К концу XIX в. Россия была покрыта храмами, а храмы покрыты золотом. И было 350 тыс. священников, полмиллиона монахов, 1100
монастырей (мы даже не можем себе представить такие цифры!), 50 тыс. православных храмов, 50 семинарий. Это же сколько было
профессоров! А сколько библиотек? А сколько в каждом храме икон?! Облачений, сосудов…
Буквально в течение нескольких лет
всего этого не стало. В угоду политике понесены были неисчислимые утраты великого
множества памятников истории и культуры,
бесчисленные и невосполнимые людские
утраты. Нигде в мире не было предпринято
таких радикальных попыток построить человеческое счастье без Бога.
Храмы, украшавшие
Тавдинскую землю
Нынешняя территория Нижнетавдинского
района включала в себя до 1923 г. пять волостей: Антроповскую, Велижанскую, Еланскую,
Понизовскую, Тавдинскую. Конечно же, каждый
волостной центр имел свой приходской храм, а
на территории волости в селах и деревнях имелись церквушки, молитвенные дома, часовни.
Какие же православные святыни можно
было лицезреть на земле Тавдинской 100
лет назад? Итак, храмы. Их было восемь:
Слободо-Тавдинский «Святой Троицы», села
Велижанского «Вознесения Господня», села
Антроповского «свт. Николая Чудотворца»,
села Ереминского «Воздвижения Креста
Господня», села Еланского «Никольско-Богоявленский», пос. Красноярский «прп.
Александра Ошевенского», пос. Понизовский
«св. ап. Иоанна Богослова», пос. Сартово
«Покрова Божией Матери».
В Антроповской волости процветала
монашеская община «Урал» с часовней и
молитвенным домом, с двумя двухэтажными
и двумя одноэтажными домами. Часовни и
молитвенные дома имелись в селах, поселках
и деревнях: Андрюшиной, Летней, Бугры, Крысовой, Тандашковой, Носыревой, Девятковой,
Турнаевой, Трошковой, Бухтале, Чугунаевой,
Антипиной, Карачино, Осиновке, Миасской,
Заморозковой, Паченки, п. Петропавловском,
с. Троицкого, Иске-Чебаковой, Курьянской,
Маслянской, Березовой, Соколовской и других.
Подробнее остановимся на некоторых
исторических событиях, связанных с нижнетавдинским храмом во имя Святой Троицы.
1907 год, 24 мая. Для слободы Тавдинской день этот был днем великого торжества: совершено освящение нового каменного храма во имя Святой Живоначальной
Троицы (не путать с событием 2007 года!).
Церковь иллюминирована как снаружи, так и
внутри. Всенощное бдение было совершено
отцом настоятелем Григорием Погореловым
в сослужении отца благочинного Василия
Виноградова и священников: с. Ярковского
– Николая Остроумова, с. Плехановского
– Александра Киановского, с. Еланского –
Николая Греченина, с диаконом с. Плехановского Георгием Вергуновым.
Пел хор псаломщиков и любителей пения.
Казалось, и природа радовалась совершаемому торжеству. Солнце рано утром осветило
и пригрело слободу. Благодаря чудесной
погоде народу было много, более 7 тыс.
Паром через реку не успевал перевозить
народ заречных приходов: Еланского, Плехановского, Гилевского и Караульноярского.
Коней переплавляли прямо водой, экипажи
разбирали и укладывали в лодки, таким образом ускоряли переправу.
Благовест к Литургии начался в 8 часов
утра. Сначала был Крестный ход к старому
храму. Затем упомянутыми выше священнослужителями был совершен водосвятный молебен, а после началось освящение престола
нового храма. Несмотря на многочисленное
стечение народа, порядок был безукоризненный. Антиминс из старого храма переносил сам благочинный Василий Виноградов,
окроплял святой водой свящ. Киановский, а
каждение совершал свящ. Елистратов.
Расстояние между храмами составляло
около 300 сажень, и во время крестных ходов это пространство было занято сплошной
массой народа. А сколько людей было на
других улицах! Сколько оставалось в храме!
После освящения престола перед Литургией было сказано поучение настоятелем
Григорием Погореловым о значении храма, о
любви к нему и о том, что Церковь из века
в век будет открыто поминать благоустроителей и благотворителей храма, молясь об
их здравии телесном и спасении душевном.
Слово сказал и священник Киановский.
Он начал с краткой истории храма, рассказал о тех трудностях, какие пришлось испытать настоятелю, и о том, что много еще
предстоит трудов и забот в благоукрашении
храма, а посему приглашал слушателей к
пожертвованиям, причем не забыл поблагодарить всех, кто потрудился на созидании
«великолепного жилища Божия».
Отец благочинный произнес проповедь
о Божественной благодати, пребывающей
в храме.
Храм был воздвигнут по проекту известного тюменского архитектора Константина
Чакина, построен он за короткий срок – 2,5
года – трудами настоятеля. Отец Григорий
позаботился и о церковной утвари: заранее
приобрел подсвечники, паникадила, кадила,
роскошные лампады и пр. Чудесна была
живопись иконостаса; фон его – красный с
золотом, что замечательно гармонировало с
белой штукатуркой храма. Иконы иконостаса
и киотов – арочного типа, под стеклом. На
западной стене над входом устроены были
хоры. Алтарь – просторный и светлый. Снаружи храм тоже был выштукатурен и имел
несколько исполненных масляными красками
икон и надписей из псалмов и прокимнов.
По окончании Литургии отец Григорий
пригласил к себе все духовенство и благотворителей на чай и трапезу. Побеседовав
о прошедшем торжестве, собравшиеся попрощались с радушным батюшкой Григорием
Васильевичем и гостеприимной матушкой
Евдокией Никифоровной.
Из сонма новомучеников:
священник Григорий
Погорелов
Теперь расскажем о виновнике данного
торжества отце Григорие. Родился он в 1863 г.
в г. Богучар, Воронежской губернии, в крестьянской семье. Получив среднее образование
в уездном училище, служил некоторое время
учителем. В 1892 г. был рукоположен во диакона и в том же году – во священника. Хиротонии совершал Преосвященнейший Иустин
(Полянский), епископ Тобольский и Сибирский.
С 1893 г. отец Григорий служил священником в с. Покровском Тюменского уезда.
В 1896 году, в честь 51-й годовщины со
дня рождения Императора Александра III,
отец Григорий был награжден серебряной
медалью св. Александра Невского. В 1897
году епископом Тобольским Агафангелом
(Преображенским) отец Григорий определен
в слободу Тавдинскую Тюменского уезда к
церкви Святой Троицы, где служил настоятелем на протяжении 30 лет. В том же году
за труды по первой всеобщей переписи он
был награжден медалью на ленте из государственных цветов. В 1899 году за усердные
труды по преподаванию Закона Божиего
в министерских школах иерею Григорию
Преосвященнейшим Антонием (Каржавиным)
было преподано благословение Божие и
архипастырская сердечная благодарность.
В 1901 году он награжден набедренником.
Трудами и усердием отца настоятеля в
слободе Тавдинской за короткий срок – 2,5
года – взамен прежней деревянной была построена новая каменная церковь. 24 мая 1907
г. состоялось ее освящение. В том же году
отец Григорий Его Преосвященством епископом
Антонием (Каржавиным) награжден скуфьей.
Благодаря энергии и настойчивости отца
Григория в деревне Паченка Тавдинского прихода было построено здание Воскресной школы.
На протяжении ряда лет, с момента открытия
школы, о. Григорий получал благодарности от
епархиального начальства как наиболее потрудившийся в школьном деле пастырь. Так,
в 1907 г. Епархиальный училищный совет отметил, что в отчетном году воскресных школ в
епархии всего шесть: две в Тобольске, одна в
Тюмени, одна в Кургане, одна в Ялуторовске
и одна в д. Паченка Тавдинского прихода.
В 1909 г., в память 25-летия церковно-приходских школ, отец Григорий удостоен
права ношения серебряной медали на двойной Владимирской и Александровской ленте.
Отец Григорий Погорелов являлся активным членом Императорского Палестинского
общества. В 1910 г. им было прочитано 13
чтений о Святой Земле в храме и часовнях.
На чтениях побывали 1700 слушателей. В
следующем году количество чтений увеличилось до 18. Слушателей было уже 2337.
В 1910 г. отец Григорий был утвержден
членом благочиннического совета первого
благочиния Тюменского уезда.
27-28 января 1911 г. слободу Тавдинскую
посетил правящий архиерей Преосвященнейший Евсевий, епископ Тобольский и Сибирский. Владыка расспрашивал отца Григория
об инородцах. Из их беседы, подробности
которой описаны в Тобольских епархиальных
ведомостях №7 неоф. за 1912 г., видно, что
батюшка проявлял большой интерес в деле
миссионерства среди переселенцев – чувашей.
В 1913 г. отец Григорий Погорелов назначен духовником первого Тюменского
благочиния. В том же году в честь 300-летия
дома Романовых он удостоен права ношения
светло-бронзовой медали.
Ко дню рождения Его Императорского
Величества 6 мая 1914 г. за усердное несение пастырских обязанностей отец Григорий
награжден камилавкой.
С 1 по 30 июня 1916 года участвовал в
торжествах по случаю прославления свт. Иоанна, митрополита Тобольского. Возглавлял
торжества митрополит Московский Макарий
(Невский) в сослужении 12 архипастырей.
Дети батюшки Григория Погорелова
и матушки Евдокии Никифоровны были
церковнослужителями. Погорелов Роман
Григорьевич (1893 – 1942 гг.) в 1910 г. закончил Курганское духовное училище. Служил псаломщиком в Туринском и Тарском
уездах. Арестован как «враг народа»
8.08.1941 г. Осужден Тобольским
окружным судом 25.09.1941 г., расстрелян в Тобольске 12.01.1942 г.,
реабилитирован 13.12.1989 г.
Погорелов Павел Григорьевич
учился в 1914 г. в Тобольском духовном училище. Позже уехал в Москву.
Работал экономистом.
Погорелов Виктор Григорьевич учился в 1918/1919 уч.г. в Тобольском духовном училище. Позже уехал
в Новосибирск. Участник Великой
Отечественной войны.
В 1918 г. отец Григорий присоединился
к отступающей армии адмирала Колчака. В
сентябре того же года арестован и заключен
под стражу сначала в Тюменскую, затем в
Свердловскую тюрьму. В виду болезни через
2 месяца освобожден.
8 ноября 1919 г. благочинный тюменских
церквей Михаил Иноземцев перевел иерея
Григория в Крестовоздвиженский храм города
Тюмени, так как действующий настоятель отбыл
в город Тобольск. Свои пастырские обязанности в нем отец Григорий нес до мая 1920 года.
В 1921 году за отлично-усердную службу
Церкви Священный Синод наградил отца Григория наперсным крестом. Известно, что в 20-х
годах отец Григорий был возвращен на свой
приход в Нижнюю Тавду и был благочинным
4-го благочиния Тюменского викариатства.
В 1930 г. отец Григорий вновь арестован.
Обвинялся в контрреволюционной деятельности. Приговорен и находился в спецссылке
в с. Березово Остяко-Вогульского округа.
В сентябре 1932 г. он был освобожден из
ссылки и обосновался в с. Булашево Тобольского района. Там он «вновь вступил в
священники в связи с объявлением в печати
новой Конституции в октябре 1936 г.».
9 мая 1937 г. отец Григорий арестован
Тобольским РО НКВД как активный участник
«контрреволюционной повстанческой пораженческой организации церковников» по делу №:
2377. На допросах виновным себя не признал.
В чем же обвинялись в сфабрикованном
деле члены этой т.н. «контрреволюционной
организации»? Оказывается, члены ее проводили систематическую к/р агитацию в пользу
иностранных капиталистических государств,
высказывали недовольство Сов. властью,
восхваляли старый монархический строй и
говорили о его возврате, в к/р целях искажали
газетные сообщения о событиях в Испании,
желали и предсказывали победу мятежников
над Испанской республикой, распространяли
повстанческую агитацию, хранили и распространяли среди населения к/р литературу,
распространяли клеветнические слухи о голоде
и непосильном труде в колхозах, восхваляли
к/революционера Троцкого (этого-то палача
и гонителя церкви! – В.Я.) и участников его
к/р банды, дискредитировали вождей партии и
правительства, использовали в к/р целях новую
Советскую Конституцию, проводили нелегальные собрания (зашел в гости к церковному
старосте – В.Я.), вербовали новых верующих,
провоцируя их на открытие ранее закрытых
церквей, вели подготовку к предстоящей перевыборной кампании в органы власти на предмет продвижения своих кандидатур, писали и
распространяли среди верующих листовки (объявление о богослужении! – В.Я.), воодушевляли
их на борьбу с Советской властью и т.д.
23 августа 1937 г. «тройка» при Омском
УНКВД приговорила 23 священно- и церковнослужителя к высшей мере наказания. По
делу проходили: архиепископ Тобольский и
Тюменский Артемий (Ильинский), протоиерей
Василий Скосырев, священники Николай Русанов, Алексий Преображенский, Коронат Булатников, бывший профессор Санкт-Петербургской
духовной академии Иван Карабинов и другие.
Все они были расстреляны 30 августа 1937
г. в г. Тобольске. В их числе был и 74-летний
священник Григорий Васильевич Погорелов.
4 января 1958 г. отец Григорий реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Приблизительно в один год с мученическим убиением отца Григория было разрушено и его детище – храм Святой Троицы.
Оскудевшая духом Россия продолжала катиться в пропасть безверия и богоборчества.
Всесильное ГПУ мертвой петлей охватило
страну, проникало всюду, влезало в души
людей. Народ жил в тревожном ожидании: в
любой час в любой дом могли ворваться и
увести хозяина навсегда. Поэтому ни о каком активном противодействии разрушителям
святынь не могло быть и речи. Но, все-таки,
как по-разному люди относились к этому.
Вот как в стихах на разрушение Храма
Христа Спасителя в Москве в 1931 г. откликнулся потомок Сергея Аксакова – Николай Арнольд:
Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!
Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор!..
А вот всем известный пролетарский стихотворец Демьян Бедный (Придворов Ефим Алексеевич) писал на эту тему анекдоты, частушки,
стишки, изливая свой необузданный восторг:
От храма «Христа Спасителя» –
– фить! –
Нет и помину,
Исчез неизвестно куда!
Вот это темпы, да!
Поэту Бедному (во всех отношениях) достойную отповедь дал великий русский поэт
Сергей Есенин:
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером нимало.
Разбойник был, Иуда был.
Тебя лишь только не хватало.
Ты сгустки крови у Креста
Копнул ноздрей, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.
Незадолго до войны Русская Православная Церковь представляла собой картину
полного разорения. По всей России не насчитывалось и сотни действующих храмов.
А от 150 тысяч дореволюционных священнослужителей к 1941 г. осталось лишь 500
священников и всего 4 архиерея.
Началась Великая Отечественная война.
Глава Советского государства Иосиф Сталин
отказался от плана уничтожения Церкви.
Он вынужден был признать за ней право
на существование, хотя принципиальная
враждебность государства к религии при
этом оставалась. Трагедия XX в. дала нам
уникальный горестный опыт жизни без Бога.
Коммунистическая «сверхдержава» в итоге
развалилась в одночасье.
Несмотря на гонения и репрессии, православный народ России сохранил живую веру
и сегодня с надеждой и любовью восстанавливает порушенные святыни. В 2007 г., через 100 лет, в с. Нижняя Тавда на том же
месте вновь построен и освящен храм Святой Троицы. Снова возрождается церковноприходская жизнь во всем ее многообразии,
и люди, несмотря ни на что, возвращаются
к своим духовным истокам.
Литература:
1. Тобольские Епархиальные ведомости. –
1907 (№13). – С. 381.
2. Мирек А.М. Красный мираж. Палачи великой России. – М.:000 «ВАДИМ», 2008. – 544 с.
3. Язов В.А. История храма в честь Преподобного Александра Ошевенского поселка
Красный Яр. – Тобольская Духовная Семинария, 2004. – 122 с.
4. Язов В.А. Священник Григорий Васильевич Погорелов (1863 – 1937). Биография. – С.
Нижняя Тавда, 2013 г. – Архив храма Святой
Троицы.
5. Архив РУФСБ России по Тюменской
обл. Фонд №5, Опись №38, архивное уголовное
дело № 2377, том 2, л. 447 – 448.
Иерей Владимир Язов,
настоятель храма во имя Святой
Троицы, с. Нижняя Тавда
|