Размышления над басней И. А. Крылова
ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№03 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И. А. Крылова

В своих трудах Иван Андреевич Крылов через назидание стремится показать в этом мире пути правды Божией и проявления коварства лукавого, искажающего Божию правду и Божию истину через отступивших от Бога людей. Будучи ревнителем просвещения и образования, баснописец показывает те опасности, которые подстерегают на этом пути без должного воспитания и при искажении правды Божией.

Промыслом Божиим человек призван во время земной жизни творить добрые дела через служение Богу и людям. И для большего успеха, большей пользы человек должен познать опыт предыдущих поколений, опираться на знание законов Божиего устроения как мира физического, материального, так и мира духовного. Поэтому, изучая науки, определяя себя к творческой деятельности, мы должны помнить важный принцип – не навредить и не посеять соблазн.

В основе всего должна быть любовь к правде и истине, которую должен испытывать всякий творческий человек. При этом необходимо остерегаться, чтобы через многознание гордость и надменность не овладели человеческим разумом. Всякий творческий человек должен в первую очередь заботиться, чтобы результаты его труда приносили пользу людям. Горе тому человеку, кто безрассудно сеет соблазн и отравляет души людей неверием, сомнением. Показательна в этом отношении басня Ивана Андреевича «Сочинитель и разбойник», в которой говорится о неотвратимости возмездия тем, кто сеет растление умов.



Сочинитель и разбойник


В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей
В один и тот же час: Грабитель
(Он по большим дорогам разбивал,
И в петлю, наконец, попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель:
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен,
И, как Сирена, был опасен.
В аду обряд судебный скор;
Нет проволочек бесполезных:
В минуту сделан приговор.
На страшных двух цепях железных
Повешены больших чугунных два котла:
В них виноватых рассадили,
Дров под Разбойника большой костер взвалили;
Сама Мегера их зажгла
И развела такой ужасный пламень,
Что трескаться стал в сводах адских камень.
Суд к Сочинителю, казалось, был не строг;
Под ним сперва чуть тлелся огонек;
Но там, чем далее, тем боле разгорался.
Вот веки протекли, огонь не унимался.
Уж под Разбойником давно костер погас:
Под Сочинителем он злей с часу на час.
Не видя облегченья,
Писатель, наконец, кричит среди мученья,
Что справедливости в богах нимало нет;
Что славой он наполнил свет
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.
Тут перед ним, во всей красе своей,
С шипящими между волос змеями,
С кровавыми в руках бичами,
Из адских трех сестер явилася одна.
«Несчастный!» говорит она:
«Ты ль Провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты… уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век-от-веку лютеет.
Смотри (тут свет ему узреть она дала),
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей, –
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены? – тобою.
Кто, осмеяв, как детские мечты,
Супружество, начальства, власти,
Им причитал в вину людские все напасти
И связи общества рвался расторгнуть? – ты.
Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облек
И страсти и порок?
И вон опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слез и крови – ты виной.
И смел ты на богов хулой вооружиться?
А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!
Терпи ж; здесь по делам тебе и казни мера!»
Сказала гневная Мегера –
И крышкою захлопнула котел.

В XXI веке мы можем назвать слова Ивана Андреевича Крылова пророческими. Вольнодумство, бунтарский дух привели к разрушению многовекового уклада жизни простых русских людей. Сегодня мы видим реальную угрозу существования всего человечества, утратившего христианские нравственные ценности. Научный прогресс привел к созданию разрушительных для жизни Земли технологий. Актуальным является вопрос ответственности человека за свои слова и дела. Сторонники «просвещения», сеющие неверие и нравственное растление, гораздо больший вред принесли человеку и всему человечеству, чем отдельный разбойник. Хочется напомнить слова Ивана Андреевича Крылова из басни «Безбожники»:

Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,
Чем против Божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час…

+ М. Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.