ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Смелее начинайте поститься, не бойтесь, а Господь поможет!

В канун Великого поста мы пригласили клирика храма Всех Святых г. Тюмени иерея Николая Сушкова в редакцию «Сибирской православной газеты», где состоялась беседа о том, как правильно, с пользой для души и тела провести начинающийся 3 марта Великий пост.

– Отец Николай, немного времени остается до начала Великого поста, самого продолжительного и строгого в нашей Церкви. Иногда приходится слышать мнение, что постов много, что они для современного человека тяжелы и долги, поскольку жизнь современного человека изобилует благами цивилизации. А для чего Церковь вообще установила посты?

– Конечно, современный человек избалован благами цивилизации. Но комфортные условия жизни как таковые не влияют на качество проведения поста. Единственное, что они могут, – это расслаблять человека и усложнять процесс пощения, который называется подвигом. А подвиг от человека требует определенных усилий, внимания, труда. Материальные блага – они и не злые, и не хорошие, и все зависит от того, как мы ими пользуемся, как к этому относимся. А посты человеку нужны. Как правило, мы ведем праздную, рассеянную и часто греховную жизнь. И Церковь своим авторитетом призывает человека хотя бы какие-то периоды жизни посвятить усиленной духовной работе. Церковь, как премудрая руководительница, как любящая мать, воспитывает своих духовных чад. То есть пост – это время, когда человеку предлагается стать на страже своей души и серьезно потрудиться в деле своего спасения.

– Почему посты установлены перед большими праздниками?

– Исторически это связано с тем, что первоначально посты были установлены для тех, кто готовился к Таинству Крещения, которое совершалось, как правило, на большие праздники. Даже структура этих праздников указывает на то, что в эти праздники совершалось Таинство Крещения. Но верным христианам было совестно, что оглашенные постятся, а они нет, и со временем стали тоже поститься. Поэтому эти посты оказались приурочены к большим праздникам. Но в этом есть и глубокий духовный смысл. Церковные праздники (в данном случае те праздники, которым предшествуют посты) связаны с жизнью Господа нашего Иисуса Христа, или Его Пречистой Матери, или святых апостолов. Встречать христианский праздник нужно в соответственном духовном, душевном и телесном состоянии, чтобы получить от этого праздника максимальную духовную пользу. Можно найти сравнение и в нашей повседневной жизни, когда мы готовимся к какому-либо знаменательному событию, то пытаемся к этому как-то приготовиться. Когда мы ждем дорогого гостя, мы не можем пригласить его в грязную и неубранную квартиру и накормить холодными макаронами. Мы стараемся свое жилье привести в соответствие: прибраться, может, даже ремонт сделать, приготовить изысканные кушанья. То же самое и с христианскими праздниками. Мы как бы впускаем в свое сердце Христа, или Божию Матерь, или святых угодников Божиих, и пост как раз направлен на то, чтобы дом нашей души привести в порядок, приготовить духовные благоуханные дары, которые потом мы преподнесем Господу, Божией Матери или святым в день праздника.

– Батюшка, объективно так получается, что Великий пост начинается после долгой зимы, в тот период, когда, как утверждают медики, организм человека ослаблен, а в это время нужно совершать подвиг Великого поста. Не вредит ли пост здоровью человека с этой точки зрения?

– На самом деле пост оказывает благоприятное воздействие на организм человека. Во-первых, мы едим много лишней пищи, намного больше, чем человеку нужно на самом деле. Едим много плохой пищи, которая нам тоже не нужна. В течение зимы мы зашлаковываем свой организм тяжелой, жирной, некачественной пищей, а пост – это время, когда происходит очищение организма от этих шлаков. Организм опустошает свои кладовые запасы, которые он отлагал от излишеств, и происходит обновление организма.

Следует подчеркнуть, что растительная пища более свойственна человеку, нежели пища животная. Строение нашего кишечника говорит о том, что мы не плотоядные и не травоядные, но где-то посередине. Мы плодоядные, т.е. нам свойственно питаться плодами: фруктами, овощами. Поэтому пост человеку не может принести вреда. Вред может принести неправильное отношение к посту, когда человек, движимый каким-то неразумным рвением, начитавшись древних патериков, житий святых, начинает возлагать на себя непомерное бремя поста. Без благословения, без совета, самочинно начинает чрезмерно поститься и истощает свой организм. Но это вина не поста, это вина человека, который к нему неправильно подошел. Это может случиться в любой области. Можно причинить себе вред неправильным использованием автомобиля, компьютера, бытовых приборов, лекарств. Но если к посту подходить разумно, с рассуждением, то кроме пользы ничего от него не получите. Я сам имею небольшое отношение к спорту и знаю, что никакого негативного влияния время поста на организм не оказывает. Наоборот, появляется легкость, повышается выносливость.

– Некоторые православные время поста и его содержание связывают, прежде всего, с ограничениями в пище. Каковы на самом деле составляющие Великого поста?

– Нельзя пост сводить только лишь к изменению кулинарии. Одним из самых древних постов является Великий пост, наравне с постом в среду и пятницу. Древние канонические правила предписывают христианам соблюдать этот пост. Форма поста менялась. Смысл поста не менялся; этот смысл, прежде всего, в работе над своей душой. Ограничение в пище – это всего лишь вспомогательное средство в этой работе, как костыли. Или есть хорошее сравнение – строительные леса. Если мы воздвигаем только леса, а внутри этих лесов дом не строится, какой смысл в этих лесах? Если мы воздерживаемся только в пище, а работы над созиданием своей души не ведем, тогда пост превращается просто в диету, которой занимаются и неверующие люди.

Смысл поста, как я сказал, в духовной работе. Когда полководец, к примеру, хочет взять крепость, он перекрывает к этой крепости доступ пищи и воды, и она сдается без боя. Так вот и наша плоть – та же крепость, которая стоит на пути движения нашей души к Богу. Она постоянно чего-то требует: каких-то земных благ, развлечений, удовольствий, далеко не безвинных радостей, тянет нас вниз. Средствами поста мы перекрываем этой крепости доступ к излишествам в пище, развлечениях, удовольствиях, ко всему тому, что расслабляет нашу плоть, утучняет ее, делает дебелой; и она становится более послушной, гибкой, эластичной, более восприимчивой к вещам духовным. Так легче вести духовную работу.

Многие христиане замечают, что из поста выходишь с сожалением. Потому что за пост входишь в замечательный духовный тонус. Входить в пост многим страшно. Плоть трепещет, что сейчас ее лишат любимых блюд, занятий, развлечений. Но, когда человек войдет в ритм поста, потом выходит из него с сожалением, поскольку чувствует реальные духовные плоды от постнических трудов. При условии, что он вел какую-то духовную работу: начал чаще читать Библию, больше стал молиться, перестал смотреть телевизор, ограничил себе доступ в интернет, стал чаще исповедоваться, причащаться, внимательнее относиться к своей душе, творить больше милостыни, посещать больных, помогать страждущим и т.д.

Пост, образно говоря, – это пост, на котором стоит солдат, т.е. он следит, чтобы на вверенную ему территорию не проник враг. Так и время поста – это период усиленного внимания к своей душе, чтобы ничто вражье, нечистое и чуждое в нашу душу не проникало.

– Отец Николай, православным мирянам предписано ежедневное утреннее и вечернее молитвенное правило, посещение воскресных Богослужений. Есть ли особые дополнительные молитвенные послушания на период Великого поста?

– Если христианин будет участвовать в богослужебной жизни Церкви во время Великого поста, каких-то индивидуальных правил ему не понадобится. Первая неделя – это ежедневные продолжительные Богослужения, это чтение Покаянного канона Андрея Критского. В течение поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров и другие великопостные Богослужения. Нужно интенсивнее участвовать в храмовом Богослужении, тогда вопрос об усилении домашнего правила не будет стоять, на него просто не будет оставаться сил. Если же нет возможности посещать службы, можно взять дополнительные молитвенные правила: чтение Псалтири, Священного Писания, Покаянного канона Андрея Критского, творить земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина. Святые отцы говорят, что келья устава не имеет. Здесь можно проявлять и творчество. Единственное, что не читается Великим постом, – это акафисты, потому что это праздничное торжественное чинопоследование. Можно читать какие-то каноны, совершать поклоны.

– Великий пост – это школа покаяния. Что это значит для мирянина?

– С греческого языка «метанойя» – покаяние – переводится как перемена ума. Но суть перемены – в изменении жизни. Это и означает покаяние – изменение. Но этот процесс очень долгий и трудный. Святые отцы говорят, что вся жизнь христианина – это время непрестанного покаяния. По своей немощи мы не можем постоянно находиться в духовном напряжении, поэтому Церковь устанавливает временные промежутки, когда нужно усилить покаянную работу изменения своей жизни и хотя бы немножко, хотя бы 40 дней побыть настоящим христианином. В этом и смысл поста. Человек во время поста пытается измениться. Хорошо бы избавиться от какой-нибудь дурной привычки, например, от курения. Возьмите и посвятите это время победе над этой страстью.

Кто-то подвержен страсти лени, объедения, гнева, раздражения, злобы, сварливости, осуждения, зависти, человекоугодия, жадности и т.п. Вычлените в себе особо проявляющиеся духовные немощи и посвятите поприще поста усиленной борьбе с ними. Так же время поста – это обострение наших страстей. Оболочка, которая нас отделяет от этого мира, истончается, и через нее четче проявляется суть нашего естества, кто мы есть на самом деле: какие мы гордые, раздражительные, злобные, сварливые, несносные. Это время духовно небезопасное. Как говорится, лучше уж есть мясо, но не есть людей, лучше пить молоко, но не пить человеческую кровь. Иначе можно так запоститься, что все домашние убегут из дома.

– Батюшка, мы часто приходим в смущение от того, что в обществе мало учитываются чувства православных верующих во время постов. На телевидении бесконечные увеселительные программы, на улицах шумные гуляния. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– До революции, когда Православие было официальной государственной религией Российской империи, с началом Великого поста прекращались все увеселительные мероприятия, закрывались мясные лавки, трактиры, кабаки, театры. Сейчас, в современной реальности, это невозможно, потому что по Конституции наша страна многоконфессиональная, и никакая религия не может объявляться официальной, государственной. Поэтому то, что относится к вопросам нашей веры, благочестия, ритуальных норм, должно касаться только нас и не должно ложиться бременем на людей, которые к Церкви не принадлежат.

А ведь часто так и бывает, что время поста ложится бременем на наших невоцерковленных родственников, членов семьи. Супруга начинает поститься и заставляет поститься своих домочадцев. Для них это неподъемный груз, для них это тяжко, им непонятно, зачем это нужно делать, потому что в их сердце еще не зачался Христос. Подвиг нашего поста должен касаться только нас и не должен обременять наших близких. Так же и в пределах всей страны мы не можем объявить, что мы, православные, постимся, поэтому закрывайте все развлекательные каналы, рестораны, клубы, не продавайте мясо в магазинах. Наш пост должен относиться только к нам.

А соблазны были всегда, в любой исторический период существования Церкви. Не думаю, что христианам первых веков было легче поститься, нежели христианам XXI века. Были те же самые театры, цирки, трактиры…

Христос говорит: «Вы соль миру». И мы должны своей жизнью свидетельствовать всему миру, что есть другая жизнь, другие ценности, не прибегая к административным ресурсам принуждения.

– Что можно сказать о супружеском воздержании во время поста?

– Подвиг поста, как я сказал выше, не должен ложиться тяжким бременем на наших близких. Апостол Павел говорит, что воздержание возможно лишь по обоюдному согласию для упражнения в посте и молитве. В полной мере исполнить пост можно, если вся семья воцерковлена. Если кто-то из супругов невоцерковлен и не способен нести этот подвиг, то верующий супруг не имеет права отказывать в супружеском ложе. В противном случае мы своим отказом будем провоцировать невоцерковленного супруга или супругу на грех прелюбодеяния. Человек может не выдержать долгого удаления от супружеского ложа и впасть в тяжкий грех, а вина будет на верующей стороне, из-за неразумного подхода к этому вопросу. Эти правила закреплены и Священным Писанием, и Святоотеческим Преданием.

Единственное исключение – это обязательное воздержание накануне Причастия. Однако не думаю, что из-за одного дня могут возникнуть серьезные внутрисемейные потрясения.

– Расскажите о последствиях неправильной духовной жизни.

– Нельзя выпячивать свой духовный подвиг. Говорить, например, всем налево и направо, что я грешник окаянный. Мытарь в притче не ставил целью показать, какой он грешный. Он приносил покаяние Богу. Так и мы должны нести свой покаянный подвиг втайне.

Сказать самому о себе, что я грешный, легко, но если посторонний скажет тебе об этом, вот тогда и откроется, какой я весь «розовый и пушистый» с метровыми колючками. Поэтому неси свой подвиг пред Богом, и все свое хорошее и плохое открывай перед Ним. Не пытайся казаться лучше, чем ты есть на самом деле, не прячь свои шипы за личиной ложного смирения и деланного благочестия, все равно о них кто-нибудь уколется, старайся лучше, чтобы этих шипов в твоей душе было поменьше. Ведь можно годами ходить в храм, а христианином так и не стать.

Расскажу один случай, который произошел в нашем храме. Зашла в церковь молодая девушка, купила свечку и, подойдя к работнице храма, спросила, как можно поблагодарить Бога за рождение ребенка. И вот женщина, которая много лет отработала в храме, которая, казалось бы, должна быть образцом христианского милосердия, сострадания, кротости и любви, говорит молодой женщине злым голосом: «Мужики не рожают», – и отвернулась. Потому что девушка была в брюках.

Это и есть состояние слепого фарисея, когда человек, соблюдая внешние ритуальные предписания, начинает считать себя лучше других: я вот какая хорошая, я в юбке, платке, я все делаю правильно (хотя это и далеко от истины), а те, внешние, – грешники. «Народ этот невежда в законе, проклят он», – говорили напыщенные фарисеи о простых людях.

Это есть следствие неправильной духовной жизни, когда вместо смирения и любви человек культивирует в себе гордость, злобу и презрение к окружающим. Это люди, которые живут без соответственного духовного руководства, они сами создают себе правила духовной жизни и живут в таком иллюзорном мире. Если человек самочинно подвизается, он неизбежно впадет в состояние духовной прелести.

Когда мы начинаем неправильно поститься, то вместо смирения и покаяния у нас возникает чувство гордости, элитарности и превосходства над окружающими. Мы входим в магазин и с презрением смотрим, как люди покупают колбасу: а я вот покупаю капустный лист. Лучше придти домой и наесться курицы, чтобы в тебе проснулось покаяние.

Есть еще причина таких негативных явлений в нашей церкви – невежественность и низкий уровень богословской культуры наших прихожан. Он катастрофически низкий. В большой степени это вина нас, священников. Мы мало народ Божий учим и просвещаем. Однако это не снимает личной ответственности с каждого христианина: нужно непрестанно заниматься религиозным самообразованием. «И в Законе Его поучится день и ночь», – говорит псалмопевец Давид.

– Нужно ли брать благословение на Великий пост?

– Специального благословения брать не нужно, а попросить помощи в виде благословения можно.

– Что Вы хотели бы, отец Николай, пожелать православным на Великий пост?

– Смелее начинайте поститься, не бойтесь, а Господь вам поможет. Главное отнестись к этому серьезно, действительно настроиться на реальную духовную работу и предпринимать конкретные шаги. Тогда пост принесет духовные плоды, которые мы почувствуем и к которым потом инстинктивно будем стремиться снова и снова.

Крепости, твердости, решимости и Божией помощи в грядущем поприще Великого поста!

– Сердечно благодарим Вас, отец Николай, за беседу.

Беседу вели В. ТАГИРОВ и Н. ЛИПАЕВА

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.