Всю свою жизнь я полагал, что главным содержанием и смыслом жизни является труд, и только труд.
Труд – источник жизненных благ, основа для служебного продвижения, почета и уважения в обществе.
В этом я видел источник удовлетворения, а в сочетании со служением семье и Отечеству - единственное,
что создает полноту жизни человека, приносит ему счастье и радость.
Эта направленность была
усвоена мною от предшествующих поколений моих
предков – кубанских казаков.
Православие и вера были
для них лишь обрамлением
земных дел, а главное содержание жизни составлял
изнурительный труд и гордость
за его результаты: табуны
лошадей, ухоженную землю,
другие богатства. Этим умело пользовались правители,
укрепляя казачьи амбиции
наградами и прочими земными благами под лозунгом
«За веру, царя и Отечество».
Подобные качества воспитывала в людях и
советская власть. Человек сам творит свое
настоящее и будущее, уже при жизни обретая
бессмертие. Человек – это звучит гордо!
Невероятно сложно усвоить и переориентировать себя на то, что в человеке для Бога
главное – смирение, а уже затем служение.
«Дорог для Бога тот, кто из-за отсутствия у
него необходимого пребывает в смирении,
а не тот, кто по причине обилия деланий
думает, что делает одолжение Богу» (прп.
Исаак Сирин). Еще сложнее следовать этому
принципу в каждодневной жизни, поскольку
самое трудное для человека расстаться с
гордыней-памятником, который создает себе
при жизни он сам и его окружение.
Простая, лежащая на поверхности мысль:
как через Бога приходим мы в жизнь, так и
уходим из этой жизни. Поэтому и достижение
полного счастья возможно лишь при условии,
что и саму жизнь человек должен прожить в
Боге. Понять это не сложно. Но никогда прежде
столь элементарная мысль не приходила мне
в голову. К ней я пришел только сейчас, причем от обратного: в движении от себя к Богу.
А начинал я как раз с Бога: со страха Божия и упования на Него. Но затем на пятьдесят лет утратил эту перспективу и снова пришел к Богу только десять лет назад - через
страдания, скорби, утраты, поиски и сомнения. К пониманию Его значимости в жизни
каждого человека и человечества в целом.
Нам не хватает Господа Бога в наших
душах... Сейчас, когда пришло осознание того,
что только через богообщение можно обрести
истинную радость жизни, я с благодарностью
говорю: «Господи, как щедр и милостив Ты
был ко мне и моим близким!» Мы это чувствовали, интуитивно понимали, но лишь сейчас
осознали, что счастье и радость возможны
только в Тебе, только Ты несешь свет в наши
души. Лишь сейчас со всей очевидностью мы
осознали: все, что мы имеем: положение в
обществе, почет и уважение, – принадлежит
только Тебе. Наши заслуги ничтожны, они лишь
свидетельство Твоего расположения.
Господи! Как чуден Твой мир! Какие
дали открываются перед человеком, который
познает этот мир через Тебя, и каким ограниченным, серым и унылым он предстает
для большинства людей. Какое счастье, что
он приоткрылся, когда, немного раздвинув
горизонты, я устремился к Тебе, интуитивно
понимая, что в жизни есть нечто неведомое,
что открывается только через богопознание.
Я слышал о Тебе, но не догадывался о Твоем
существовании. Мое устремление к Богу –
это, с одной стороны, дань прошлому (мама,
детство, Кубань). С другой стороны – попытка
уйти от постылой жизни, связанной с возрастом, болезнями, крушением житейских надежд.
Действительность представлялась настолько неинтересной
и унылой, что подчас не
хотелось жить.
А ведь еще совсем недавно я упивался своей гордыней, несмотря на то что
ощущал ее разрушительное
воздействие – нравственное
и физическое. Не раз просил я у Бога помощи, дабы
обрести душевный покой, но
был непоследователен и не
знал, что путь к этому – покаяние и молитва.
Но вот в душе у меня начались перемены, по-новому
высветившие мою жизнь и меня самого, мои
взаимоотношения с людьми и тот чудовищный
налет греховности, который мешал мне жить
радостно, но не внешним шумным и непродолжительным весельем, ибо расплатой за него
были раздражение, ожесточение и уныние.
В своей нынешней однообразной жизни
я не видел смысла, прерывать же ее искусственно было бы святотатством. Все предшествующие ситуации, а также пример моих
замечательных друзей, уходящих из жизни
один за другим, укрепляли меня в естественной мысли, что и моя смерть близка. Более
того, я понимал, что чудесным образом задержался на этой земле. С прошлым меня
соединяли профессиональная деятельность,
семья и представляющее для меня интерес
небольшое окружение. Впрочем, для постороннего взгляда это была нормальная и благополучная жизнь. Так временами думал и
я, но ощущение это вновь сменялось пустотой, ненужностью и бессмысленностью происходящего. А просто доживать не хотелось.
Тогда с упорством, видимо, свойственным
моей натуре, я погрузился в мир религии и
Церкви. Наибольший интерес вызывали Бог,
религия и человек. О человеке я, кажется,
знал много, но поверхностно, понимая, что
путь к его истинному познанию лежит только через Бога. А вот о самом Боге, религии
и вере ничего определенного не знал, хотя
много слышал и читал. Так содержанием моей
жизни стали Церковь, Священное Писание и
святоотеческая литература.
Я стучался. Истово, упорно. Надежда
часто меня покидала, особенно когда открылось, что личного стремления к Богопознанию недостаточно и все зависит от
самого Господа. И хотя словами Священного
Писания определялся главный принцип: «ищите и обрящете», – я, во-первых, осознавал
собственную греховность и, во-вторых, недостаточность своего покаяния и молитвы.
Как знать, быть может, мне бы и не удалось
сохранить упорство в надежде прикоснуться к
божественному откровению, если бы однажды – в больнице, на пике страданий – я не
увидел чудный божественный свет. Словно
яркую вспышку, таинственно осветившую все
окружающее и всю мою жизнь. Я испытал
мощный эмоциональный всплеск, а затем
уныние, ясно осознавая, что мне, человеку
мирскому, закованному в чугунную броню
греха, этот свет никогда не удержать. Для
меня это был только эпизод, который мало
что изменил, но вселил в меня надежду,
через которую я пришел к богообщению.
Явленное откровение внешне ничего не
изменило. Все осталось на своих местах, но
при этом настолько по-новому осветило мою
внутреннюю жизнь, что примерно в течение
месяца мною владели два чувства. Первое:
не расплескать состояние благодати. Второе:
не допустить экзальтации – той самой прелести, сути которой я до тех пор не понимал,
а теперь думаю, что речь идет о безудержном
восторге, пугающем людей, особенно близких.
Мне было ясно, что в первом направлении
надо было действовать через молитву, непрестанно призывая Имя Божие, во втором – сердцем принять все житейские обстоятельства.
В реальных условиях каждодневной жизни у
меня появилась прекрасная возможность для
смирения: отбросить свое «я» и «со мной так
нельзя» и просто следовать в русле жизненных интересов и потребностей моих близких.
К сожалению, оказалось, что состояние
ума и действительность действуют раздельно.
Ум – то восторженно-радостный, устремленный
ввысь, то уныло-потерянный – сам по себе.
Действительность – сама по себе. Для меня
стало ясно, что связать воедино душу человека и реалии жизни может лишь Господь. Чем
сильнее эта связь, тем полнее раскрывается в
человеке божественный замысел, чем слабее –
тем более человек уподобляется животному.
Я осознал, что такая связь не является
постоянной. Это не какая-то обретенная и
непрестанно питающая тебя пуповина. Много
раз я убеждался в том, что для того, чтобы
связь между человеком и Богом была ощутимой и действенной, она должна непрестанно
поддерживаться со стороны человека. А Бог,
как гласит Священное Писание, всегда с
нами до скончания века. Бог дарует человеку
надежду, посылая ему знаки божественной
любви. При этом связующим звеном была
и остается вера, подкрепляемая осознанием
своей греховности, следованием заповедям
Божиим и молитвой.
Но ведь так трудно находиться в постоянном молитвенном общении с Богом! Конечно,
трудно. Особенно, если нет фундамента – духовного воспитания. Но ведь можно обойтись
и без Бога? – Да, можно. И абсолютное
большинство людей так и поступает. Правда,
при этом живут во тьме и смраде, даже не
осознавая, зачем пришли в жизнь.
Богооставленность ощущается лишь немногими. Но тонкая, иногда едва ощутимая спасительная нить сохраняется у каждого человека.
Бог всегда рядом и в нас, только мы этого
не замечаем. Поэтому, если я хочу для себя
душевного мира, то всю оставшуюся жизнь я
должен посвятить богообщению. Господь не раз
предоставлял мне такую возможность, предоставляет ее и сейчас. Я не пользовался ею и
тем наказывал самого себя, а Он терпеливо
ждал. И сейчас я со всей очевидностью понимаю, что если не предамся в волю Божию,
то так бесславно и окончу свою жизнь.
Следование воле Божией – это единственная возможность достижения гармонии тела,
души и духа. Главное здесь – смирение и
неспешность. Бытийно, церковно и духовно.
Бог являет свою волю в знаках – символах.
Сильные знаки – в тяжелой болезни, повседневное напутствие – в бытовых поведенческих
напоминаниях. Наиболее мощный знак – реальность ежеминутной смерти, в чем, очевидно, и
кроется главный рычаг: смириться и утихомириться. Даже в малом: почерке, манере письма, строе мысли можно проверить, действую
ли я в соответствии с волей Божией либо ей
вопреки. Важно научиться жить с Богом в душе
по формуле: Смирение + Кротость = Покой.
Материалы подготовила
Г.В. Коротаева, г. Тюмень
|