О как верно называют священные песнопения пост матерью целомудрия, т.е.
христианской добродетелью, духовной и телесной чистотой, непорочностью душевною.
Целомудренный имеет неиспорченность и чистоту помыслов и поступков, которая не повреждается и
внешними факторами.
«Прииде пост – мати целомудрия»
О как верно называют священные песнопения пост матерью целомудрия, т.е. христианской добродетелью, духовной и телесной чистотой, непорочностью душевною. Целомудренный имеет неиспорченность и чистоту помыслов и поступков, которая не повреждается и
внешними факторами. Но современный человек живет, погружаясь в непрестанную суету,
в его жизни занимают большое место если
не постоянные земные удовольствия и увеселения то, по крайней мере, дела житейские,
всегда сопряженные с рассеянием и хлопотами. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
пишет: «Ты читаешь романы, журналы, газеты – и в них прочитываешь немало пустых
речей. С Богом ты бываешь в это время или
нет? Конечно, не с Богом, ибо Бог не бывает в суете земной; значит, ты против Бога, а
это грех. Собираешь ли ты благодать Божию,
читая (или слушая) пустое разглагольствование? Нет, а расточаешь благодать, которую ты
приобрел, если только приобрел, в молитве, в
богомыслии или в чтении слова Божия и книг
душеспасительных, или в благочестивой беседе, или в добрых делах. А это грех». Вот поэтому в людских душах имеющих стремление
к пустому и бесполезному в бестолковой беготне за тленным рождаются такие стихи:
Когда изрядно пострадаешь
И жизнь почти что прожита,
То без сомнений понимаешь,
Что все – пустая суета.
Однако в юности сомненье
Не появлялось и слегка,
Вело к успехам вдохновенье,
Душа стремилась в облака.
Доволен или нет судьбою,
Теперь минувшее вдали,
Все оказалось суетою,
Нет счастья в дружбе и любви.
Наивность юного желанья
Не станет явью никогда.
К чему порывы и страданья?
Все в жизни – только суета.
Суета рождает в сознании человека забвение о своем истинном предназначении в
этом мире, люди могут забыть не только об
обязанностях христианских, но даже об обязанностях семейных. Апостол Павел пишет о
пагубности суеты: «Но как они, познав Бога,
не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих,
и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1; 21-22).
Вот поэтому, чтобы человек оставался человеком, ему с первых дней жизни было заповедано воздержание, т.е. пост. Бог установил
его еще в раю, для наших прародителей Адама и Евы, дав им повеление вкушать со всех
древ плоды, кроме плодов древа познания добра и зла. Ветхозаветные праведники постились; Сам Спаситель постился в пустыне и его
ученики апостолы тоже.
Движущей силою зла, т.е. греха, является
лжеименный разум, который есть образ мыслей и суждений. Сперва в него входит помысел, а потом внимание. Именно он влечет волю
человека и его чувства на совершение греха.
Он считает себя правителем мира, он предоставляет свободу грешить и поэтому отвергает Промысел Божий, если не всегда словами,
то всегда самым делом. Святые отцы говорят, что: «разум есть владычественное начало души, царь и владыка человеческого естества. Он призван господствовать над остальными частями души и всем естеством, подчиняясь при этом Царю всего тварного бытия – Богу». Именно к уму святые отцы прежде всего относят образ Божий в человеке. И
особенно ум уже начинает поститься на воскресных богослужениях, начиная с предуготовительной недели Мытаря и Фарисея до самого трепетного дня в году, торжества из торжеств – Пасхи. Воскресение Христово – самый
большой праздник христианского мира, знаменующий победу над смертью и грехами всего человечества: переход от смерти – к жизни и от земли – к небу, открытие для людей
пути возвращения от рабства – к сыновству.
И вот поэтому, чтобы понять, почувствовать этот праздник, необходимо отвлечься по
возможности от житейского, дать духу, душе, хотя бы в
какой-то мере освободиться от давления плоти. К этому
духовному торжеству необходимо подготовиться. И такой подготовкой становиться
пост – время воздержания в
пище и иных сторонах жизни, время покаянного очищения себя. Благодаря посту тело смиряется и в воспрянувшей душе высвобождаются силы для общения с Богом. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже, наоборот, может быть и духовно вредным, если человек,
воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания
того, что он поститься. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от
страстей и пороков, искоренением злых дел,
прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных
и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. И, конечно, связующим звеном с Богом
является молитва. Молитва, по словам преподобного Иоанна Лествичника: «есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез,
умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение брани лукавого, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие,
бесконечное делание, источник добродетелей,
виновница дарований, невидимое преуспеяние,
пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали,
богатство монахов, сокровище безмолвников,
укрощение гнева».
Молитва – это пища для души. Она необходима для нее так же, как воздух и пища
для тела. Именно ее дал нам Христос, сказав:
«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк.14;
38). Господь предостерегает нас от искушения и
средство дает – это молитву. Искушение следует понимать как стечение обстоятельств, при котором есть
близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий
грех. Через все Священное Писание Нового Завета проходит заповедь непрестанной молитвы. «Непрестанно молитесь» (1 Фесс.
5; 17). «Всякой молитвой
и прошением молитесь во
всякое время духом» (Еф.6; 18), говорит нам апостол
Павел. Истинная христианская молитва – не обязанность, а свидетельство христианина о своей приверженности Богу, выражение его духовной общности с Господом.
Бытовая жизнь наших предков исторически
с давних времен свидетельствовала об этом.
Все говели в Великий пост: бояре и князья,
дети и воины. Все стремились в эти дни в
храм, никто никого не задерживал на работах, в воскресные дни рынки пустовали. Так
осознавал себя русский человек.
Вот поэтому Великий пост – это время
духовного возрастания, покаяния и молитвы, путь возвращения падшего Адама в потерянный рай.
Иерей Олег Захаров,
г. Заводоуковск
|