Вплоть до XVIII века российская благотворительность в основном была прерогативой церквей и
монастырей. Это объясняется прежде всего одним из главных принципов православной веры – помощь
богатого бедному, здорового – больному, взрослого – сироте-ребенку; милосердие и сострадание.
Кроме того, у российских религиозных учреждений имелись определенные финансовые возможности:
земли, принадлежащие им; пожертвования, поступающие от князей и богатых прихожан. Именно при
монастырях в средние века возникали богадельни, сиротские приюты, больницы для бедноты.
Однако сибирские церкви и монастыри, как
правило, не были богаты, не имели земельного
надела. Князья и воеводы считали себя полноправными владыками края и не подчинялись
никакому контролю. В первые десятилетия
после присоединения Сибири к России, даже
после того, как в 1620 году Тобольск стал
центром Сибирской епархии, церковь не пользовалась авторитетом. Первый Тобольский и
Сибирский архиепископ Киприан, возведенный
в сан в 1621 году, с трудом добивался того,
чтобы сибиряки соблюдали посты и носили нательные кресты. В таких условиях чаще всего
не церковь оказывала благотворительность, а,
наоборот, горожане приносили свои личные
пожертвования на церковные нужды.
Самый ранний, известный нам акт благотворительности в Тобольске датируется
1686 годом. В этом году было закончено
строительство первой в Сибири каменной
соборной церкви в честь Успения Божией
Матери, возведенной вместо сгоревшей деревянной во время страшного пожара 1681
года, который уничтожил все деревянные
строения в городе. За два колокола весом
в 300 и 565 пудов, предназначенных для
церкви и выписанных из Москвы, заплатил
лично митрополит Тобольский и Сибирский
Павел I (1678-1692). На его же деньги в
1691 году построены Троицкий собор и каменный архиерейский дом в два этажа. Павел I стремился противостоять бесчинствам
тогдашнего воеводы Михаила Приклонского.
«За преозорство, гордость, неистовое житие, блудодеяние, непристойные и порочные
слова» он отлучил Приклонского от Церкви.
На строительство тобольских церквей делало пожертвования не только местное высшее духовенство. Сам царь Федор Алексеевич в 1691 году пожертвовал на возведение
Спасо-Преображенского храма и послал из
Москвы 12 каменщиков. Этот собор очень напоминал Тобольскую кафедральную церковь,
только в уменьшенном виде. Находился он
при Знаменском монастыре, часто подвергался разрушению от наводнений и пожаров.
В 1896 году храм пришлось разобрать из-за
ветхости и построить на его месте часовню.
Удивительно добрым и скромным был
митрополит Тобольский и Сибирский Иоанн
(Максимович) (1711-1715). Его современники
оставили теплые воспоминания, которые
рисуют образ митрополита народным радетелем, простым человеком, помогающим
бедным, владеющим большой душой. По вечерам он ходил по городу, стучался в окна
к беднякам и со словами: «Примите во имя
Иисуса Христа», – передавал им деньги. Он
навещал каторжных в тюрьмах, помогал содержать богадельни, которых в то время в
Тобольске было двадцать. Добро святитель
Иоанн старался делать тайно. Под его особым попечением находились вдовы и сироты.
Радел митрополит и об образовании сибиряков. Он расширил школу, созданную при
архиерейском дворе его предшественником
Филофеем, и содержал ее на собственные
деньги. Рассказывают, что Иоанн заранее
предчувствовал свою смерть. Накануне он
собрал на обед городское духовенство и…
нищих. Сам подавал им блюда, а потом простился со всеми, ушел к себе в спальню и
встал на молитву. Через некоторое время его
нашли коленопреклоненным уже почившим.
Святитель Антоний I (Стаховский) (1721-1740) был очень гуманным человеком. В 1738
году Тобольскую губернию постиг серьезный
неурожай. Люди, желая спастись от голодной
смерти, ели глину, траву, жевали кору. Антоний велел открыть все кладовые Софийского
собора, в которых хранились запасы пшеницы, и раздать их бесплатно или продать за
символическую цену голодающим. Так, благодаря его решительному поступку, многие
жители края спаслись от гибели. На свои
деньги Антоний открыл несколько церквей в
подведомственной ему епархии.
Святитель Антоний II (Нарожницкий)
(1742-1748) был поборником духовного просвещения. По его приказу на архиерейском
дворе построено новое каменное здание
для славяно-латинской школы; в 1743 году
он преобразовал ее в духовную семинарию.
По свидетельству историков, в начале
XVIII века около трети церковнослужителей
в Сибири не умели читать и писать, поэтому
вели службу по памяти. Необходимо было
открыть учебное заведение, чтобы «приобщать к религиозному образованию отроков
сибирского духовенства, растить достойную
смену пастырям Сибирской епархии», – так
определял цель учреждения Тобольской семинарии митрополит Антоний II. За шесть лет
управления епархией он поставил духовное
образование в Тобольске на высокий для
того времени уровень. Материальные средства, отпускаемые на содержание семинарии,
были недостаточны, да и в них иногда казна
отказывала, тогда митрополит содержал семинаристов за свой счет. Антоний считал,
что духовное образование юношества невозможно без знакомства с классическими
трудами богословов прошлого. Он стал
основоположником семинарской библиотеки,
подарив ей 27 томов книг древних церковных
писателей на латинском языке.
Архиепископ Варлаам I (Петров) (17681802), прекрасный оратор, спокойный доброжелательный человек, вел аскетический образ
жизни, спал на голых досках. Он целых 23
года управлял Сибирской епархией. За это
время Преосвященный Варлаам способствовал
строительству многих церквей, открытию в Абалаке мужского монастыря, перевода духовной
семинарии в Знаменский монастырь, где для
нее были созданы лучшие условия, чем при
архиерейском дворе, на котором она до этого
находилась. «За время его святительства одна
только Тобольская семинария не знала и не
ведала розог, и в этом отношении она была
выше, мягче, человечнее, чем другие семинарии», – писал тобольский историк В.М. Волков
в книге «Из истории духовного просвещения и
духовной школы Сибири. Тобольская епархия».
Варлаам I способствовал открытию в Тобольске
первой в Сибири частной типографии Корнильева и даже напечатал там свою книгу, посвященную известным людям Сибири. Каждую
субботу в дом архиерея созывались нищие,
которым эконом выносил медную чашу, наполненную монетами. Постоянно Владыка делал
пожертвования в пользу тюрем и богаделен.
Продолжают традиции благотворительности и Сибирские архиепископы XIX века.
Антоний III (Знаменский) (1803-1806) так же,
как и Антоний II, заботился о семинарской
библиотеке. Он не только пожертвовал для
обучения семинаристов свои книги, но и
выписывал нужные издания из Петербурга.
В то время семинаристы содержались очень
бедно. Обеды и ужины состояли в будничные
дни только из одного блюда. Белый хлеб появлялся на столе лишь в праздничные дни.
Антоний III старался выделять на семинарию
больше денег, но их, как правило, все равно
не хватало, и тогда он вкладывал свои собственные средства. Архиепископ входил не
только в материальные дела семинарии: он
был реформатором в области образования.
Например, более чем на полтора столетия
опередил идею заочного обучения и организации заочных курсов. При нем семинария
кроме постоянных воспитанников имела
временных учеников: самые способные из
священников, дьяконов и причетников, не
получившие образования, вызывались в
семинарию для обучения.
Амвросий II (Рождественский-Вещезеров)
(1822-1825) неоднократно жертвовал деньги
на содержание богадельни для сирот, вдов
и девиц духовного звания, находящейся при
тобольской Богоявленской церкви.
Варлаам II (Успенский) (1862-1872) часть
своего архиерейского жалования раздавал
бедным и нищим. При Иустине (Полянском)
(1889-1893) была открыта «даровая народная
столовая» для беднейших учеников города.
Благотворительность была характерна не
только для высшего духовенства. Простые
служители церкви по мере сил и возможностей старались внести свой вклад в дело
помощи бедным слоям населения. Самое
большое распространение среди них получило безвозмездное преподавание Закона
Божия в сельских начальных школах, а иногда и других предметов. Конечно, далеко не
все священники-преподаватели учили детей
без расчета на жалование и добросовестно,
но для многих эта бескорыстная помощь
народному образованию являлась реальным
воплощением этических норм христианства
и средством внушения ученикам высоких
принципов православной морали.
Священник тобольского Софийского собора И. Гиганов безвозмездно преподавал
во всех классах Главного народного училища
татарский язык. Он сам составил краткий
словарь и написал основы татарской грамматики для учащихся. Чаще всего низшие
церковно-священнослужители были бедны и
могли оказывать благотворительность только своим интеллектуально-нравственным
трудом. Но бывали случаи и других пожертвований. Например, дьякон кафедрального
Софийского собора Т. Овчинников подарил
тобольскому Богородице-Рождественскому
приходскому училищу, основанному в 1815
году, деревянное здание. Видимо, здание это
было добротным и прочным, так как училище
находилось в нем в течение 23 лет.
«Мир – это море. Плыть желаешь? Построй корабль из добрых дел», – писал
средневековый поэт Рудаки. Кто-то строил
«огромный корабль» из добрых дел, а у
кого-то возможности были гораздо более
скромные – на «лодку» или даже на «челнок». Не это важно: все они, независимо
от вклада – большого ли, малого ли – в
дело благотворительности, достойны долгой
памяти потомков.
Татьяна Солодова,
г. Тобольск
|