Молитва келейная
ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№03 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Молитва келейная

Наряду с храмовой молитвой, важной для христианина является молитва личная, келейная. В ней душа христианина таинственно собеседует с Господом один на один.

Святитель Игнатий говорит о келейной молитве: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 6). Вот установление Самим Господом уединенной келейной молитвы. Господь, заповедавший уединенную молитву, очень часто Сам, во время Своего земного странствования, как повествует Евангелие, пребывал в ней… Цель правила – доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, точно богоугодных. Для молитвенного упражнения утром имеется особенное собрание молитв, называемых утренними молитвами, для ночного моления пред отшествием ко сну – другое собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим. Особенное собрание молитв прочитывается готовящимся ко Причащению Святых Христовых Таин и называется правилом ко Святому Причащению».

Помимо этих правил, есть еще молитвы в течение дня: перед едой, после еды, перед учением, по окончании учения, перед делом, по окончании дела, молитвы о болящих, путешествующих, скорбящих, враждующих и т.д. То есть молитва должна охватывать весь круг жизни христианина, чтобы через молитву душа всегда была наполнена благодатью Божией. По одному меткому святоотеческому замечанию, молящийся человек подобен кипящему котлу, на который, пока он кипит, не может сесть никакое насекомое. Пока человек молится, он соединяется с Божественным огнем, и никакой нечистый помысел, внушаемый падшими духами, бесами, не может войти в сознание человека и воспламенить нечистыми пожеланиями его сердце. Когда же котел остывает, то и мухи, и тараканы, и прочие насекомые могут садиться на этот котел. Так и душа человека, когда он перестает молиться, остывает, и всякие нечистые помышления и желания начинают наполнять ее. Поэтому святые отцы рекомендуют в течение дня произносить краткие молитвы, предпочтительней всего – молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)». Особенно эту молитву нужно читать в моменты нашествия греховных помыслов или нечистых желаний. Этой молитвой, как плеткой, нужно отгонять от себя темных бесов, внушающих нам всякую скверну и нечистоту.

Если мы научимся побеждать посредством молитвы Иисусовой греховные помыслы, то никогда не будем совершать греховных дел. Потому что любой грех начинается с помысла. Об этом образно говорит 136-й псалом, который поется перед Великим постом: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136, 8-9). Вавилон – это дьявол и все его бесовское воинство, дочери Вавилона – это греховные мысли, внушаемые бесами. Камень – Христос. И мы должны призыванием имени Христа, как камнем, разбивать любые мысли, склоняющие нас на грех. Пока грех – младенец, то есть на стадии помысла, его легко победить: разбить о Камень веры – Христа. Если же он разрастется, дойдет до сердца и пленит волю, то тогда справиться с ним будет невероятно тяжело.

Как и молитва храмовая, келейная молитва тоже имеет свои особенности и правила. Святитель Игнатий рекомендует «перед начатием вечернего правила… положить посильное число поклонов: от них тело несколько утомится и согреется, сердцу сообщится чувство благочестивой печали; тем и другим приготовится усердное и внимательное чтение правила… Не должно спешить… Лучше менее прочитать молитв и менее положить поклонов, но со вниманием, нежели много без внимания. Избери себе правило, соответствующее силам. Молитвенное правило для человека, а не человек для правила: оно должно способствовать человеку к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служит поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и уничижению ближних. «Предпочитаю, – сказал преподобный Матой, – непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому»… И часто подвижники, безрассудно установившие для себя обременительное правило, переходя от многотрудного правила, приходят прямо к оставлению всякого правила… Избрав для себя соразмерное силам и душевной потребности молитвенное правило, старайся тщательно и неопустительно исполнять его: это нужно для поддержания нравственных сил души твоей, как нужно для поддержания телесных сил ежедневное в известные часы достаточное употребление здоровой пищи… Возлюбленнейший брат! Покори свою свободу правилу: оно, лишив тебя свободы пагубной, свяжет только для того, чтоб доставить тебе свободу духовную, свободу во Христе».

Святоотеческое учение о молитве категорически запрещает во время молитвы что-либо воображать в своем сознании: Христа, Божию Матерь, святых, ангелов; искусственно вызывать у себя какие-то эмоции, переживания. Ум необходимо хранить чистым от помыслов и заключать его в слова молитвы, а сердце хранить от кровяного разгорячения. Валаамский старец, схиигумен Иоанн (Алексеев) предостерегает своих духовных чад от воображения во время молитвы: «Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что те, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам. Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание – душа молитвы».

Особые духовные состояния во время молитвы – это не плод наших усилий, а дар Божий, действие Его благодати. Поэтому во время молитвы нельзя искать каких-то ощущений и переживаний, сосредоточиться нужно только на покаянном чувстве, помня, что мы падшие грешники и не достойны никаких духовных даров. Единственно, чего мы должны искать в молитве, это видеть грехи свои «как песок морской» и просить Бога о прощении их. «Еще скажу: не ищи радостей в молитве или в Причащении, – пишет игумен Никон (Воробьев) своим духовным чадам. – Можешь в этом жестоко обмануться». «Рукою смирения отвергай приходящие радости, чтобы вместо пастыря не принять тебе волка», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Ищи покаяния, сокрушения сердечного, а все прочее предоставь Господу. Без покаянного чувства, без сокрушения сердечного все прочее или уже есть обман, прелесть... или ведет к прелести». «Для правильности молитвы, – пишет святитель Игнатий, – надобно, чтобы она приносилась из сердца, наполненного нищетою духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Все другие состояния сердца, до обновления его Духом Святым, признавай – каковы и точно они – несвойственными кающемуся грешнику, умоляющему Бога о прощении грехов своих и об освобождении – как из темницы и оков – из порабощения страстям». Важным элементом молитвы, по словам святителя Игнатия, является «прощение всех без исключения обид, и самых тягчайших». «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11, 25-27). «Молитвы памятозлобных – посевы на камне», – сказал преподобный Исаак Сирский.

Часто, пропустив раз, другой, третий молитвенное правило, человек впадает в духовное расслабление, уныние, совсем перестает молиться, а часто даже совсем отпадает от Церкви. Важно помнить, что если я пропустил молитвенное правило, то не перестал быть христианином, при первой же возможности нужно постараться возобновить его. Может, имеет смысл как-то скорректировать правило в соответствии с нынешним духовным состоянием, подобрать другие молитвы, но ни в коем случае нельзя впадать в уныние и совсем оставлять духовное делание.

Часто люди смущаются своей рассеянной молитвой и от этого тоже перестают молиться. «Слово пророка: «Проклят всяк творящий дело Божие с небрежением» – никак не относится к молитве в случае нашествия помыслов, – пишет игумен Никон Воробьев. – Нужно со всяким благоговением, вниманием, сознанием своего недостоинства предстоять пред Господом в молитве – это верно, а будет ли молитва чистая или будет одолеваться, по попущению Божию, за грехи наши или в наше обучение разными помыслами – это не в наших руках. Мы обязаны бороться, а успех предоставим Господу. За терпеливое пребывание на посту, в борьбе, в сражении Господь венчает своих подвижников». Очевидно, что лучше помолиться рассеянно, чем не помолиться вовсе. «Мысль, что рассеянная молитва – «молитва его да будет в грех», есть от дьявола», – продолжает игумен Никон. – Не слушай этих бесовских внушений. Никто сразу молиться чисто не научился. Это дело долгих лет и милости Божией».

Важно также помнить, что молитва – это не магическое заклинание, это общение двух свободных разумных существ, и сила молитвы заключается в нашем сердечном расположении и в произволении Божием, а не в самой форме молитвы. Поскольку приходится слышать от прихожан о каких-то особых, «сильных» молитвах, которые то-то и то-то приносят человеку, если он совершает их определенное количество раз, или в определенное время, или в определенном порядке. Такое отношение к молитве есть кощунственное оскорбление Бога, Божией Матери, святых или ангелов, которым мы таким образом молимся, поскольку превращает молитву в «работу» мага с духами посредством каких-то магических формул. Мы можем только просить в молитве, но результат не зависит от наших слов, результат всецело находится во власти Бога, и мы не можем заставить Его выполнить наше прошение. За подобные духовные эксперименты по канонам Церкви полагается отлучение от Причастия.

Необходимо упомянуть и об отличии молитвы от мантры, потому что многие сегодня считают, что это одно и то же. Молитва, как было сказано выше, это есть общение двух разумных свободных существ: человека и Бога. Бог отвечает на молитву действием Своей благодати. Во время молитвы между человеком и Богом устанавливается как бы духовный канал, по которому в сердце молящегося изливается животворящая Божественная энергия – благодать Святого Духа. Мантра же есть всматривание человека в самого себя, попытка посредством каких-то психологических упражнений раскрыть в себе скрытые силы и возможности. Мантра – это монолог, это замкнутость на себе, это то же самое, что дышать в пакет: да, дыхательные движения совершаются, но нет притока свежего воздуха, человек задыхается. И тот, кто практикует мантры вместо молитвы, духовно задыхается и умирает. Потому что человек не есть самосущее существо, он существует только настолько, насколько он соединен с Источником вечного бытия – Богом. Удаляясь от Бога, человек не приобщается какой-то альтернативной духовности, он погружается в небытие и смерть.

В заключение необходимо упомянуть еще и вот о чем. Если наша молитва не сопровождается соответствующей жизнью по заповедям Божиим, то она будет бесплодной. Как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «И чтобы ты знал, что когда мы сами нерадим, то хотя бы праведники или пророки были нашими заступниками, нам от того не бывает никакой пользы… по причине собственной нашей худой жизни. Вот – послушай, как Бог всяческих говорит к освященному от чрева матери пророку Иеремии: «Ты не молись за этот народ, ибо Я не услышу тебя» (Иер. 7, 16)… Пророк нисколько не поможет им, если сами они не хотят делать своего дела. Зная это, возлюбленные, будем, конечно, прибегать к ходатайству святых и просить, чтобы они молились о нас, но не будем надеяться только на их ходатайство, а сами будем надлежащим образом исполнять наши обязанности и позаботимся о своем исправлении, чтобы ходатайства святых за нас не лишались своей силы».

Иерей Николай СУШКОВ,
храм Всех святых г.Тюмени

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.