Посылая апостолов в мир на проповедь
Евангелия, наш Спаситель говорил: «Шедше
убо научите вся языки, крестяще их во имя
Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28; 19).
Именно так и поступали апостолы: сначала
проповедовали, потом крестили. В Священных книгах Нового Завета неоднократно
встречаются примеры такого научения перед
Крещением. Таким образом, каждый человек,
принимающий Крещение, должен понять и
принять учение Церкви.
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся
2-5 февраля 2013 года, утверждает документ,
принятый Священным Синодом 27 декабря
2011 года (журнал № 152). В этом документе
сказано: «Практика духовного назидания,
восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе
канонических постановлениях Вселенских и
Поместных Соборов и в творениях святых
отцов: 46 правило Лаодикийского Собора
постановляет: «Крещаемым должно изучати
веру». 78 правило VI Вселенского Собора
подтверждает это постановление и придает
ему общецерковный характер: «Готовящимся
ко Крещению надлежит обучатися вере».
47 правило Лаодикийского Собора говорит
о необходимости катехизации тех, кто не
был научен вере до Крещения: «В болезни
приявшим Крещение, и потом получившим
здравие, подобает изучати веру и познавати,
яко божественнаго дара сподобилися». 7
правило II Вселенского Собора предписывает
также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков»,
определяя при этом и образ их оглашения: «и
заставляем пребывати в церкви, и слушати
Писания, и тогда уже крещаем их». О том же
говорил и святитель Василий Великий: «Вера
и крещение – суть два способа спасения,
между собою сродные и нераздельные. Ибо
вера совершается крещением, а крещение
основополагается верою» («О Святом Духе»,
глава 12).
Каждому крещаемому Православная
Церковь с древних времен предлагала провести долгий период жизни, связанный с
внимательным изучением христианской веры,
называемый оглашением или катехизацией.
В Византийской и Российской империях, где
большинство граждан были православными,
а крещение совершалось в младенчестве,
эта практика древней Церкви во многом
забылась. Оглашение практически не проводилось после десятилетий безбожия для
миллионов россиян, которые в 1990-х годах
вновь обратились к вере своих предков и
сознательно выбрали Православие. Представители Православной Церкви тогда не имели
возможности проводить квалифицированные
беседы перед крещением. В XXI веке ситуация стала меняться. Патриарх Алексий II и
нынешний Предстоятель Церкви Патриарх
Кирилл неоднократно подчеркивали необходимость оглашения для каждого принимающего
Крещение. Правящие епархиальные архиереи
в своих посланиях также неоднократно останавливались на необходимости вдумчивой
работы с теми, кто готовится к Таинству
Крещения. Синодальный отдел религиозного
образования и катехизации уточнил содержание огласительных бесед.
Заметим, что на основании вышеизложенного документа «Оглашение – это совокупность бесед и наставлений готовящимся
принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7
лет, желающие принять Таинство Крещения.
Недопустимо совершение Таинства Крещения
над взрослыми людьми, которые, не зная
основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве. Необходимыми условиями
для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние
(Деян. 2:38) желающих креститься. После
этого был принят ряд важнейших документов,
регламентирующих подготовку катехизаторов,
учебные программы и пособия для проведения огласительных бесед. Но не секрет: на
местах до сих пор не удается организовать
полноценное оглашение, состоящее из десятков бесед, растянутых на многие месяцы.
Это принято объяснять тем, что духовенство
имеет устоявшуюся традицию крестить без
оглашения, а приходящие креститься не
желают «тратить время» на получение необходимых знаний. Однако есть храмы, где
полноценное оглашение ведется уже много
лет. В помощь начинающим православным
катехизаторам мы подготовили цикл бесед.
В этих статьях читатели, желающие принять
Таинство Святого Крещения, или катехизаторы, проводящие огласительные беседы перед
этим Таинством, смогут почерпнуть краткие
и систематизированные сведения о том, что
обязательно должны знать будущие члены
Церкви Христовой.
Что такое Символ Веры?
Как известно, Никео-Цареградский Символ Веры – «есть учение о том, во что
должны веровать христиане, изложенное в
кратких, но точных словах» (митр. Филарет
(Дроздов). Он был составлен на первом (325
год н.э.) и втором (381) Вселенских Соборах
Православной Церкви. В четвертом веке
Церковь получила право на легальное существование, связанное с жизнью и трудами
первого христианского императора Константина Великого (272-337). Именно он эдиктом
о веротерпимости 313 года даровал Церкви
право свободно исповедовать свою веру наряду с другими верами Римской империи.
Так завершилось физическое истребление
Церкви, начатое при императоре Нероне в
63-м году и продолжавшееся три века. Но
враг рода человеческого приготовил христианам другую, не менее страшную опасность –
разрушение самой христианской веры внутри
церкви ересями Ария и Македония. Прежде
ереси возникали локально, теперь же, в четвертом веке, они распространились по всей
империи, и Константин, а затем Феодосий
Великий созвали первый и второй вселенские
соборы. Об этом подробнее будет рассказано
при изложении второго и восьмого членов
Символа Веры, самых больших по объему.
Каждый православный христианин должен
знать наизусть Символ Веры. А тем более
взрослый, принимающий Крещение. Этот
Символ имеет огромное значение в жизни
православного. Не зря именно с этих слов
в утреннем молитвенном правиле начинает
свой день верующий человек. Символ Веры
поется на каждой Божественной литургии
всеми молящимися в храме. Отметим, что
эту молитву народ Божий поет вместе с
дьяконом. Дьякон в Древней Церкви как раз
и исполнял обязанности катехизатора. Перед
пением Символа Веры диакон возглашает
«Возлюбим друг друга, да единомыслием
исповемы». Это значит, христианское братолюбие зиждется на христианском единомышленном исповедании веры.
О содержании Символа Веры писало
немало отцов Церкви. Среди древнейших
источников – творение святителя Григория
Нисского «Большое огласительное слово»
(395), богословские сочинения трех великих
святителей Василия Великого (379), Григория
Богослова (389), Иоанна Златоустого (407),
«Огласительные беседы и тайноводственные»
святителя Кирилла Иерусалимского (347),
«Точное изложение православной веры»
преподобного Иоанна Дамаскина (середина
VIII века). В наших беседах мы будем использовать символические книги Русской Православной Церкви – «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви
Восточной» митрополита Петра (Могилы)
(1596-1646) и «Пространный Православный
Катeхизис Православной Кафолической
Восточной Церкви» митрополита Филарета
(Дроздова) (1783-1867), курсы догматического
богословия митрополита Московского Макария (Булгакова) (1816-1882), протоиерея Николая Малиновского (1861-1917), протопресвитера Михаила Помазанского (1888-1988).
Из наследия православных богословов XX
века воспользуемся трудами митрополитов
Антония (Блума), Вениамина (Федченкова),
архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), протоиерея Иоанна Мейендорфа, Александра
Шмемана, архимандрита Бориса (Холчева),
Владимира Николаевича Лосского, епископа
Петра (Л'Юилье), протоиерея Олега Давыденкова, епископа Александра (Милеанта) и
некоторых других.
Первый член Символа Веры
«Верую1 во единого2 Бога3 Отца4 Вседержителя5, Творца6 небу7 и земли8, видимым9
же всем и невидимым10».
Верхними индексами в этом члене Символа Веры обозначаются слова, истолкование
которых существенно необходимо при изложении основ православного вероучения. Постепенно рассмотрим каждый из двенадцати
членов этой молитвы.
Первый член Символа Веры, несмотря на
краткость, содержит в себе существеннейшие
положения христианской веры, или догматы,
изучение которых в духовных учебных заведениях занимает несколько лет. Всего
десять слов, которые мы будем разбирать
по порядку, заключают в себе такую глубину
смысла, что отцы Церкви уже на протяжении
многих веков возвращаются к ним и не исчерпали всей глубины содержания.
1. «Верую»
Хотя Символ Веры поется во время
Божественной литургии всею Церковью, и
во время крещения в древних чинопоследованиях все крещаемые произносили его
12 раз, следует особое внимание обратить
на единственное число слова «Верую». Это
значит, что вера должна быть принята каждым человеком лично, добровольно, должна
быть пропущена через ум и сердце православного христианина (В.Н. Лосский, еп.
Петр (Л'Юилье).
В «Толковании на Символ Веры»
В.Н. Лосский
пишет, что «вера – это не
психологическое состояние, а онтологическая
связь с Богом», то есть связь по существу.
«Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы держимся православной
веры, и притом с такой искренностью и
твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы,
ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в Истинного
Бога и в Господа нашего Иисуса Христа»
(митрополит Филарет (Дроздов)). Священное
Писание о вере пишет во многих словах, но
святитель Кирилл Иерусалимский замечает,
что эти мысли рассеяны по всему тексту
Библии. Чтобы правильно их понять, нужно
иметь цельное и здравое учение христианской веры («Поучения огласительные и
тайноводственные»).
По слову апостола Павла, «А без веры
угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть,
и ищущим Его воздает» (Евр. 11,6). Христос
говорит: «Итак всякого, кто исповедает Меня
пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от
Меня пред людьми, отрекусь от того и Я
пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10,32).
Велико значение христианской веры для
принимающих крещение. Это тот фундамент,
на котором зиждется вся христианская
жизнь. А если этот фундамент разрушается,
то вся христианская жизнь разрушается вместе с нею (Матфея 7; 24-27. Матфея 7; 24-27,
притча о доме, созданном на песке). Каждый
взрослый крещаемый и ребенок – устами
своих крестных – исповедует Символ Веры
перед Крещением. И он будет сопровождать
его всю его христианскую жизнь от духовного
рождения, купели крещения, до встречи с Богом, потому что вера упразднится видением:
когда мы встанем пред лицом Божьим после
смерти и на всеобщем Страшном Суде, не
останется ни одного атеиста и ни одного
инаковерующего, ибо мы увидим Бога в
той мере, в которой способно человеческое
существо.
Святитель Феофан Затворник о действии
христианской веры пишет: «Полное правило
веры нашей начинается знанием, проходит
чрез чувство и завершается жизнию, овладевая чрез это всеми силами существа нашего и укореняясь в основах его. И елицы
правилом сим жительствуют, мир на них и
милость (Гал. 6:16). В них совершается то,
что Господь сказал о доме, построенном на
камени. Такого и не пробуй сбить какими-либо умствованиями: что удары песчинок
о твердую стену, то все эти недоумения
и сомнения для души верующей... станет
ли слушать пусторечия модной учености,
восстающей на Господа и на Христа, или
колебаться от совопросничества тот, кто
испытал силу веры?» (Созерцание и Размышление. «Домашняя беседа», 1872, вып.
21, с. 518-520).
Упорно неверующему человеку мы не
можем доказать истин нашей веры никакими
средствами – ни наукой, ни логикой, ни даже
чудесами. Всякий сомневающийся может подвергнуть любой наш аргумент, и даже чудо,
едкой, язвительной критике. Эти же контраргументы возникают в каждой христианской
душе действием духов злобы, откуда мы можем сделать вывод об общем инфернальном
их источнике неверия в человечестве. Но
мы должны отражать их горячей молитвой к
Богу. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Всуе ты трудишься во мне,
падший архистратиг. Я раб Господа моего
Иисуса Христа. Ты, вознесенная гордыня,
унижаешь себя, так усиленно борясь со
мною слабым» – так мысленно говори злому
духу, лежащему тяжким бременем на сердце
твоем и нудящему тебя ко злу разного рода.
Гордому духу как бич огненный эти слова,
и он, посрамленный твоею твердостью и
мудростью духовною, убежит от тебя» (Моя
жизнь во Христе, Т.1 ,§ 45).
2. «Во Единого»
В то время, когда были написаны слова
Символа Веры, население Римской империи
приблизительно на десять процентов состояло из христиан, остальные были язычниками. Они легко принимали Христа как Бога,
но как одного из многих. Именно против
них и обращено это слово первого члена
Символа Веры. Веровать во многих Богов
человечество начало после грехопадения
(Рим.1 глава). В духовном значении многобожие есть уклонение человеческого ума от
Божественной простоты ко множественным
вещам этого мира и их обожествление (святитель Афанасий Великий, «Слово против
язычников»).
Опровержение многобожия может
быть как деятельным (как у мучеников,
сокрушавших идолов со словами «Почему
же ваши боги не могли себя защитить?»
и принимавших мученическую кончину от
разъяренных язычников), так и теоретическим (как учителей Церкви, писавших против
заблуждений язычников). В частности, преподобный Иоанн Дамаскин в первой книге
«Точного изложения православной веры» (кн.
1, гл. 5) приводил «Доказательство о том,
что един Бог, а не многие». Каковы же его
аргументы? Они не утратили актуальности
в наше время, когда все больше появляется неоязычников или «родноверов» – в
российском варианте. Во-первых, надо разобраться с определением, кто такой Бог. Если
Он существо абсолютное, то Он абсолютен
по всем своим атрибутам – существенным
свойствам. Если он вездесущий, то места
для второго, третьего и т.д. богов просто
не останется. Если же каждый из них занимает свое место, какой же он Бог, если
он не вездесущий? Так рассуждая, скажем
о вечности, всемогуществе, неизменности
Бога. Для иных богов не будет ни времени,
ни силы, ни совершенства. Если же они
все вездесущие, совершенные, всемогущие,
вечные, где же различие? Значит, речь идет
об одном Боге, а не многих, – заключает
преподобный Иоанн.
(Продолжение следует)
Диакон Димитрий Майоров,
кандидат богословия,
преподаватель Тюменского
православного духовного училища
|