Подготовка к прославлению святителя Иоанна Тобольского в документах эпохи
ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№03 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Подготовка к прославлению святителя Иоанна Тобольского в документах эпохи

Продолжаем публикацию документов, помещенных в книге С.В.Фомина «Последний царский святой» (СПб, 2003), по которым мы можем составить представление о том, как происходила подготовка к прославлению святителя Иоанна Тобольского.

(Продолжение. Нач. «Сибирская православная газета», №2 (220) 2016 г.)




Из Определения Св. Синода от 1 июля 1914 г. за № 5971


[…] Обсудив изложенное и с чувством истинной радости и умиления встречая весть об утвердившейся среди жителей Тобольской епархии общей уверености в святости почивающего в Тобольском кафедральном соборе святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского, но вместе с сим имея в виду, что в Тобольском епархиальном управлении не было произведено подробного расследования поступивших к епархиальному начальству заявлений о знамениях милости Божией, совершившихся по молитвам сего Святителя, а равно не было произведено в последнее время и освидетельствования гроба и тела Святителя, – Святейший Синод, признавая ныне благовременным приступить к совершению того и другого, определяет:

1) поручить Преосвященному Тобольскому: а) образовать под своим председательством особую комиссию с тем, чтобы эта комиссия произвела тщательное исследование случаев чудотворений, совершившихся по молитвенному перед Богом предстательству святителя Иоанна, чрез отобрание письменных показаний, под присягою, как от лиц, получивших чудесные исцеления по молитвам Святителя, так и от бывших только очевидцами сих чудотворений, причем, так как за давностью времени многих из чудесных исцелений подвергнуть исследованию невозможно, то ограничила бы оное случаями исцелений, происшедшими в течение последних лет; б) по окончании исследования все производство по сему делу представить Святейшему Синоду и в) произвести лично, при участии лиц по своему избранию, освидетельствование честных останков святителя Иоанна и для сего:

аа) осмотреть и записать; сохранилось ли тело Святителя в целости или же только в отдельных частях и какому оно подверглось изменению, с объяснением, чему последнее следует приписать – естественному ли разрушению или действию какой-либо случайной причины;

бб) таким же образом осмотреть самые одежды на теле Святителя и прочие вещи, находящиеся во гробе его, и вв) осмотреть и описать самый гроб и то место, где этот гроб находится, и о последующем донести Святейшему Синоду с представлением подлинного акта освидетельствования честных останков святителя Иоанна; и

2) ввиду воспоследовавшей на всеподданнейшем прошении жителей города Тобольска Высочайшей Его Императорского Величества резолюции предоставить г. обер-прокурору о настоящем постановлении Святейшего Синода довести до сведения Его Императорского Величества.



Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Варнаве, епископу Тобольскому и Сибирскому


25.7.1914.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение г. Обер-прокурора Святейшего Синода, от 12 июля 1914 года за № 8391, о том, что об определении Святейшего Синода 1 текущего июля за № 5971, по делу о церковном прославлении Преосвященного Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского, ко дню 200-летия его блаженной кончины, он, г. Обер-прокурор, имел счастие всеподданнейше довести до сведения Его Императорского Величества докладом, на котором Государю Императору, в 11 день текущего июля, в Петергофе, благоугодно было Собственноручно начертать: «Согласен».

Справка: Святейший Синод, обсудив: а) ходатайство Вашего Преосвященства о церковном прославлении Преосвященного Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского, в Бозе почившего 10 июня 1715 года, и б) предложенное г. Обер-прокурором Святейшего Синода принесенное на Высочайшее Имя Его Императорского Величества всеподданнейшее прошение жителей города Тобольска по тому же предмету с Собственноручно начертанною Его Императорским Величеством на сем прошении резолюцией: «Рассмотреть в Святейшем Синоде», по определению от 1 июля 1914 года за № 5971, 1) поручил Вашему Преосвященству образовать, под своим председательством, особую Комиссию для исследования случаев чудотворений, совершившихся по молитвенному пред Богом предстательству святителя Иоанна, с тем, чтобы, по окончании исследования, все производство по сему делу было представлено Святейшему Синоду, и произвести лично, при участии лиц, по избранию Вашего Преосвященства, освидетельствование честных останков святителя Иоанна и о последующем донести Святейшему Синоду, с представлением подлинного акта освидетельствования честных останков святителя, и 2) в виду воспоследовавшей на всеподданнейшем прошении жителей города Тобольска Высочайшей Его Императорского Величества резолюции, предоставил г. Обер-прокурору об означенном постановлении Святейшего Синода довести до сведения Его Императорского Величества.

Для исполнения сего определения 3 июля 1914 года послан был указ Вашему Преосвященству за № 11150, и передана выписка в Канцелярию Обер-прокурора Святейшего Синода за № 5971.

Приказали: Выслушав настоящее предложение, Святейший Синод определяет: об изъясненном в оном Высочайшем Его Императорского Величества соизволении уведомить Ваше Преосвященство указом, с прописанием справки. Июля 25 дня 1914 года. Подлинный за надлежащим подписом.

16 октября 1914 г. – во исполнение определения Св. Синода епископ Варнава осуществил освидетельствование честных останков митрополита Иоанна Тобольского. «В могиле была сырость, но сырость особенная – маслянистая». Запели «Святый Боже» и вынесли Святителя из могилы. При этом мощи были переложены в серебряную раку, еще в 1900 году сооруженную заботами епископа Тобольского и Сибирского Антония (Коржавина).

Примечание редакции «Сибирской православной газеты»:

Описанное ниже обретение мощей святителя Иоанна послужило основанием празднования осеннего Святительского дня 29 октября по новому стилю (16 октября по старому).



Акт освидетельствования честных останков митрополита Иоанна Тобольского


[…] 13 октября 1914 года по благословению Преосвященного Владыки Варнавы было приступлено в совершенной тайне к вскрытию могилы святителя Иоанна. Сам владыка Варнава с этого дня каждодневно совершал в своей домовой церкви Божественные литургии с поминовением митрополита Иоанна. Вскрытие могилы до обнаружения склепа принял на себя известный своим усердием к храму Божию Алексей Николаевич Хвастунов при участии настоятеля и ключаря кафедрального собора. [...]

В среду, 15 октября, утром об оказавшемся было доложено Его Преосвященству. Владыка тогда же в сопровождении избранных им лиц прибыл в придел Иоанна Златоуста. В присутствии Владыки были разобраны полукруглые стеночки склепа, замыкавшие сводик. В образовавшиеся отверстия при помощи свеч была осмотрена внутренность склепа, причем оказалось, что деревянная опалубка сводика из толстых досок сгнила и провалилась вовнутрь склепа, закрыв собою его содержимое.

Так как по условиям расположения склепа подробный осмотр его был возможен только по удалении сводика и небольшого рядом со склепом фундамента, то решено было теперь же приступить к разборке фундамента и сводика. Эту работу выполнили Алексей Николаевич Хвастунов, ключарь собора и секретарь Консистории. К вечеру все было готово. Доступ в склеп был свободен. В придел вновь прибыл Преосвященный Варнава в сопровождении избранных лиц, отслужена была панихида о упокоении души святителя Иоанна, но осмотр склепа ввиду позднего времени был отложен до утра следующего дня. Склеп был закрыт досками, сукном и пеленой.

В четверг, 16 октября, в придел святого Иоанна Златоуста прибыл Преосвященный Варнава со всеми им приглашенными и перечисленными лицами. Вновь была отслужена панихида. По распоряжению Его Преосвященства были сняты покрывавшие склеп покрывала и доски. К склепу спустились Преосвященный Варнава, архимандрит Августин и некоторые другие лица, поскольку позволяло место.

Владыка лично приступил к очищению склепа; в это время присутствовавшие священники тихо пели псалмы.

Были вынуты постепенно и с большой осторожностью лежавшие в склепе поверх совершенно изгнившие доски, очевидно, бывшей деревянной опалубки сводика. Доски при вынутии их из склепа были сильно сыры и на вес тяжелы.

Под этими досками гроба святителя Иоанна, однако, не оказалось.

Вскоре выяснилось, что гроб совершенно сгнил, и из развалившихся в склепе сгнивших гробовых досок нельзя было составить даже подобия гроба. Только поперечные у изголовья и ног досочки сохранили свою форму и свидетельствовали, что гроб был. Хотя кругом склепа было сухо, но в самом склепе сырость была в очень большой степени. Все в склепе было влажно – кирпич, доски, земля, стены склепа.

Все в склепе носило печать полного разрушения и тления. Местами настолько истлел кирпич, что в руках рассыпался в порошок. […]

И – о дивное чудо милости Божией! – среди полного разрушения, почивал святитель Иоанн в нетленных одеждах, облеченный в куколь, мантию и покрытый пеленою. Почивал Святитель прямо на сырой земле, ибо от нижней доски гроба не осталось никакого следа, а склеп не имеет кирпичного или иного какого-либо пола. Все облачение святителя Иоанна было сильно пропитано сыростью, но цело и даже крепко.

Сохранились даже цвет и рисунок материй, вышивка, отдельные нити. Случайно при осмотре Святителя у левой руки обнаружены четки, совершенно сохранившиеся, но от времени поросшие землистым мхом. По очистке землистого нароста колечки четок, совершенно сохранившиеся, оказались черные, блестящие, из камня или стекла – определить трудно, но более всего поразительно то, что сохранилась кисточка четок из тонких нитей. Только одна большая пелена, по всей вероятности, покрывавшая гроб, с одного конца истлела, в остальном же вполне цела, сохранился даже рисунок ее материи. Здесь же, в склепе, среди обломков сгнивших досок найдены были две круглые металлические дощечки, соединенные между собой стержнем. На внутренней стороне одной из них оказалась вырезанная надпись о перенесении в 1826 году архиепископом Евгением могилы и честных останков митрополита Иоанна с прежнего места в настоящее. […]

При ближайшем осмотре Его Преосвященством Преосвященнейшим Варнавою облачений святителя Иоанна было обнаружено, что лик Святителя закрыт параманом.

Это дало основание думать, что перед кончиной Святитель принял схиму, и ввиду этого обстоятельства Преосвященный Варнава не решился раскрывать облачения Святителя и открыть честные останки его, не получив на сие особого разрешения Святейшего Синода.

Между тем состояние склепа, в котором почивали честные останки святителя Иоанна, было таково, что оставлять их там не представлялось возможным.

Внутренность склепа почернела и загрязнилась; святитель Иоанн лежал прямо на сырой земле, среди мусора, трухи, изгнивших досок и обломков кирпичей. Посему решено было, не раскрывая одежд, переложить останки Святителя в новый приличный гроб, сооруженный усердием Алексея Николаевича Хвастунова. Так как поднять Святителя на руках из узкого и глубокого склепа было весьма затруднительно и даже опасно, то предположено было под одежды Святителя подложить осторожно бумажный картон, под последний протянуть полотно и затем на полотне поднять из склепа.

Его Преосвященство Варнава при участии архимандрита Августина подложил под одежды Святителя два листа картона, продернул под них полотно и затем на полотне и картоне, при пении «Святый Боже», на руках Владыки и присутствовавшего духовенства святитель Иоанн без малейшего нарушения положения честных его останков был поднят из склепа и положен в новый гроб, на приготовленную новую, неношенную архиерейскую мантию, пожертвованную Его Преосвященством Преосвященнейшим Варнавою.

При поднятии останков святителя Иоанна по церкви распространилось благоухание, которое ясно ощущали все присутствующие.

Необходимо при этом заметить, что благоухание это не исходило от какого-либо определенного предмета – одежд Святителя или других вещей, бывших в соприкосновении с ним, но наполняло храм неведомо откуда. Пораженные этим чудесным явлением, все присутствовавшие благоговейно преклонили колена и приложились к одеждам Святителя.

Затем Его Преосвященством честные останки святителя Иоанна были покрыты краями новой мантии по одеждам его и новой белой пеленою.

Наощупь через одежду ясно ощущались голова и туловище Святителя, положение же ног определить трудно.

После сего гроб был внесен в алтарь придельного храма, здесь отслужена панихида о упокоении души святителя Иоанна, и по окончании панихиды гроб закрыт крышкой, кругом перевязан крепким шнурком, а концы последнего запечатаны епископскою кафедральною печатью. […]

Перейдя затем к обсуждению дальнейшего образа действий, Его Преосвященство Преосвященнейший Варнава и все присутствовавшие нашли: 1) что указом Святейшего Синода предписано осмотреть тело святителя Иоанна, между тем осмотр этот по указанной выше причине произведен не был; 2) что до получения от Святейшего Синода руководственных указаний относительно возможности открытия тела митрополита Иоанна предстояло или гроб с его честными останками поставить обратно в склеп, заделать последний и привести храм в обычный вид, или оставить все так, как есть, то есть могилу – открытой, гроб – наверху, и храм для народа закрытым; 3) что ставить гроб в склеп, закрывать его сводом, заделывать пол и прочее, а затем в случае нужды все это вновь в непродолжительном времени раскрывать – представляло значительные неудобства и затруднения, и 4) что оставлять до получения распоряжения Святейшего Синода могилу открытой, а храм закрытым – являлось также крайне неудобным, ввиду того что ежедневно приходят богомольцы, и нередко – из дальних мест, помолиться у могилы митрополита Иоанна, и все они лишены были бы того утешения, которого искали, а самое прекращение доступа к могиле могло вызвать нежелательные толки.

Обсудив все это, Его Преосвященство и все присутствовавшие, лично убежденные в святости митрополита Иоанна, решили принять представлявшийся средний выход из этого положения, а именно: поставить запечатанный гроб в имеющуюся серебряную раку, последнюю закрыть и запереть на замки, клячи хранить у епископа; могилу оставить неприкосновенной, как она осталась после изнесения из нее честных останков митрополита Иоанна, закрыть ее временно железными балочками и досками, настлать пол, поставить на своем месте замкнутую раку, привести храм в обычный вид и открыть его для богомольцев.

Так все и было сделано.

Гроб, запечатанный, сразу же был поставлен в раку, последняя заперта двумя замками, ключи вручены Преосвященному Варнаве. Рака с гробом до времени закрытия могилы и приведения храма в порядок была оставлена в алтаре храма.

К 23 октября все было готово.

Утром этого числа в шесть часов, в присутствии нижеподписавшихся, совершена была в придельном Златоустовском храме заупокойная Литургия, по окончании которой на руках присутствовавших рака с гробом Святителя перенесена из алтаря и поставлена на обычное место. Здесь совершена была лития, и в восемь часов утра придельный храм открыт для богомольцев.

Какое бы в дальнейшем решение ни благоугодно было принять Святейшему Синоду по настоящему делу – приказать или осмотреть тело Святителя, или, не осматривая, поставить гроб на прежнее место в могилу, или же, не осматривая, оставить честные останки Святителя в раке, где им, по глубокой вере всех присутствовавших, и приличествует всегда быть, – при настоящем положении гроба Святителя получена полная возможность выполнить распоряжение Святейшего Синода быстро, незаметно для широкой публики и без стеснения богомольцев.

Затем по предложению Владыки все присутствовавшие дали слово хранить до времени все, чего свидетелями были, в совершенной тайне.

В удостоверение совершенной правдивости и достоверности всего здесь описанного, нами лично ясно виденного и прочувствованного, скрепляем сие описание своими собственноручными подписями.

Тобольский и Сибирский
епископ Варнава.
Действительный статский советник
Николай Иоаннович Гаврилов.
Архимандрит Августин.
Ключарь собора протоиерей Евгений
Фениксов.
Тобольский городской голова, потом-
ственный почетный гражданин Стефан
Макарович Трусов.
Кафедральный протоиерей Никанор
Грифцов.
Протоиерей кафедрального собора
Григорий Тутолмин.
Протоирей Димитрий Смирнов.
Личный почетный гражданин Алексей
Николаевич Хвастунов.
Староста кафедрального собора,
тобольский купец Иван Алексеевич
Корнеев.
Благочинный градотобольских церквей
священник Василий Скосырев.
Секретарь Тобольской Духовной Консистории
Яков Афанасьев.
(Продолжение следует)
Подготовила Н.Л.АНТУФЬЕВА,
г.Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.