В середине святой Четыредесятницы, когда уже прошло три недели Великого поста, когда кто со скорбью, а кто с радостью ощутил
его бремя на своих плечах и почувствовал, что это время не прошло
бесследно, Церковь предлагает нам подумать о страданиях Спасителя.
Прошла половина пути, и каждый может
оценить меру своих трудов. Кто-то по причине немощи телесной или по своему малодушию уже оставил предпринятый путь. Кто-то
уже, кажется, из последних сил соблюдает
установленный Церковью пост. Наверное,
есть и те, кто без особых усилий соблюдает
церковный устав, доволен своими трудами
и своей собственной мнимой праведностью.
И именно в этот самый момент на середину храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень, и в течение
всей седмицы мы поклоняемся Живоносному Древу, лобызаем Крест Христов и вспоминаем о Его страданиях.
Однако эта неделя должна стать для нас
с вами не только неделей поклонения святому Животворящему Кресту Господню, но
и днем размышления над тем, что же означает для нас этот Крест. К сожалению, для
многих из нас изображение Креста Господня
стало настолько привычным и обыденным,
что мы очень часто перестаем осознавать
подлинный смысл этого великого символа.
Надевая на грудь свой наперсный крест,
осеняя себя крестным знамением, мы очень
часто воспринимаем Крест как некий магический знак, как инструмент, который должен
сохранить нас от всех жизненных неприятностей. По сути мы ждем от Креста легкости,
радости, мы ждем того, что ношение Креста,
к которому призван каждый христианин, сделает нашу жизнь легкой и безоблачной. Тем
самым мы надеемся, что Крест Господень,
который мы надеваем на себя, должен избавить нас от самого главного нашего христианского долга – следовать за Христом в
несении этого самого Креста.
Давайте задумаемся над тем, к чему
обязывает нас Крест, который мы несем на
своей груди, к чему обязывает нас этот великий символ Христова страдания. Об этом
очень кратко и очень емко сказано в Евангельском повествовании, читаемом ежегодно в Неделю Крестопоклонную: «Кто хочет
идти за Мною, отвергнись себя, и возьми
крест свой, и следуй за Мною».
Чтобы правильно понять смысл этих слов,
надо вспомнить, в каких обстоятельствах они
были сказаны. Перед входом в Иерусалим
апостол Петр стал отговаривать Христа от
страданий: «Но Петр, отозвав Его, начал
прекословить Ему». И вот Господь обернулся
к нему и гневно сказал: «Отойди от Меня,
сатана!». Господь это сказал тому, кого недавно называл основанием Церкви! «Отойди
от Меня, сатана, – сказал, – потому что
ты думаешь не о том, что Божие, но что
человеческое».
В этот момент в апостоле проявилось
в полной мере то, чем живет современный
мир. И дальше Господь говорит как будто
прямо о наших днях: «Кто хочет душу свою
спасти, тот ее потеряет». То есть тот, кто
захочет прилепиться к земле, к земной
жизни с ее удобствами, наслаждениями, достатком, комфортом, властью, тот
душу свою погубит.
Главная проблема человека
заключается в противлении Божественной воле, которая только
и есть благо в полном смысле
этого слова. Грехопадение человека, обрекшее мир на страдание
и смерть, началось именно с отделения свободной человеческой
воли от воли Божественной. И
самое трагическое заблуждение
человека – это мысль, что счастье
возможно без Бога. Именно в силу
свободы человека ошибочность
этой мысли каждому приходится
опытно познавать на себе.
Иисус Христос преодолел это
трагическое противоречие, соединив свободную человеческую волю с волей
Божией. И воля Божия была не в том, чтобы
Христос в страшных муках умер на кресте,
а в том, чтобы Он преобразил человеческое
естество, восстановил утраченное единство
человека с Богом. С одной стороны, страдание и смерть Христа обнажили крайнее
противоречие Божественной и человеческой
воли, показали, до какого безумия дошло
человечество в своем падении, но с другой
– Он стал первым Человеком неоскверненным от мира, то есть непричастным греху, и
прежде всего – греху болезненной гордости.
И к согласию с Божественной волей Его
привела не слепая покорность, а любовь.
Эта любовь, жертвующая собой ради Бога,
победила смерть, потому что смерть и была
последствием человеческой непокорности.
Когда мы говорим о необходимости отвергнуться себя и взять крест, мы говорим
о необходимости отречься греха и приобщиться святости Бога. Но святость протина этому миру, который «лежит во зле», вот
почему этот выбор предполагает конфликт
и страдание.
«Несение своего креста» – это всякое
страдание за правду в этом неправедном
мире. Но и правда бывает душевная, человеческая. Можно быть яростным правдолюбцем и начетчиком, но в то же время лишенным правды Божией. Эта правда заключается в жертвенной любви, без которой, по слову апостола Павла, все наши дела – «медь
звенящая или кимвал звучащий».
По-житейски рассуждая, первый человек,
оказавшийся в раю, – разбойник, распятый
с Христом, – страдал совсем не за правду.
Он страдал за свои грехи. Но что же сделало этого грешника святым? Вера в Бога,
покаяние и смиренное терпение заслуженных мук. Вот такое расположение души более приличествует и нам, в большинстве своем утратившим понятие о подлинной праведности. Терпеливое перенесение находящих скорбей, покаяние и распятие себя греху – вот наш крест, крест кающегося разбойника, терпящего за прежние грехи очистительные страдания.
Разбойник в сердце своем пожертвовал мнением окружающей толпы о Христе,
он увидел в распятом человеке Спасителя.
И тогда «безвольные» страдания на кресте
стали для кающегося грешника поступком
жертвенной любви.
Распиная себя греху, смиренно перенося ради Христа прилучающиеся страдания, мы несем «свой крест», в каких бы обстоятельствах ни находились. И только
тогда мы можем надеяться на исполнение
в нашей жизни слов апостола Павла: «Если
мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если
терпим, то с Ним и царствовать будем»
(2 Тим. 2, 11-12).
Протоиерей Александр ЛЕМЕШКО,
благочинный Ялуторовского благочиния
|