В чем состоит счастье и блаженство человека? В соединении с Богом и исполнении Его заповедей.
Что является злом, что разъединило однажды и продолжает разъединять человека с Богом? Грех.
По мнению Святой Православной Церкви, руководимой Святым Духом и имеющей вдохновленных и
просвещенных тем же Святым Духом учителей, грех является злом в собственном и единственном
смысле. Бедствия же, постигающие нас, – не что иное, как средства или удерживающие нас от греха,
или приводящие к смирению и покаянию.
Значение слова «покаяние» выше простого человеческого понимания и представления. Недаром Покаяние является Таинством
Церкви. Покаяние – это не просто перечисление своих грехов на исповеди. Это духовное расположение, объемлющее всего человека и всю его деятельность. Это полное изменение и просветление сознания, духовное,
а порой и вещественное, преображение всей
жизни. По мнению большинства святых отцов, покаянное чувство должно сопровождать
человека всю жизнь. Плач в сердце о своих грехах должен носить каждый христианин как условие удержания как от прошлых,
так и от будущих грехов и ошибок.
Кроме того, и это очень важно, покаяние ни в коем случае нельзя путать с унынием. Уныние производит тоску и тяжесть в
душе, покаяние освобождает человека, делает его радостным. На лицах убеленных сединой старцев, всю жизнь проведших в покаянии, сияет неземная радость и блаженство,
которые даются истинно кающимся. Последний соединяется с Богом, Источником всякой радости и блаженства.
В скорби, а вместе с тем и с радостью,
вступает Православная Церковь в дни Великого поста. В скорби – потому что мы «согрешили и лишены славы Божией», в том, что
отвергли Своего Спасителя и своими грехами довели Его до Распятия и Смерти на Кресте. В радости – потому что Бог, а вместе с
ним и Церковь, радуется о покаянии грешника, и сам грешник испытывает от искреннего,
со слезами, раскаяния в своих грехах неизреченную радость. Великий пост – обновление
души, баня слезоумовения и пакибытия, очищающая наши души от скверны и черноты греха,
делающая душу легкой, светлой и радостной.
Отражением всех этих покаянных чувств
является Великий Покаянный канон, читаемый в первые дни Великого поста. Его автор, святитель Андрей Критский, оставил глубокий след в православном предании, как
великий святой и как богослов, и как замечательный песнописец и гимнограф.
Автор канона
О святителе Андрее Критском известно
сравнительно немного. Родился он около 660
года в Дамаске, потом жил в Палестине. В
течение первых семи лет жизни Андрей был
нем. Но однажды случилось чудо: причастившись Святых Христовых Таин, он заговорил.
После чудесного исцеления св. Андрей решил посвятить свою жизнь Богу. В четырнадцать лет он оставил мир и удалился в монастырь - в лавру святого Саввы. Затем св. Андрей оказался в Константинополе, где исполнял должность орфанотрофа, то есть надзирателя за сиротскими домами. На этой должности он прославился своей деятельной благотворительностью и милосердием. Около 712
года он стал епископом Крита. Житие сообщает, что именно благодаря его молитве остров
Крит был спасен от арабского нашествия. Отошел святитель ко Господу около 740 года. Память его совершается 4 июля.
Кроме Великого канона его перу принадлежит ряд проповедей на Господские и
Богородичные праздники и на другие случаи.
Для своего времени он явился выдающимся
и красноречивым проповедником. Но наибольшую известность он стяжал как гимнограф
– творец стихир и канонов. Однако Великий
канон принес святителю Андрею Критскому
наибольшую известность и потому был назван
его именем.
История канона
Существует мнение, что первоначально
Великий Покаянный канон существовал в виде
ряда тропарей без ирмосов и Богородичнов,
и лишь позднее Иосиф Песнописец оформил
его. Однако современные знания о палестинской гимнографии показывают, что эта точка
зрения неверна. Великий канон – изначально
целостное произведение, поздними являются
только тропари, посвященные самому Андрею
Критскому и Марии Египетской, все остальное принадлежит святому Андрею.
Самая ранняя рукопись,
в которой засвидетельствован Великий канон – Студийская Триодь середины
– второй половины IX века,
хранится в библиотеке
Академии наук в Санкт-Петербурге. В этой рукописи
канон присутствует на своем
первоначальном месте в
богослужении Великого поста – на утрени четверга 5-й
седмицы Великого поста (так
называемое Стояние Марии
Египетской). Лишь позднее
он появляется еще и на
повечерии первых четырех
дней 1-й седмицы.
Содержание канона
Весь канон Андрея Критского есть беседа с
собственной душой, призыв подняться из грязи
жизни, проснуться, начать жить чисто и свято:
“Душе моя, душе моя, восстани, что спиши!”
Господь пришел призвать не праведных, но
грешных к покаянию. Но сила и искренность
покаяния не связаны с глубиной духовного
падения. Напротив, сила покаяния, способность
видеть нечистоту на дне души и мужественно
извлекать ее на свет – есть признак высоты
духа, и это умение увеличивается с духовным
ростом человека. Многие великие святые
оставили нам наиболее сильные покаянные
молитвы, в чем мы убеждаемся, слушая молитвы перед причащением святителей Василия
Великого и Иоанна Златоустого.
Великий канон представляет собой доходящий до глубины души сердечный плач праведника о грехах. Начинается он с покаянного вопля: «Откуда начну плакати окаянного
моего жития деяний? кое ли положу начало…
нынешнему рыданию» (1-я Песнь Канона).
Творец канона оплакивает не только
себя, но и все согрешившее человечество,
вспоминая все его прегрешения – от грехопадения Адама до преступлений во времена,
предшествующие пришествию Христову. Восемь песен канона повествуют о временах
Ветхого Завета. Как собственные переживает он грехи праотцев: «Первозданнаго
Адама преступлением поревновав, познах
себе обнаженна от Бога…» (1-я Песнь). Сами
эти преступления являются прообразами
страстей, мучающих человека: «Вместо Евы
чувственныя мысленная ми бысть Ева, во
плоти страстный помысл» (Песнь 1); «Кому
уподобилася еси, многогрешная душе? токмо
первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми» (Песнь 2).
Вспоминая в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, святой
Андрей укоряет свою душу за леность и греховность и призывает ее к подражанию добродетели праведников: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся
безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5).
Канон наполнен обличениями грешником
самого себя, сущность которых выражена в
следующих словах канона: «Я представил
тебе, душа, Моисеево сказание о бытии
мира и начиная с этого все богодухновенное
писание, повествующее о
праведных и неправедных.
Из них ты, душа, подражала
последним, а не первым,
согрешая против Бога».
Грешник не должен думать, что он может до конца
жить во грехах безнаказанно.
Нет, ему грозит участь содомлян. «Как Господь наказал
некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила огонь геенский, в
котором будешь ты гореть»
(Песнь 2).
От этой участи спасает
раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник не
впадал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падания, ему предлагается утешение в следующих словах канона:
«Моисеева рука да уверит нас, душе, как
Бог может убелить и отчистить жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе,
хотя ты и поражена проказою» (Песнь 6).
Содержание канона глубоко христоцентрично. В каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу: «Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие,
Слове, животочная Твоя словеса» (Песнь 4).
Таким образом, в каноне св. Андрея
Критского всякому слушающему предстает
широкая историческая панорама человеческого греха и человеческой праведности,
отвержения Бога и Его принятия.
Великий канон святителя Андрея, безусловно, основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются
цитаты из святителя Мелитона Сардийского,
святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника.
Все содержание Покаянного канона св. Андрея Критского является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния,
уязвления сердца, мучительного совлечения с
себя ветхого, мертвого человека и облечения в
нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа.
Обширность канона
Заслуживая по своему содержанию, высоте мысли, яркости и образности выражений название великого произведения, канон
св. Андрея является великим и по своему
объему. Недаром Церковь, щадя силы верующих, разделила чтение канона на 4 части,
каждая из которых читается в отдельный
день с понедельника по четверг 1-й седмицы
Великого поста. Каждая из частей больше
любого другого канона, поемого Церковью,
по крайней мере в 1,5 раза. Всего в каноне 250 тропарей, 40 из которых добавлены
позже и посвящены св. Андрею Критскому и
прп. Марии Египетской. Общее время чтения
Канона составляет около 2,5 часа.
Великий Покаянный канон как художественное произведение
Великий канон св. архиепископа Андрея
Критского является не только богословским
и мистическим трактатом, но и величайшим
художественным произведением.
Преосвященный Филарет Черниговский в
своем большом труде «Историческое учение
об отцах Церкви» говорит, что, хотя этот
канон написан не стихами, а прозой, по тону
своему он является «самым высоким произведением поэзии». В тропарях канона, по
преосвященному Филарету, «много… чувства
живого, глубокого, святого, так много образов, и образов, не мечтанием созерцаемых,
а мыслию верною».
Святая Церковь, стараясь передать важность и величие канона св. Андрея Критского, запечатлела его звучание в произведениях великих композиторов как прежних веков,
так и авторов последних времен.
Величайшим достижением церковной гимнографии являются ирмосы Великого канона, сохранившие, несмотря на музыкальную
композиторскую обработку, свой собственный колорит, передающий нам традиции византийского духовного пения.
Авторами современных мелодий ирмосов
канона являются такие известные композиторы, как Д.С. Бортнянский, И.Н. Гончаров,
Б.М. Феоктистов, А.А. Архангельский, П.И.
Турчанинов, архиепископ Ионафан (Елецких),
архимандрит Матфей (Мормыль), иеромонах
Нафанаил (Бочкало) и другие композиторы.
Все они старались сохранить уникальность
древних певческих традиций.
Более полно и неизменно сохранились
ирмосы Великого канона в разных монастырских напевах – киевском, греческом, сербском и других.
Достаточно хотя бы один раз послушать пение Великого канона в исполнении
какого-либо известного монастырского хора,
как душа тотчас погружается в созерцание
величия и красоты православного богослужения, сокрушение о своих грехах и благоговение перед величием и благостью Бога,
созерцание глубины нашего грехопадения и
надежды спасения во Христе.
Но сильнее всего переживается Великикй
канон в православном храме, во время богослужения. Благоухание ладана и свечей, тихое
и покаянное пение канона, необычное затягивание припева Канона: «Помилуй мя Боже,
поми-илуй мя», полумрак и темные облачения
священников, стоящих вместе с мирянами с
зажженными свечами, – все это приводит душу
в сокрушение и обращение внутрь себя, располагает к видению собственных согрешений.
«Душа (всякого) человека по природе
христианка» – это изречение нигде лучше
не подтверждается, чем в православном храме. Придите в Великий пост в православный
храм – и вам незачем будет обращаться к
другим религиям и учениям. Здесь наш духовный дом, здесь наши отцы, сестры и братья, здесь начало и конец пути всякого благочестивого человека.
Сергей Махонин, г. Тюмень,
По материалам интернет-сайтов
|