линии батюшка из казачьего рода, по матери – потомок
тюменского купца. У него шестеро детей и столько же внучат.
Сын о. Владимира достойно продолжает традиции рода, служа
в Кантемировской дивизии танкистом, как в свое время дед –
подполковник, участник Великой Отечественной войны.
Храм преподобного Серафима Саровского на Казачьих Лугах в Тюмени – казачий.
Церквей с таким статусом ранее в регионе не было. Историческое решение принято полтора года назад на заседании епархиального совета Тобольско-Тюменской епархии и одобрено митрополитом Тобольским
и Тюменским Димитрием.
Наш разговор с настоятелем храма – о
буднях и итогах, идеалах и смысле жизни.
Основная забота
– Основная забота – воцерковление казаков, – говорит иерей Владимир Язов. – В
этом направлении сделано немало. В прошлом году вышел приказ атамана Южно-Тобольского казачьего общества генерала
Николая Белослудцева об аттестации личного состава. Перед принятием казачьей присяги надо подучиться, воцерковиться, исповедаться, принять Причастие. Нужно знать
Закон Божий, историю казачества, традиции, оружие, устав. Только после этого комиссия решает, принимать в казаки или нет.
В 2016 году впервые на Филофеевских
чтениях в Тюмени работала казачья секция,
возглавить которую доверили мне. Состоялся круглый стол с участием духовников казачьих обществ Тобольско-Тюменской епархии, атаманов, казаков. Встреча была полезной, плодотворной. Надеюсь, что секция продолжит свою работу в дальнейшем.
В 2014 году настоятелем храма Серафима Саровского
назначен иерей Владимир Язов, председатель епархиальной
комиссии по взаимодействию с казачеством. Ранее отец
Владимир служил настоятелем храма Святой Троицы в
с. Нижняя Тавда.
|
Развивается кадетское движение. При
Южно-Тобольском казачьем обществе есть
Тюменский православный казачий учебный центр. В состав входит более 20
инструкторов-преподавателей и более ста кадетов. Возраст кадетов – от 7 до 18 лет, они
занимаются при областном обществе ДОСААФ. Среди бывших кадетов немало тех, кто
поступил в духовное училище. Подрастает хорошая воцерковленная смена. Каждое воскресенье ребята на литургии в храме, затем идут учебные, строевые мероприятия, летом – сборы. Нынче наши кадеты побывали
в Тобольске на празднике Рождества Христова. В планах поездка в Тобольск на Пасху.
Кто такие казаки? Уверен, это братство
людей, объединенных верой Христовой, любовью к Родине, к казачеству и его традициям, любовью к Православной Церкви, которую призваны защищать.
– Батюшка, вы увлекаетесь краеведением, вас
можно встретить на родословных чтениях. Какие открытия сделали?
– Вот, к примеру, Казачьи Луга. На основе работ ученых, краеведов можно заключить, что именно с Казачьих Лугов ушла дружина Ермака в XVI веке
в сторону Тобольска. Луга были очень удобным местом для стоянки в отличие от исторического центра с его высоким берегом.
К тому же для зимовки требовалось много
дров, а в центре их негде было взять. Также для нужд дружины требовалось немалое
количество воды – с крутого берега Туры
не слишком удобно каждый раз спускаться
и подниматься. Другой же берег реки (Зарека) затапливался. Позднее эту землю (Казачьи Луга) государство подарило казакам за
их ратные подвиги.
Существуют глубокие духовные основания
для того, чтобы современный храм преподобного Серафима Саровского был построен
именно здесь. Почему казачий храм носит
имя именно этого святого? Казачьих корней у прп. Серафима не нашел, но подсказку дала современная история. В 1991 году
от Москвы до Дивеево состоялся крестный
ход с мощами прп. Серафима Саровского.
Ход, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сопровождало множество казаков. Казаки взяли на себя охрану мощей преподобного, а
святой принял под свое покровительство казачество. Кстати, и в других регионах храмы в честь прп. Серафима Саровского становятся казачьими.
Об истоках и корнях
– Отец Владимир, вы были успешным
предпринимателем, но в 2005 году вас рукоположили в диакона, а через год – в
священника. Что произошло?
В 2014 году приказом начальника Тюменского
православного казачьего учебного центра при воскресной
школе храма прп. Серафима Саровского образовано
кадетское подразделение, которое занимается возрождением
традиционной казачьей системы военно-патриотического
воспитания молодежи.
|
– Мои предки по материнской линии –
крупные тюменские купцы-кожевенники Кочневы (артель «Братья Кочневы» обрабатывала 25 тысяч шкур в год – Тюмень до революции славилась кожевенным делом). Они
были православными меценатами, служили в
Вознесенско-Георгиевском храме старостами. По отцовской линии мои предки – донские казаки. После подавления Булавинского восстания в начале XVIII века ушли
на Урал. Под Екатеринбургом была образована станица Некрасовская. Оттуда родом
Черданцевы, Исаковы, Язовы. Они служили
государству, участвовали в войнах, в том
числе в Гражданской войне по ту и другую
сторону. Кто-то ушел с Колчаком, а тех, кто
вернулся, расстреляли...
В прошлом году побывал в родовой казачьей станице Некрасовской под Екатеринбургом, встретился с местными казаками,
Язовыми. Что характерно – выходцы оттуда
люди неравнодушные, талантливые: врачи,
ученые, артисты, журналисты, военные. Побывал там на кладбище, привез в Тюмень
родовое казачье знамя в электронном виде,
изготовил макет.
– На сайте Тобольской митрополии
вы ведете рубрику «Вопрос-ответ». Видимо, сказались гены деда-журналиста, редактора газеты «Тюменская правда». Что
волнует людей?
– Это вопросы семьи и венчания, разводов – к сожалению; богословская тематика. Спрашивают о Таинстве Крещения, поступлении в духовные заведения и т.д. География большая, пишут иногда из стран Европы, США, даже Монголии.
Идеалы и традиции
– В храмах ко кресту первыми пропускают мужчин, и в семьях с традициями – за столом первая тарелка мужу. В
светской жизни несколько иначе...
– За годы советской власти многие благочестивые традиции утеряны или искажены.
Мужчина должен быть первым, и основание
тому – Священное Писание: муж – глава
жены, она ему помощница, а дети находятся в послушании у родителей. В храме мужчины стоят по правую сторону от алтаря,
первыми идут к причастию, следом женщины с младенцами, подростки. До революции мужчины были не только воинами, но и учителями, врачами, церковными старостами, псаломщиками. Женщинам отводилось почетное место – быть помощницей – совестью мужа (а не шеей, куда
хочу, туда верчу!), рожать и воспитывать
детей – дело не легкое. Сейчас жены нередко берут на себя ответственность за семью, приносят в дом доход, строят карьеру, а мужья остаются не у дел. Все-таки
заработок – дело мужа, жене надо рожать
и воспитывать детей.
– Вы поженились, не будучи священником. Супруга поддержала ваше решение?
– Будущая матушка воспитывалась в
светской семье, где о вере не говорили.
Познакомившись со мной, она уверовала в
Бога, крестилась. Заключив брак в начале
80-х, сразу венчались в Знаменском соборе.
Стали фермерами, многого достигли (дом,
автомобили, земля, наемные рабочие). Казалось, вот оно, счастье, но мы начали задумываться о смысле жизни. Для чего живем, что будет после смерти? Быстро воцерковились. Тогда я впервые прочитал Евангелие и нашел ответы на мучившие вопросы. Стал старостой храма, заочно учился в
духовной семинарии. Семья меня поддержала. Дети полюбили богослужения и домашние молитвы, принимали участие в строительстве храма в Нижнетавдинском районе.
– Как не ошибиться в выборе своей половинки?
– Необходимо твердо усвоить, что брак
не предполагает развода. Если не смогли
сберечь семью, то (мое мнение) не следует
искать и новых отношений. Муж (жена) – не
перчатка. Советую не торопиться с выбором единственного и неповторимого. Дружите год-два, дружба должна быть чистой,
без сожительства. За год общения увидите
достоинства и недостатки будущего супруга.
Спросите себя, сможете ли нести эти его
недостатки всю жизнь. Если да – подавайте заявление в ЗАГС, получив благословение родителей. Будущие супруги должны с
детства знать, что брак – это жертвенная
жизнь, несение креста, а не сплошной поток
удовольствий. Это жизнь для второй половинки, чтобы сделать ее счастливой.
– Каков идеал мужчины в вашем понимании?
– Настоящий мужчина должен брать всю ответственность на себя, любить свою жену,
как сказано в Священном Писании. Если говорить о казаке – он должен быть храбрым,
сильным, мудрым, уметь владеть оружием и словом, быть учителем жене и детям. Должен быть верующим, ведь вера дает силы.
Возьмем ХХ век, когда сильные на вид мужчины нередко ломались, предавали близких,
а сильные верой люди являли стойкость и мужество, подвергаясь репрессиям, шли на
голгофу, в ссылки. Поэтому мужчина обязательно должен быть сильным духом.
ДОСЬЕ
Иерей Владимир Язов, настоятель казачьего храма в честь прп. Серафима Саровского, председатель комиссии по взаимодействию с казачеством Тобольско-Тюменской
епархии, духовник Южно-Тобольского отдельского казачьего общества.
Родился 16.01.1961 г. Окончил Тюменский индустриальный институт. Работал заведующим ремонтно-механической мастерской, главным инженером совхоза «Дорожник» объединения «Запсибдорстрой», главой
фермерского хозяйства п. Красный Яр Нижнетавдинского района. Награжден архиерейской грамотой, патриаршим знаком «Преподобный Сергий Радонежский», епархиальной медалью «Святитель Иоанн Тобольский»
III степени, казачьей медалью «За заслуги.
Архистратиг Архангел Михаил».
Маргарита Шаманенко,
газета «Тюменская область сегодня»
|