Чиносовершение святого елея дано нам Господом нашим Иисусом
Христом. Проповедуя Евангелие Царствия Божия, Он в течение
всего общественного Своего служения непрерывно «исцелял всяк
недуг и всякую язву в людях» (Мф. IV, 23).
По избрании же 12 апостолов Спаситель,
посылая их проповедовать Царствие Божие,
дал им власть, то есть благодать и право,
целити всяк недуг и всяку болезнь и повелел им применять эту власть и подавать исцеления болящим, сказав: «болящия исцеляйте» (Мф. X, 1,8). Вот тот непосредственно божественный источник, из которого произошло, обособилось и постепенно образовалось Таинство святого елея и его богослужебное чиносовершение.
Чин этот состоял из следующих элементов: 1) совершителями его были св. апостолы,
и не один, а два, избранные и уполномоченные Господом для проповеди и исцелений.
Прежде исцелений они предлагали народу
учение о наступлении Царствия Божия и о
покаянии. 2) лицами, приемлющими елеопомазание, были не все слушатели проповеди,
а только больные из них. Без сомнения, эти
больные веровали в учение св. апостолов
и приносили покаяние во грехах своих, как
делали, например, и крестившиеся от Иоанна Предтечи. 3) веществом для совершения
исцелений служил елей (оливковое масло).
4) образ совершения состоял в помазании
апостолами больных елеем. 5) следствием
елеопомазания были благодатные исцеления
больных от всяких болезней.
Конечно, у апостолов это был чудотворный дар, но они передали благодать исцелений и саму форму совершения Таинства
(обрядность) пресвитерам Святой Церкви.
Таинство Елеосвящения, совершаемое в
Православной Церкви над больными, имеет
разные названия. В церковно-богослужебных
книгах оно именуется просто елеем.
На языке богословском или вообще литературном в нашем Отечестве Таинство это
обыкновенно называется Елеосвящением.
Еще это Таинство называется Елеопомазанием. Эти два названия означают две существенные богослужебные части Таинства:
освящение елея и помазание им, и потому
они употребляются для обозначения всего
Таинства в целом.
В обыденном наименовании Таинство
елея называется Соборованием – откуда и
вошли в обиход слова «соборовать», «собороваться». Это потому, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами
или более и при собрании многих верующих.
Таким образом, освященный елей преподается кающимся и исцеляет недужных,
и врачует не только тело, но и души. И об
этом свидетельствует Иаков, брат Божий, говоря: «Болит ли кто в вас: да призовет пресвитеров Церкви и да молитву сотворят над
ним, помазав его елеем во имя Господне.
И молитва веры исцелит болящего. И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. V; 14-15).
Где можно совершать соборование? В
настоящее время существует одно для всех
случаев «Последование святого елея», в
оглавлении которого означено: «Последование святого елея, певаемое... в церкви или
в дому». Церковь поставлена прежде дома,
и в ектении на освящение елея имеется прошение «о святем храме сем». Из этого следует, что Святая Церковь поставляет храм
Божий главным местом, первым и преимущественным для совершения над больными Елеосвящения. В храме мы имеем ближайшими ходатаями за себя Матерь Божию
и святых, которым и молитвы положены в
чине святого елея. Божий храм есть для нас
настоящая врачебница всех наших недугов.
По уставу разрешается совершение святого помазания над недужными и в домах
двумя или одним священником. Но всякое
богослужение, совершенное в храме Божием,
располагает и побуждает присутствующих и
совершителей к поспешествуемым (усердным) молениям к Господу Богу и святым.
Веществом для помазания болящих, по
свидетельству св. евангелиста Марка (VI, 13)
и св. апостола Иакова (V, 14), при установлении Таинства Елеопомазания был елей, что
в переводе с греческого означает «масло».
Ныне известны масла минеральные, растительные и животные. По преданию и практике Святой Церкви известно, что то было масло не минеральное и не животное, но растительное, а из растительных – деревянное,
оливковое, добываемое из маслин – плодов
оливкового дерева.
Таинство Елеосвящения установил Господь
Иисус Христос, и Он же, конечно, назначил и оливковое масло веществом для
сего Таинства.
Елей имеет важное значение в жизни
человека и соответствует силе Таинства. Он
(елей) считается в Св. Писании существенным элементом жизни человеческой – на
одном уровне с хлебом, вином и водой.
Сверх этого общего значения оливковое
масло имеет целительные природные свойства. Оно, например, утоляет боли, смягчает
опухоли, заживляет раны (Лк. X, 34) и т.п.
При соборовании в сосуд с елеем прибавляют для Таинства красное церковное вино.
Вино прибавляется к елею по двум причинам. Первая – в воспоминание о евангельском самарянине, который возлил на раны
избитого разбойниками елей и вино. Вторая
причина заключается в словах – «Кровью
Своею». Эти слова имеются и во второй
части второй молитвы на освящение елея,
где читается следующее: «Сотвори, Господи
(нас, пресвитеров), быти служителей Новаго
Твоего Завета над елеем сим, егоже усвоил еси честною Кровью Христа Твоего», то
есть вино прибавлялось к елею не только
в подражание деянию самарянина, но потому, что Таинство св. елея имеет благодатную силу из-за страданий Спасителя, Его
Пречистой Крови, пролитой на Кресте. Эта
идея символически изображается прибавкой
к елею красного вина, пресуществляемого в
Евхаристии в Кровь Христову.
В настоящее время в нашей Церкви
обязательно требуется исповедь недужного
перед совершением Елеосвящения. Покаяние
и исповедание грехов, как необходимое
условие для принятия благодати Святого
Духа, требуется перед совершением всех
христианских таинств, например, Крещения,
Миропомазания, Священства, Брака и равного им Елеосвящения. Также Церковь говорит
и верит, что в этом Таинстве нам дается
прощение забытых, подчеркиваю – забытых,
а не утаенных специально грехов.
Иерей Александр Попов,
настоятель храма в честь иконы
Божией Матери «Целительница»
г. Тюмени
|