ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Духовные сокровища Нижнетавдинского района

К концу XIX в. Россия была покрыта храмами, а храмы покрыты золотом. И было 350 тыс. священников, полмиллиона монахов, 1100 монастырей (мы даже не можем себе представить такие цифры!), 50 тыс. православных храмов, 50 семинарий. Это же сколько было профессоров! А сколько библиотек? А сколько в каждом храме икон?! Облачений, сосудов…

Буквально в течение нескольких лет всего этого не стало. В угоду политике понесены были неисчислимые утраты великого множества памятников истории и культуры, бесчисленные и невосполнимые людские утраты. Нигде в мире не было предпринято таких радикальных попыток построить человеческое счастье без Бога.

Храмы, украшавшие Тавдинскую землю

Нынешняя территория Нижнетавдинского района включала в себя до 1923 г. пять волостей: Антроповскую, Велижанскую, Еланскую, Понизовскую, Тавдинскую. Конечно же, каждый волостной центр имел свой приходской храм, а на территории волости в селах и деревнях имелись церквушки, молитвенные дома, часовни. Какие же православные святыни можно было лицезреть на земле Тавдинской 100 лет назад? Итак, храмы. Их было восемь: Слободо-Тавдинский «Святой Троицы», села Велижанского «Вознесения Господня», села Антроповского «свт. Николая Чудотворца», села Ереминского «Воздвижения Креста Господня», села Еланского «Никольско-Богоявленский», пос. Красноярский «прп. Александра Ошевенского», пос. Понизовский «св. ап. Иоанна Богослова», пос. Сартово «Покрова Божией Матери».

В Антроповской волости процветала монашеская община «Урал» с часовней и молитвенным домом, с двумя двухэтажными и двумя одноэтажными домами. Часовни и молитвенные дома имелись в селах, поселках и деревнях: Андрюшиной, Летней, Бугры, Крысовой, Тандашковой, Носыревой, Девятковой, Турнаевой, Трошковой, Бухтале, Чугунаевой, Антипиной, Карачино, Осиновке, Миасской, Заморозковой, Паченки, п. Петропавловском, с. Троицкого, Иске-Чебаковой, Курьянской, Маслянской, Березовой, Соколовской и других. Подробнее остановимся на некоторых исторических событиях, связанных с нижнетавдинским храмом во имя Святой Троицы. 1907 год, 24 мая. Для слободы Тавдинской день этот был днем великого торжества: совершено освящение нового каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы (не путать с событием 2007 года!). Церковь иллюминирована как снаружи, так и внутри. Всенощное бдение было совершено отцом настоятелем Григорием Погореловым в сослужении отца благочинного Василия Виноградова и священников: с. Ярковского – Николая Остроумова, с. Плехановского – Александра Киановского, с. Еланского – Николая Греченина, с диаконом с. Плехановского Георгием Вергуновым.

Пел хор псаломщиков и любителей пения. Казалось, и природа радовалась совершаемому торжеству. Солнце рано утром осветило и пригрело слободу. Благодаря чудесной погоде народу было много, более 7 тыс.

Паром через реку не успевал перевозить народ заречных приходов: Еланского, Плехановского, Гилевского и Караульноярского. Коней переплавляли прямо водой, экипажи разбирали и укладывали в лодки, таким образом ускоряли переправу.

Благовест к Литургии начался в 8 часов утра. Сначала был Крестный ход к старому храму. Затем упомянутыми выше священнослужителями был совершен водосвятный молебен, а после началось освящение престола нового храма. Несмотря на многочисленное стечение народа, порядок был безукоризненный. Антиминс из старого храма переносил сам благочинный Василий Виноградов, окроплял святой водой свящ. Киановский, а каждение совершал свящ. Елистратов.

Расстояние между храмами составляло около 300 сажень, и во время крестных ходов это пространство было занято сплошной массой народа. А сколько людей было на других улицах! Сколько оставалось в храме! После освящения престола перед Литургией было сказано поучение настоятелем Григорием Погореловым о значении храма, о любви к нему и о том, что Церковь из века в век будет открыто поминать благоустроителей и благотворителей храма, молясь об их здравии телесном и спасении душевном. Слово сказал и священник Киановский.

Он начал с краткой истории храма, рассказал о тех трудностях, какие пришлось испытать настоятелю, и о том, что много еще предстоит трудов и забот в благоукрашении храма, а посему приглашал слушателей к пожертвованиям, причем не забыл поблагодарить всех, кто потрудился на созидании «великолепного жилища Божия».

Отец благочинный произнес проповедь о Божественной благодати, пребывающей в храме.

Храм был воздвигнут по проекту известного тюменского архитектора Константина Чакина, построен он за короткий срок – 2,5 года – трудами настоятеля. Отец Григорий позаботился и о церковной утвари: заранее приобрел подсвечники, паникадила, кадила, роскошные лампады и пр. Чудесна была живопись иконостаса; фон его – красный с золотом, что замечательно гармонировало с белой штукатуркой храма. Иконы иконостаса и киотов – арочного типа, под стеклом. На западной стене над входом устроены были хоры. Алтарь – просторный и светлый. Снаружи храм тоже был выштукатурен и имел несколько исполненных масляными красками икон и надписей из псалмов и прокимнов.

По окончании Литургии отец Григорий пригласил к себе все духовенство и благотворителей на чай и трапезу. Побеседовав о прошедшем торжестве, собравшиеся попрощались с радушным батюшкой Григорием Васильевичем и гостеприимной матушкой Евдокией Никифоровной.

Из сонма новомучеников: священник Григорий Погорелов

Теперь расскажем о виновнике данного торжества отце Григорие. Родился он в 1863 г. в г. Богучар, Воронежской губернии, в крестьянской семье. Получив среднее образование в уездном училище, служил некоторое время учителем. В 1892 г. был рукоположен во диакона и в том же году – во священника. Хиротонии совершал Преосвященнейший Иустин (Полянский), епископ Тобольский и Сибирский. С 1893 г. отец Григорий служил священником в с. Покровском Тюменского уезда.

В 1896 году, в честь 51-й годовщины со дня рождения Императора Александра III, отец Григорий был награжден серебряной медалью св. Александра Невского. В 1897 году епископом Тобольским Агафангелом (Преображенским) отец Григорий определен в слободу Тавдинскую Тюменского уезда к церкви Святой Троицы, где служил настоятелем на протяжении 30 лет. В том же году за труды по первой всеобщей переписи он был награжден медалью на ленте из государственных цветов. В 1899 году за усердные труды по преподаванию Закона Божиего в министерских школах иерею Григорию Преосвященнейшим Антонием (Каржавиным) было преподано благословение Божие и архипастырская сердечная благодарность.

В 1901 году он награжден набедренником. Трудами и усердием отца настоятеля в слободе Тавдинской за короткий срок – 2,5 года – взамен прежней деревянной была построена новая каменная церковь. 24 мая 1907 г. состоялось ее освящение. В том же году отец Григорий Его Преосвященством епископом Антонием (Каржавиным) награжден скуфьей. Благодаря энергии и настойчивости отца Григория в деревне Паченка Тавдинского прихода было построено здание Воскресной школы. На протяжении ряда лет, с момента открытия школы, о. Григорий получал благодарности от епархиального начальства как наиболее потрудившийся в школьном деле пастырь. Так, в 1907 г. Епархиальный училищный совет отметил, что в отчетном году воскресных школ в епархии всего шесть: две в Тобольске, одна в Тюмени, одна в Кургане, одна в Ялуторовске и одна в д. Паченка Тавдинского прихода.

В 1909 г., в память 25-летия церковно-приходских школ, отец Григорий удостоен права ношения серебряной медали на двойной Владимирской и Александровской ленте. Отец Григорий Погорелов являлся активным членом Императорского Палестинского общества. В 1910 г. им было прочитано 13 чтений о Святой Земле в храме и часовнях. На чтениях побывали 1700 слушателей. В следующем году количество чтений увеличилось до 18. Слушателей было уже 2337. В 1910 г. отец Григорий был утвержден членом благочиннического совета первого благочиния Тюменского уезда.

27-28 января 1911 г. слободу Тавдинскую посетил правящий архиерей Преосвященнейший Евсевий, епископ Тобольский и Сибирский. Владыка расспрашивал отца Григория об инородцах. Из их беседы, подробности которой описаны в Тобольских епархиальных ведомостях №7 неоф. за 1912 г., видно, что батюшка проявлял большой интерес в деле миссионерства среди переселенцев – чувашей. В 1913 г. отец Григорий Погорелов назначен духовником первого Тюменского благочиния. В том же году в честь 300-летия дома Романовых он удостоен права ношения светло-бронзовой медали.

Ко дню рождения Его Императорского Величества 6 мая 1914 г. за усердное несение пастырских обязанностей отец Григорий награжден камилавкой.

С 1 по 30 июня 1916 года участвовал в торжествах по случаю прославления свт. Иоанна, митрополита Тобольского. Возглавлял торжества митрополит Московский Макарий (Невский) в сослужении 12 архипастырей.

Дети батюшки Григория Погорелова и матушки Евдокии Никифоровны были церковнослужителями. Погорелов Роман Григорьевич (1893 – 1942 гг.) в 1910 г. закончил Курганское духовное училище. Служил псаломщиком в Туринском и Тарском уездах. Арестован как «враг народа» 8.08.1941 г. Осужден Тобольским окружным судом 25.09.1941 г., расстрелян в Тобольске 12.01.1942 г., реабилитирован 13.12.1989 г.

Погорелов Павел Григорьевич учился в 1914 г. в Тобольском духовном училище. Позже уехал в Москву. Работал экономистом.

Погорелов Виктор Григорьевич учился в 1918/1919 уч.г. в Тобольском духовном училище. Позже уехал в Новосибирск. Участник Великой Отечественной войны.

В 1918 г. отец Григорий присоединился к отступающей армии адмирала Колчака. В сентябре того же года арестован и заключен под стражу сначала в Тюменскую, затем в Свердловскую тюрьму. В виду болезни через 2 месяца освобожден.

8 ноября 1919 г. благочинный тюменских церквей Михаил Иноземцев перевел иерея Григория в Крестовоздвиженский храм города Тюмени, так как действующий настоятель отбыл в город Тобольск. Свои пастырские обязанности в нем отец Григорий нес до мая 1920 года. В 1921 году за отлично-усердную службу Церкви Священный Синод наградил отца Григория наперсным крестом. Известно, что в 20-х годах отец Григорий был возвращен на свой приход в Нижнюю Тавду и был благочинным 4-го благочиния Тюменского викариатства. В 1930 г. отец Григорий вновь арестован.

Обвинялся в контрреволюционной деятельности. Приговорен и находился в спецссылке в с. Березово Остяко-Вогульского округа. В сентябре 1932 г. он был освобожден из ссылки и обосновался в с. Булашево Тобольского района. Там он «вновь вступил в священники в связи с объявлением в печати новой Конституции в октябре 1936 г.».

9 мая 1937 г. отец Григорий арестован Тобольским РО НКВД как активный участник «контрреволюционной повстанческой пораженческой организации церковников» по делу №: 2377. На допросах виновным себя не признал.

В чем же обвинялись в сфабрикованном деле члены этой т.н. «контрреволюционной организации»? Оказывается, члены ее проводили систематическую к/р агитацию в пользу иностранных капиталистических государств, высказывали недовольство Сов. властью, восхваляли старый монархический строй и говорили о его возврате, в к/р целях искажали газетные сообщения о событиях в Испании, желали и предсказывали победу мятежников над Испанской республикой, распространяли повстанческую агитацию, хранили и распространяли среди населения к/р литературу, распространяли клеветнические слухи о голоде и непосильном труде в колхозах, восхваляли к/революционера Троцкого (этого-то палача и гонителя церкви! – В.Я.) и участников его к/р банды, дискредитировали вождей партии и правительства, использовали в к/р целях новую Советскую Конституцию, проводили нелегальные собрания (зашел в гости к церковному старосте – В.Я.), вербовали новых верующих, провоцируя их на открытие ранее закрытых церквей, вели подготовку к предстоящей перевыборной кампании в органы власти на предмет продвижения своих кандидатур, писали и распространяли среди верующих листовки (объявление о богослужении! – В.Я.), воодушевляли их на борьбу с Советской властью и т.д.

23 августа 1937 г. «тройка» при Омском УНКВД приговорила 23 священно- и церковнослужителя к высшей мере наказания. По делу проходили: архиепископ Тобольский и Тюменский Артемий (Ильинский), протоиерей Василий Скосырев, священники Николай Русанов, Алексий Преображенский, Коронат Булатников, бывший профессор Санкт-Петербургской духовной академии Иван Карабинов и другие. Все они были расстреляны 30 августа 1937 г. в г. Тобольске. В их числе был и 74-летний священник Григорий Васильевич Погорелов.

4 января 1958 г. отец Григорий реабилитирован за отсутствием состава преступления. Приблизительно в один год с мученическим убиением отца Григория было разрушено и его детище – храм Святой Троицы. Оскудевшая духом Россия продолжала катиться в пропасть безверия и богоборчества. Всесильное ГПУ мертвой петлей охватило страну, проникало всюду, влезало в души людей. Народ жил в тревожном ожидании: в любой час в любой дом могли ворваться и увести хозяина навсегда. Поэтому ни о каком активном противодействии разрушителям святынь не могло быть и речи. Но, все-таки, как по-разному люди относились к этому.

Вот как в стихах на разрушение Храма Христа Спасителя в Москве в 1931 г. откликнулся потомок Сергея Аксакова – Николай Арнольд:

Прощай, хранитель русской славы,

Великолепный храм Христа,

Наш великан золотоглавый,

Что над столицею блистал!

Нет ничего для нас святого!

И разве это не позор,

Что «шапка золота литого»

Легла на плаху под топор!..

А вот всем известный пролетарский стихотворец Демьян Бедный (Придворов Ефим Алексеевич) писал на эту тему анекдоты, частушки, стишки, изливая свой необузданный восторг:

От храма «Христа Спасителя» –

– фить! –

Нет и помину,

Исчез неизвестно куда!

Вот это темпы, да!

Поэту Бедному (во всех отношениях) достойную отповедь дал великий русский поэт Сергей Есенин:

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,

Ты не задел его своим пером нимало.

Разбойник был, Иуда был.

Тебя лишь только не хватало.

Ты сгустки крови у Креста

Копнул ноздрей, как толстый боров.

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Незадолго до войны Русская Православная Церковь представляла собой картину полного разорения. По всей России не насчитывалось и сотни действующих храмов.

А от 150 тысяч дореволюционных священнослужителей к 1941 г. осталось лишь 500 священников и всего 4 архиерея.

Началась Великая Отечественная война. Глава Советского государства Иосиф Сталин отказался от плана уничтожения Церкви. Он вынужден был признать за ней право на существование, хотя принципиальная враждебность государства к религии при этом оставалась. Трагедия XX в. дала нам уникальный горестный опыт жизни без Бога. Коммунистическая «сверхдержава» в итоге развалилась в одночасье.

Несмотря на гонения и репрессии, православный народ России сохранил живую веру и сегодня с надеждой и любовью восстанавливает порушенные святыни. В 2007 г., через 100 лет, в с. Нижняя Тавда на том же месте вновь построен и освящен храм Святой Троицы. Снова возрождается церковноприходская жизнь во всем ее многообразии, и люди, несмотря ни на что, возвращаются к своим духовным истокам.

Литература:

1. Тобольские Епархиальные ведомости. – 1907 (№13). – С. 381.

2. Мирек А.М. Красный мираж. Палачи великой России. – М.:000 «ВАДИМ», 2008. – 544 с.

3. Язов В.А. История храма в честь Преподобного Александра Ошевенского поселка Красный Яр. – Тобольская Духовная Семинария, 2004. – 122 с.

4. Язов В.А. Священник Григорий Васильевич Погорелов (1863 – 1937). Биография. – С. Нижняя Тавда, 2013 г. – Архив храма Святой Троицы.

5. Архив РУФСБ России по Тюменской обл. Фонд №5, Опись №38, архивное уголовное дело № 2377, том 2, л. 447 – 448.

Иерей Владимир Язов,
настоятель храма во имя Святой
Троицы, с. Нижняя Тавда

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.