Почему это люди – все мы и множество других людей – приходят в Церковь, присоединяются к Церкви Христа? Не потому ли, что это место, куда все могут прийти с уверенностью, что они любимы, что они будут приняты как братья и сестры, как дети или как родители: с лаской, с благоговением, с заботливостью… Мы любимы Богом, и Церковь – это то место, где Бог нас встречает Своей любовью и лаской, Своей спасительной заботой; место, где никто не лишний, где каждый желанный, где нет чужих, где все, по слову Апостола, свои и Богу, и людям…
А сейчас мы идем по-новому к другой, более славной, более дивной цели. От Евангелистов, Апостолов, святых, от Церкви, друг от друга мы услышали, что близится день славы Божией, близится день Воскресения, близится день, у которого не будет ночи… И все мы сейчас готовы вступить в корабль, который унесет нас к вечным берегам…
Примем друг друга лаской, любовью, все
друг другу простим!.. Потому что не простить – это остаться во тьме, когда мы стремимся к свету, не простить – это остаться
рабом греха, когда мы ищем свободы, не
простить – это сохранить вольной волей в
себе семя смерти и жало смерти, когда мы
ищем, желаем воскресения, молим о нем,
стремимся к нему… Простим же друг другу
все, все, чем мы друг другу досадили, чем
мы друг друга оскорбили, унизили, все, что
мы сделали, совершили безумно, в помрачении ума, в безумии сердца, в нетрезвом
колебании воли, в бунте плоти – все простим друг другу и начнем этот путь.
Этот путь нелегок, на этом пути мы будем неверны своему желанию сердечному,
своему собственному устремлению, не будем верны ни Богу, ни самому лучшему,
что есть в нас; но вспомним слова Серафима Саровского, что важно начало и конец
пути. Начало – это наше теперешнее покаяние, это наша открытость друг ко другу, это
наша готовность быть друг другу своими, а
не чужими, друг друга тяготы носить, любить
друг друга ценой страдания, боли, креста; конец – это радость встречи Пасхи Господней,
встречи Воскресения, вступления в Царство
Божие, в вечность, в торжество и победу.
А на пути – будем друг друга поддерживать; те, кто крепче, поддерживать немощных, но все, все, все без остатка терпеть друг друга, нести друг друга, как носили, как поддерживали друг друга израильтяне, когда вышли
из Египта в землю обетованную – когда стариков несли, больных поддерживали, раненых укрепляли, детей на руках несли, крепких
призывали на помощь. Вот так будем идти из
недели в неделю к Пасхе Христовой, и тогда
с какой радостью мы сможем друг друга обнять, поцеловать не льстивым поцелуем Иуды, а радостным пасхальным поцелуем, и сказать,
что воскрес Христос, что побеждена смерть,
что ночь пришла к концу, что воссиял новый
день, вечный уже теперь для нас. И какая будет радость этой встречи! Прольем кровь, примем дух, начнем жить во имя Христово и во
имя друг друга; и пусть сила Божия, которая
в немощи совершается, сделает невозможное
возможным и из нас, земных, сделает детей
Царства Божия: Аминь, да будет, да будет это
в каждом, для каждого из нас, для всех нас!..
Митрополит АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ
(1914-2003),
из проповеди на Прощеное воскресенье
17 февраля 1980 г.
|