Великий пост начинается за семь недель до Пасхи
и состоит из Четыредесятницы – сорока дней – и Страстной седмицы – недели перед
самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в
воспоминание последних дней
земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней
«Весна постная» – так называет Пра-
вославная Церковь время Великого поста,
lent – (от древнеанглийского Lencten – весна)
называется Великий пост в англоговорящих
странах, напоминая о том, что пост – это
время духовного расцвета и пробуждения.
Принято с особой строгостью соблюдать
первую и Страстную седмицы Великого поста. Говорится в народе: «хорошее начало
– половина дела». Видимо, поэтому многие
христиане более строго постятся в первую
неделю поста. Великий пост подразумевает
исключение из рациона мясной, молочной,
рыбной пищи и яиц, но меру своего поста
надо обязательно согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.
В православных странах жизнь во время
Великого поста кардинально менялась: закрывались театры, бани, игры, прекращалась
торговля мясом, на первой неделе поста и
на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов. Царь Алексей Михайлович, царица и их взрослые дети в первые три дня поста соблюдали строгий пост, усердно посещали церковные службы. Только в среду после литургии Преждеосвященных Даров царь вкушал сладкий компот и рассылал его боярам. С четверга до субботы он снова постился, а в субботу причащался Святых Христовых Таин. В Греции и сегодня первый день поста –
выходной.
Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а богослужение
особенной продолжительностью.
В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с
припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже,
помилуй меня».
В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои
грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).
Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.
В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение
«колива» т.е. отваренной пшеницы с медом, в память святого великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В
362 году он явился епископу Антиохийскому
Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).
В первое воскресенье (Неделю) Великого
поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон.
Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые
иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине
храма перед иконами Спасителя и Божьей
Матери, молясь Господу об утверждении в
вере православных христиан и обращении на
путь истинный всех отступивших от Церкви.
Во второе воскресенье
Великого поста совершается память святого Григория Паламы, жившего в
XIV веке. Согласно с православной верой он учил, что
за подвиг поста и молитвы
Господь озаряет верующих
Своим благодатным светом,
каким сиял Христос на Фаворе. По той причине, что святой Григорий
раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
В третье воскресенье Великого поста за
всенощной выносится святой Крест. Все верующие покланяются Кресту, в это время
поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому
третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
В четвертое воскресенье вспоминается
великий подвижник VI века – святой Иоанн
Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному
совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.
В четверг на пятой неделе совершается так называемое «Стояние святой Марии
Египетской». Жизнь святой Марии Египетской – великой грешницы, которая смогла
искренне покаяться в совершенных грехах
и долгие годы провела в пустыне в покаянии, – должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.
В субботу на пятой неделе совершается
«Похвала Пресвятой Богородице»: читается
Великий акафист Богородице. Эта служба
установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею
Царьграда от врагов.
В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской.
В субботу на шестой неделе на утрене и Литургии вспоминается воскрешение
Иисусом Христом Лазаря.
Шестое воскресенье Великого Поста – великий двунадесятый праздник, в который
празднуется торжественный Вход Господень в
Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем,
Неделею Ваий и Цветоносною. На всенощной
освящаются молитвой и окроплением святой
воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или
других растений. Освященные ветви раздаются молящимся. С ними, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).
Вербным воскресеньем заканчивается Четыредесятница и наступает Страстная седмица.
Во время Великого поста в церкви и
дома читается покаянная молитва святого
Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух
праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему
(земной поклон).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения, и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь
(земной поклон).
Боже, очисти мя грешного (12 раз и
столько же поясных поклонов).
(Потом повторить всю молитву):
Господи и Владыко живота моего… (и
один земной поклон).
Три субботы – второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для
поминовения усопших: великопостные родительские субботы.
Редакция портала
«Православие и мир» (PRAVMIR.RU)
|