Когда я беседую с кем-либо о христианской вере, разговор
зачастую сводится не столько к Заповедям Божиим, сколько к
соблюдению пищевого, телесного поста. Потому что неверующие люди,
а иногда и новоначальные христиане, спрашивают меня: «Неужели вы
все посты выдерживаете?». При этом имеется в виду воздержание
от белковой пищи – мяса, яиц, молочных продуктов и т.п. Как будто
ограничение себя в пище – самое сложное на пути к Богу.
Очень точно заметил по этому поводу святитель Иннокентий Херсонский: «Чувственный человек ничему не противится с
такой силой, как святому посту. Посещать
Богослужения, приступать к Исповеди – на
все это соглашаются даже чувственные люди,
но возложить на себя иго поста – это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным». Это происходит, на
мой взгляд, потому, что современные люди,
в массе своей, изнежены, избалованы комфортной жизнью, а также потому, что, вследствие падения нравов, привыкли идти на поводу своих плотских желаний. Я имею в виду
и объедение, и винопитие, а также супружеское невоздержание, прелюбодеяние и блуд.
Цель каждого христианина – подготовить
свою жизнь к вечности, к блаженной жизни
с Богом. Поэтому мы должны, прежде всего,
смирить свою душу, победить все страсти,
а они, по Святому Евангелию, побеждаются
постом и молитвой. Значит, постом мы можем значительно приблизиться к Богу! Но
пост только телесный ничего не значит без
духовного поста нашего внутреннего человека, когда душа воздерживается от злых
слов и дел и не допускает даже помыслов
недобрых, недостойных. Апостол замечает, что «пища не приближает нас к Богу»
(1 Кор. 8, 8). А вот как о настоящем христианском постнике говорит святитель Тихон
Задонский: «Изрядный постник есть, кто
удерживает себя от блуда, прелюбодеяния
и всякой нечистоты. Изрядный постник есть,
кто наложил языку своему воздержание и
удерживает его от празднословия, сквернословия, клеветы, осуждения, лести, лжи
и всякого злоречия. Изрядный постник есть
тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости,
злобы и мщения. Изрядный постник есть,
кто руки свои удерживает от воровства,
грабления и сердце свое – от желания чужих
вещей. – Словом: добрый постник есть, кто
от всякого удаляется зла…».
К такому посту надо, конечно, готовиться, настраиваться на него, молить Бога о
помощи в этом многотрудном деле. По слову преподобного Симеона Нового Богослова, «если кто не предаст себя на заклание,
как овча, за каждую даже малейшую добродетель и не прольет крови своей за нее, тот
не стяжет ее никогда». Отсечение греховных
привычек – это действительно подвиг, сопряженный со множеством скорбей. Но эти скорби, по святым отцам, впоследствии Господь
обратит в радости, пошлет Свою благодать.
Так, вспоминается сейчас рассказ одной
моей знакомой, как она, впервые в жизни понуждая себя выдержать весь Великий
пост, по его окончании ощутила невероятную духовную радость от того, что она смогла преодолеть свои немощи. Она почувствовала не только легкость в теле, благодаря
тому, что прошла боль из-за многочисленных
застарелых «болячек», но, главное, ощутила
силу своего духа. И это укрепило ее веру
во Христа, в то, что Он – Спаситель и Главный Целитель душ и телес наших.
Больше всего меня порадовало в этом
рассказе то, что ей захотелось тогда повиниться перед Богом за все предыдущие годы,
что не соблюдала пост раньше. А уж как
она благодарила Господа за этот «великопостный урок» – нетрудно представить. Потому что произошло самое настоящее чудо,
когда человек перепробовал массу всяких
средств для исцеления (традиционной и нетрадиционной медицины), но улучшения не
наступало… И только искреннее обращение
к Богу позволило ей «употребить» это сильнодействующее средство – пост, и исцелиться. Исцелиться, прежде всего, душой. А состояние здоровья нашего тела в огромной
степени зависит от состояния нашей души.
В пост душа человека учится повелевать
телом. Идет настоящая борьба между желаниями плоти и духовными потребностями человека. Говоря психологическим языком, пост –
это тренинг волевой сферы человека. Если
душе удается взять верх над влечениями своей плоти, она становится настоящей царицей
тела, обретает истинную духовную радость и
наполняется духовной силой. Возможно, моей
знакомой, о которой я сейчас вспомнила, с
Божией помощью это как раз и удалось.
Хочу сказать и о себе, о своем опыте в деле соблюдения поста. Скажу честно,
долгое время я считала пищевой, телесный
пост не столь важным, как духовный, и не
очень-то его соблюдала. Воспоминания о лечебном голодании в «атеистические годы»
моей жизни, когда я один раз в неделю ничего совсем не ела, только пила воду, наво-
дили на меня такую тоску при мысли о посте, что я отвергала всякую мысль о важности соблюдения пищевого поста.
Уверовав во Христа, я долго шла к пониманию необходимости соблюдать предписания Церкви относительно поста. Думала, что
если я не ем мяса (а я его не ем уже много лет) и ограничиваю себя в молочных продуктах из-за состояния своего здоровья, то и
пост мне соблюдать совсем необязательно.
Кроме того, пока дети подрастали, я сильно
уставала от «кухни», потому что была не в
меру заботливой мамочкой. А теперь, когда
дети повзрослели и живут отдельно, стараюсь питаться очень просто, без разносолов
и кулинарных изысков. И вообще, гурманом
я никогда не была! Так какой мне еще пост?
Но по мере своего воцерковления и чтения святоотеческой литературы, я все больше проникалась мыслью, что соблюдать пост
нужно в полноте, как предписывает Церковь
– заботливая наша Мать… Когда Христос, не
имеющий в Себе никакого греха, постился
сорок дней, Он тем самым показывал нам
прямой путь ко спасению. А подвиги поста
многих Христовых подвижников, о которых я
читала, помогли мне понять то, что постом
они, кроме всего прочего, доказывали Богу
свою верность и свою любовь. Ибо настоящая любовь всегда жертвенна.
Открыв для себя эту истину, я стала, по
мере своих сил, ограничивать себя в приеме
скоромной пищи во время всех постов. Потому что мне тоже захотелось этим актом
самоограничения в пище выразить Богу
свою любовь и преданность. Когда я все же
срывалась поесть чего-нибудь вкусненького,
запретного, в минуты жизненных огорчений
(а это происходило довольно часто поначалу),
то чувствовала себя при этом прескверно –
предательницей, и просила у Бога прощения.
Но если удавалось выдержать пост, испытывала такую сладость победы над своими
немощами, что не передать словами!
Хочется сказать и о благодатной помощи,
которая идет человеку во время постов, если
он просит ее у Бога. Получая благословение на пост у священника, я прошу поддержки свыше и на домашней молитве – на каждый день поста. Помню, как сама удивлялась
тому, что иногда вообще забывала про пищу,
и мой желудок был совершенно спокоен, не
подавал никаких «голодных сигналов»… Голова при этом была ясной, мысли – в нужном
христианском русле, чувства – самые высокие… Лучшие мои стихи, по-моему, написаны как раз во время постов. Теперь мне совершенно ясно, почему святые угодники Божии перед принятием важных решений или
чтобы дать кому-либо совет по вопросам государственной важности долго постились и
усердно молились. Вспоминаются и библейские ветхозаветные пророки, которые долго
постились, прежде чем приступить к беседе
с Богом. Также поступали раньше и великие
художники, прежде чем приступать к написанию икон и картин на библейские темы.
Победить свои страсти есть основная
задача поста. А в борьбе со страстями человек вырабатывает терпение, силу воли, а
главное – смирение. По слову преподобного Варсонофия Великого, «сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит
для тебя недостаток телесного поста». Хотя
решимость на такой подвиг борьбы со страстями во время поста и зависит от нас, но,
по мнению учителей нашей Церкви, более
зависит от милосердия Божия, возбуждается в сердце и совершается Его вседействующею благодатью. Потому много и с усердием должно молиться, чтобы Господь отверз нам двери покаяния и сокрушил наши
окаменелые сердца.
Святые отцы советуют в пост, кроме
молитв, исследовать свою жизнь и совесть;
размышлять о жизни, учении, страданиях и
смерти за нас Спасителя; читать Евангелие и душеспасительные книги; примириться
с ближними, беседовать с благочестивыми
людьми. А главное – часто ходить в храм,
исповедоваться и причащаться Святых Таин.
Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и
воздержанием от всевозможных развлечений – смотрения телевизора, общения с друзьями в Интернете, азартных игр и чтения
легкой, развлекательной литературы; от посещения кино, театров, дискотек, гостей; от
пустых разговоров по телефону и в личном
общении. Внешние впечатления – это пища
души. Ее также надо ограничивать, как и
пищу физическую.
Телевизор и Интернет очень вредны для
постящихся тем, что являются подмостками,
на которых демонстрируются человеческие страсти во всем их разнообразии и изощренности. Кто-то сравнил телевизор с источником постоянной радиации, которая облучает
смертоносным стронцием психику людей. То
же можно сказать и об Интернете.
За один пост, конечно, достичь преображения души вряд ли возможно, но если последовать за призывом святителя Иоанна Златоуста на все последующие посты, то шанс у
нас есть. «Ты постишься? Напитай голодных,
напои жаждущих, посети больных, не забудь
заключенных. Утешь скорбящих и плачущих;
будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост
твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
Соблюдать пост будет легче, если помнить о том, что пост наш – лишь малая дань
Богу за грехи, которые мы за свою жизнь
успели совершить. И надо верить, а святые отцы нас в этом убеждают, что достойно соблюдаемый пост умилостивляет Бога,
Его праведный гнев. Но особая польза от
поста усматривается в том отношении, что
он вменяется нам в заслугу, и через него
мы можем получить от Бога блага как временные, так и вечные. А секрет успеха в
деле соблюдения поста состоит в том, чтобы в это время со всем упованием предаться воле Божией и крепко верить в то, что
помощь от Него непременно придет. Преподобный Симеон Новый Богослов сказал об
этом так: «Христианин не может сам собою
произвести в себе желаемое изменение, и
Христос не отблагодарит его даром сего изменения, если он не предаст Ему себя от
всего сердца своего».
Самый главный вывод, который я сделала, состоит в том, что пост для христианина – словно короткая духовная дистанция в марафоне земной жизни. Ее можно
пройти черепашьим ходом, если не соблюдать пост, а можно пробежать семимильными шагами, то есть сделать спринтерский забег. При этом получая огромную радость от
быстрого бега и от ощущения себя в команде «Христовых спринтеров», ибо чувствуешь
в своем сердце биение пульса всей Православной Церкви. И если ты достойно подготовился к этому забегу, будь уверен, что
ты не сойдешь с дистанции, ибо ты един со
Христом и со всей Его Церковью, через которую нисходит на тебя Дух Святой и поддерживает на всем твоем пути.
Надежда ГЕОРГИЦА, г. Тюмень
|