ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Объяснение Божественной литургии. Часть 1

Таинство Евхаристии (Благодарения), называемое также Причастие, занимает центральное место в жизни христианина, потому что оно соединяет человека с Богом – источником жизни вечной. В Церкви Евхаристия совершается во время богослужения, называемого Божественная литургия. Это великое Таинство установлено Самим Иисусом Христом на Тайной вечери и заповедано совершаться в Его воспоминание.

Целью нашей жизни является духовное преображение и обновление. Оно осуществляется не только нашими усилиями, но в особенности нашим таинственным соединением с Богочеловеком Иисусом Христом.

Таинство, в котором это соединение осуществляется и которое именуется Причастием. Приступающий к Евхаристии должен достойно приготовиться. Необходимо присутствовать на вечернем богослужении, исповедоваться у священника, прочитать правило ко Святому Причащению. Необходимо держать пост перед Причащением и накануне после полуночи ничего не есть и не пить. Литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Перед началом проскомидии священнослужители у царских врат совершают входные молитвы, прося Бога укрепить их во время этой службы.

Священник совершает Литургию во всех священных облачениях – символ облечения его божественной благодатью. Божественная литургия начинается чтением часов молитвословий, называемых «часы». Во время чтения третьего и шестого часа священником совершается первая часть Литургии – проскомидия – приготовление Честных Даров для Евхаристии. В это же время читаются записки о здравии живых и упокоении усопших. Во время чтения третьего и шестого часа вспоминаются события последних дней земной жизни Спасителя. Чтение псалмов во время третьего часа посвящены тому событию, во время которого Спаситель наш, Пилатом судимый и связанный у мраморного столба, принял бесчисленные поругания, заушения и был увенчан терновым венцом, чтобы нас освободить от мучительства дьявола. К событиям, которые вспоминаются во время чтения третьего часа, относится и сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, которыми Господь просветил своих учеников к проповеди Евангелия.

Во время шестого часа мы благоговейно в умилении сердца прилежно размышляем, как Господь нес Крест Свой на Голгофу и был распят на нем среди двух разбойников, как воины разделили Его ризы, а мимоходящие ругали Его, и была тьма по всей земле.

После проскомидии совершается каждение, начиная от престола и к нему возвращаясь, после каждения алтаря и всего храма. Это знамение того, что начало и конец всех благ есть Бог, пребывающий на престоле.

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных. В ее состав входят молитвословия, священнодействия песнопения и поучения, имеющие учительный, огласительный характер.

Литургия начинается возгласом священника: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Предстоятель провозглашает присутствие Бога в Троице славимого в Его Царстве в Церкви – на земле. Мы благоговейно осеняем себя крестным знамением во имя Святой и Животворящей и Нераздельной Троицы. Диакон возглашает мирную ектению, призывая верующих в мире с совестью, с Богом и с ближними совершать молитву в мирном устроении своего духа.

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О Свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всегомира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, и о Господине нашем, Высокопреосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: преосвященнейшем епископе имярек), честнем пресвитерстве, вo Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. О граде сем (или о веси сей), всяком граде, странеи верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохранинас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себеи друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко подобает Тебе всякая слава честь и поклонение, Отцуи Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Хор поет первый антифон («антифон» – с греческого «попеременно», так как при наличии нескольких хоров положено петь по очереди каждый стих):

Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя мояИмя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже в век враждует. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа, вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благословен еси, Господи.

Диакон говорит малую ектению: Паки и паки, миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Влады чицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Второй антифон: Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего. Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них. Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Хор поет песнь Господу Иисусу Христу:

Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Малая ектения (см. выше). Отверзаются Царские врата (центральные двери в алтаре), совершается малый вход с Евангелием. В это время хор поет третий антифон – евангельские заповеди блаженств:

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Первый антифон – 102-й псалом, призывает верующих к сердечному, внутреннему прославлению Бога по слову апостола Павла о том, что сердцем веруем в правду, а устами исповедуем Бога во спасение. Об этом же поется и во втором антифоне, который призывает верующих исповедовать Бога устами, для спасения своей души.

Песнопение «Единородный Сыне», исполняемое после второго антифона, напоминает нам о Господнем воплощении. Слово – Второе Лицо Святой Троицы – становится человеком и обитает с нами в Царстве Божием – в святой Церкви.

Малые ектении «Паки и паки...» (Снова и снова в мире Господу помолимся) призывают внимать тому, что происходит за Литургией. Иисус Христос обещал: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

И еще: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне». Ектения заканчивается выражением Божией любви – ко всему человеческому роду: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.16). Мы прославляем Святую Троицу: «Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу».

Во время пения третьего антифона – Заповедей Блаженств – совершается малый вход с Евангелием, что символизирует выход Христа Спасителя на проповедь Своего Божественного учения, возвещенного в Нагорной проповеди, в притчах о Царствии Божием, в явлении силы Божией (знамений и чудес, исцеление болящих и изгнание бесов). В это время священник молится: «Владыко Господи, Боже наш, установивший на Небесах чины и воинства Ангелов и Архангелов… соделай наш вход – входом Святых Ангелов, которые бы сослужили вместе с нами и славословили Твою благость».

Две тысячи лет назад мир услышал Благую Весть, а теперь мы слышим ее в очередной раз. Подобно тому, как Христос вошел в мир, возвещая спасение, священник покидает святилище и выходит с процессией на середину храма, произнося «Премудрость! Прости!» Эти слова обозначают: «Станем прямо!» Чтобы услышать Христа и прикоснуться к Нему, люди приходили со всех концов земли. Сейчас на Литургии нас просят прийти и сделать то же самое – прийти, чтобы услышать Иисуса Христа, прикоснуться к Нему и получить исцеление. Христос вошел в мир, и во время Литургии мы находимся в Его присутствии, слышим Его через слова апостолов и пророков.

Свещеносец со свечой знаменует свет Новозаветной благодати. Евангелие, которое несет диакон, означает Христа Спасителя, священники – святых апостолов. Диакон делает Евангелием знак Креста и входит в алтарь, это означает, что через крестные страдания Спасителя открывается вход верующим в Царствие Небесное. Все духовенство входит в алтарь. При архиерейском служении совершается каждение алтаря, иконостаса и народа.

На вседневных и великих праздничных службах поются другие три антифона с особыми припевами, в которых прославляется сначала Божия Матерь, потом святые, пророки, апостолы, мученики, и, наконец, в третьем антифоне – Сам Сын Божий, Дивный в Своем Промысле и в Своих святых.

Поются тропари праздника – это группа песнопений отражает священные события в жизни Господа, Богородицы и святых, воспоминаемых в этот день. Хор поет Трисвятую песнь: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас, во время которой духовенство переходит на горнее место, что означает совершение спасения всего рода человеческого Христом Спасителем, Его Воскресение и Восшествие в Горнее Царствие к Небесному Отцу.

Чтец у Горнего места берет благословение у священника на чтение Апостола и идет в среду народа, как бы к народам всего мира сеять слова Христа в сердца людей – это символизирует проповедь учеников Спасителя, святых апостолов. Во время чтения Апостола совершается каждение – оно указывает на то, что Апостольская проповедь приуготовляет сердца людей к принятию Слова Божия, облагоухая благодатию Святого Духа. После чтения Апостола поется «Аллилуия» – Ангельская песнь, что в переводе означает «хвалите Сущего». Здесь мы соединяемся с небесной Литургией, когда происходит непосредственное явление Бога и силы Его, мы же восхваляем Его в эти особенно торжественные моменты.

Читается Евангелие – это Сам Господь говорит нам Свое Божественное учение. Нам нужно внимать Благой Вести и опасаться, чтобы какая-либо страсть, гнездящаяся в сердце, не ожесточила нас, и нам не поступить подобно Иуде, который предал Христа. Не впустить в сердце сомнения подобно Фоме и не отречься от Христа по причине самомнения и превозношения, как Петр. Каждый из нас должен принять Благую Весть в свое сердце и покаяться. И, несомненно, Христос не оставит нас.

Святая Церковь, приобщив молящихся к божественной мудрости через слышание Слова Божия, побуждает их далее к особому молитвенному прошению о себе и о людях, живущих в мире, подверженных житейским попечениям и находящихся в пороках, которые лишены возможности слышать Слово Божие, также о почивших, которые нуждаются в молитвенной помощи и о готовящихся принять возрождение в новую жизнь со Христом через Крещение. Обо всем этом диакон призывает молиться в следующих за чтением Евангелия ектениях.

(Продолжение следует)

Архимандрит Зосима (Горшунов),
г. Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.