18 марта 2013 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
молился за уставным Богослужением в Зачатьевском ставропигиальном монастыре
г. Москвы. По окончании Богослужения
Предстоятель Русской Церкви обратился к
верующим с Первосвятительским словом.
Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры,
всечестная матушка игумения, поздравляю с
началом Святой Четыредесятницы.
Мы действительно вступили в особое
время, которое для каждого православного
христианина сопровождается молитвой, воздержанием, приуготовлением себя к достойной
встрече Воскресшего Спасителя в лучезарную
ночь Святой Пасхи. Смысл поста, как об
этом говорят святые отцы, заключается в
перемене ума и сердца. Собственно говоря,
слово «перемена» и слово «покаяние» – на
греческом языке одно слово «метанойя». И
поскольку именно покаяние находится в центре
великопостного поприща, то это означает, что
целью поста является перемена.
Мы постоянно меняемся, человек никогда
не находится в одном и том же состоянии.
Есть такая пословица: «Невозможно войти в
одну и ту же воду». Это действительно так.
Каждый момент времени нас меняет. Выходя
из дома одними, мы возвращаемся в конце
рабочего дня в дом другими, и сами это
чувствуем. Меняется наше настроение, состояние души. Что-то в течение дня поразило
наше сознание, что-то мы увидели, а чего-то
не увидели, с кем-то помирились, а с кем-то
вошли в конфликт. Каждый день меняет человека, и нельзя сказать, что эта перемена
всегда к худшему или к лучшему. Нередко в
течение дня мы становимся и лучше, и хуже.
А что же говорить о жизни? В течение жизни
этих перемен так много, что к завершению
земного бытия мы приходим совсем иными,
чем были в детстве, в юности.
Господь будет всех нас принимать к Себе
такими, какими мы переступим черту жизни
и смерти. Вот для того, чтобы у нас были
перемены к добру, для того, чтобы обретать
нам надежду на спасение в веке будущем, и
предлагается верующему человеку поприще
Великого поста. За эти недели, отделяющие
нас от Святой Пасхи, мы действительно должны измениться к лучшему, и Церковь предлагает нам средства, с помощью которых мы
можем достичь перемен.
Очень важным таким средством является
молитва. В молитве мы обращаемся к Богу,
в молитве мы раскаиваемся пред Господом,
в молитве мы благодарим Бога за милости,
которые Он нам дает, в молитве и через
молитву мы слышим ответ от Господа. Бог
дает нам силу Своей благодати, чтобы поддержать в добрых делах, в добрых мыслях,
в добрых чувствах. Поэтому неслучайно, что
великопостные молитвы так продолжительны.
Однако совершенно очевидно, что человек
не может удержать свое сознание
в молитве в течение многих часов
Богослужения. В Великом посту
утренние Богослужения длятся четыре, а иногда и более, часа. Ну, как
же за это время можно удержать
мысль? По слабости своей мы рассредоточиваемся, мы начинаем о
чем-то думать; иногда и физическая
усталость начинает одолевать. У
некоторых появляется чувство беспокойства, так что возникает вопрос:
«А нужно ли дальше стоять в храме?
Может, лучше уйти?»
И ответ такой: не нужно уходить
из храма. Нужно только, чтобы наша
мысль, которая не может постоянно
пребывать в молитве из-за нашей
ограниченности и слабости, не
расстраивала нашего внутреннего
духовного состояния. А потому,
пребывая в храме, нужно слушать
внимательно песнопения, молитвословия; а если мы чего-то не понимаем – не страшно, потому что сам
текст несет в себе благодатную силу.
Прислушиваясь к тексту, слушая прекрасную церковную музыку, отвечая
сердцем на понятные в Богослужении слова,
которые произносит диакон или священник, мы
настраиваем себя, своего внутреннего человека, на ту самую волну, на которой благодать
Божия действует на человека.
Есть еще и некое физическое условие,
которое во многом предопределяет возможность перемены человека к лучшему. Этим
условием является воздержание. Наши праотцы согрешили в раю невоздержанием, вкусив
от запретного плода. Для того чтобы выйти
из состояния греха и стать лучше, мы должны
проявить воздержание. В первую очередь,
мы воздерживаемся от скоромной пищи и
делаем это неслучайно, потому что духовное
и материальное связаны в единой природе
человека. Душа и тело неразрывно, неразлучно существуют в человеческой личности до
момента смерти, а это означает, что как душа
оказывает воздействие на тело, как здоровый
дух нередко определяет здоровье человеческого тела, так и наоборот, физическое состояние
человека может влиять на состояние духа: «в
здоровом теле – здоровый дух».
Почему же так происходит? А потому
что действительно духовное и физическое
неразрывны в единой личности человека.
Мы знаем, что некоторые болезни, может
быть, даже большинство, затрагивают не
только тело, но и дух человека. У некоторых
болезней эта связь особенно очевидна. Например, при алкоголизме: все ведь начинается с неправильной жизненной установки, с
расслабления, с неспособности воздержания,
а заканчивается распадом личности, физическим уничтожением организма.
Поскольку духовное и физическое так тесно связаны в человеческой личности, Церковь
не только призывает к тому, чтобы в течение
поста мы использовали духовное средство
преображения себя — а именно молитву, но
и предъявляет требования к состоянию нашего
физического тела. Мы ограничиваем себя в
еде, знаем, что ограничения в калорийной
пище, в животных жирах, употребление овощей
определенным образом влияют на состояние
нашего тела. Может быть, ученые могут объяснить это и с точки зрения науки, но мы
объясняем перемену, которая происходит в
человеке, на основании того опыта, который
существует в Церкви. Постная пища утончает
наши чувства, делает нас более восприимчивыми к молитве, более отзывчивыми на
прикосновение к святыне.
Действительно, есть эта, быть может, не
до конца многими понимаемая, но реальная
связь. Когда человек вкушает калорийную
пищу, особенно в избытке, – какая уж там
молитва после обеда? Спать хочется, кровь от
головы к желудку переходит, человек не может
сосредоточиться на духовном. Отказ же от
пищи дает силу видеть, понимать и чувствовать
то, что трудно почувствовать вне поста. Вот
почему Церковь и предлагает соблюдать пост.
Но есть еще что-то, что имеет большой
смысл и большое значение. Во время поста
мы ограничиваем самих себя, мы обуздываем
свои желания. Мы, несомненно, воспитываем
свою волю, мы становимся сильнее, мы одерживаем над собой победу. А как же можно
достичь перемен, если не одерживать над
собой победу? Если не сможем в малом – в
ограничении пищи, что же говорить о большем? Какие задачи, требующие самоограничения, можно перед собой ставить, если
сделать даже самое незначительное оказалось
невозможным? Поэтому пост как ограничение
себя в пище является очень важным показателем готовности и способности человека к
внутреннему духовному росту.
Но и еще что-то очень важное связано с
постом. Мы постимся, потому что существует
церковный Устав. Ограничивая себя, мы накладываем на себя некие узы, некие вериги
духовные. Для чего мы это делаем? Мы
делаем это из-за послушания Господу. Это
наша маленькая жертва Богу – небольшая, но
существенная. И Господь видит наше желание
принять на себя бремя ради Него, ради исполнения Его заповедей, ради того чтобы быть
ближе к Нему, ради того чтобы переменить
свой ум и свое сердце. Этот подвиг постный,
как жертва благоуханная, восходит к Господу, и Господь отвечает нам, потому что Он
никогда не бывает у нас в долгу. Если ради
Него мы поступаемся своими интересами и
ограничиваем себя, то Господь восполняет
эту как бы ограниченность тем, что является
более существенным для человека – происходит перемена нашего внутреннего состояния,
перемена ума и сердца.
Есть, конечно, и опасности, связанные
с постом, некие искушения. Иногда, когда
человек постится, ему кажется, что он лучше
других. Он взирает на окружающих как бы с
высоты своего положения, – может быть, и
не говорит отчетливо самому себе, но где-то в подсознании откладывается мысль: «я
ведь не такой, как другие, – смотрите, люди
ведут себя так, будто никакого поста нет, но
я же пощусь!» Тем самым он повторяет грех
фарисея, который говорил: «Благодарю Тебя,
Господи, что я не такой, как этот мытарь».
Пост не должен стать для нас поводом для
впадения в самый тяжкий грех – грех гордости
и превозношения. Именно поэтому Господь
и говорит: «если хочешь поститься, не надо
принимать вид постящегося». Будь радостным,
светлым. Ничто не должно говорить другим,
что ты несешь на себе эти бремена, – тогда
пост становится богоугодным.
Бывает, что во время поста, который,
конечно, связан с ослаблением физических
сил, появляется усталость, вместе с усталостью — раздражительность; порой мы
являемся свидетелями конфликтов между
людьми постящимися. Это большой грех, и
если человек чувствует некую усталость, если
нарастает раздражительность и конфликтность,
то нужно усилить молитву; и самое главное –
необходимо самому себе внушить, что всякое
нарушение внутреннего мира и покоя во время
поста перечеркивает весь смысл великопостного подвига
Время поста – это непростое время.
Трудно бороться с самим собой, со своими
грехами, греховными наклонностями, преодолевать ограничения, связанные с пищей. Но
ведь мы знаем, – и не только на основе
своего собственного опыта, но и на основе
всей церковной истории, из опыта святых подвижников и угодников Божиих, – как человек
действительно преображается силой молитвы
и силой воздержания.
Вот и в первый день Великого поста,
который начался этим дивным Богослужением, мы открываем дверь, ведущую нас к
Светлому Христову Воскресению, которое мы
должны встретить с преображенными умом и
сердцем. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси
|