ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Потерянный идеал брака или остаток Рая на земле

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а мне уже порядком надоело читать и слушать о том, какие плохие, какие некрепкие, какие несчастные у нас семьи! Как они быстро распадаются, не просуществовав иногда и года, как все страдают от этого, как всем плохо, и государству в том числе!

Все это так, и все это правильно. Но не лучше ли писать, говорить или показывать, как надо строить семью, о том, какой она должна быть, каков идеал брака, какие должны быть взаимоотношения между супругами, чем проповедовать, как не надо.

Известно, что молодые супруги привносят в свою, вновь созданную, семью те традиции, те правила и обычаи, которые были в их родительской семье. Чаще всего они не совпадают или даже бывают противоположными. Вот тут-то и начинается противостояние и борьба: у кого лучше и правильнее. Родители же, прожив долгую совместную жизнь, более или менее счастливую, чаще всего также не представляют себе, что есть идеальный брак. И плохо то, что люди, не зная идеального образа семьи, не знают, к чему стремиться, как устроить, чтобы было всем хорошо и полезно. Им кажется, что вот именно они делают правильно, а остальные не правы. В результате у каждого своя правда, но вот несчастливы все, почему-то, одинаково! Идеальный образ семьи должен быть в сознании каждого человека. Он придает смысл и дает силы для преодоления всех сложностей совместной жизни в стремлении к совершенству.

Многие скажут, что идеального брака нет и быть не может. Да, потому что человек не совершенен и не идеален, поэтому он и не может создать идеальную семью, но стремиться к этому должен. Образ идеального брака был дан людям тысячелетия назад. Всегда, во все времена, были семьи, которые стремились достичь полной семейной гармонии. И сейчас такие семьи есть (которые стремятся, а не которые достигли). Это те немногие, которые знают, к чему стремиться, они знакомы с требованиями и согласны с ними.

Давайте в этой статье поговорим об идеальном браке, как его задумал Творец для нашего же блага. И будем руководствоваться философией христианского брака, которая дана в Библии, отражена и развита в учениях Святых Отцов и современных богословов. По библейскому воззрению, брак – это остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими катастрофами, не был осквернен ни грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа, о чем свидетельствуют канонические и богослужебные книги.

Прекрасно, правда, – «остаток рая…»? Или еще: «Брак есть таинство любви, недоступное пониманию человека, т.к. там два становятся одним». Как это: «два становятся одним»?

Вселенский учитель Иоанн Златоуст говорит: «Тот, кто не соединен узами брака, не представляет собой целого, а лишь половину». Муж и жена не два человека, а один. «Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют не двух разделенных, а одного человека».

Вот такое представление о браке как о Таинстве было у древних христиан и философов, так они понимали замысел Бога о нем.

Согласно Библии, брак является синонимом радости. Если мужчина недавно женился, то его освобождали от воинской повинности сроком до года, «дабы увеселял жену свою» (Второзаконие). Чувство радости и блаженства, чувство достигнутой полноты бытия – вот что должно быть свойственно всякому идеальному браку.

Мы же чаще всего превращаем наш брак в отделение дантова ада. Зло, возникающее в семье, отвлекает духовные силы человечества от лежащих на нем высоких и трудных задач. Поэтому его движение вперед происходит слишком медленно, часто сменяется отступлением и регрессом. А затем физическая слабость народа дает ненормальное направление в самой культуре.

Поэтому спасение и возрождение народа России невозможно без возрождения семьи, а это требует от нас высокого героизма в борьбе с родовой распущенностью. Как в капле воды – весь химический состав моря, так и в семье – все извращения общества. Прежде всего, необходимо поговорить о цели брака. Как древним философам, так и современным психологам хорошо известно, что благополучие и долголетие семьи зависит от того, какую цель преследуют люди, вступающие в брак. Вернее, общая ли у них цель. Отсутствие в жизни брачующихся единства духовно-нравственных целей есть главная и основная причина несчастных браков.

Т.е. основной и главной целью любого брака является не избегание одиночества, не получение удовольствия от общения и от плотской любви и даже не деторождение, а восполнение, помощь друг другу в духовно-нравственном совершенствовании.

В счастливых браках муж и жена, восполняя друг друга, через взаимообщение помогают друг другу в совершенствовании и выполнении своего назначения в жизни. Мужчина, живя в семье, лучше понимает женскую природу, как она видит мир, что она чувствует, а женщина – мужскую. В таких семьях связь между супругами бывает настолько сильной, что ее не может ослабить даже смерть. Когда нет у мужа и жены единства во взглядах и убеждениях, то не может быть и согласия.

Второй и тоже очень важной целью идеального брака является рождение детей. Третья цель – это предохранение от распутства и сохранение целомудрия.

Брачная любовь в учении об идеальном браке – это не только и не столько радость, сколько подвиг. Молодые люди, вступающие в брак, должны быть готовы не только к получению удовольствий и не просто к трудностям, а к настоящему подвигу – пожертвовать ради любимого жизнью, если понадобится. В истинной любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя. Без полной смерти личного эгоизма не получится счастливой семьи. Любящий не должен останавливаться ни перед какой жертвой, если она нужна для блага любимого и для сохранения единства с ним (конечно, если эта жертва не противоречит нравственному закону).

Вот такие высокие цели должны ставиться людьми, вступившими в брак. А иначе нельзя, т.к. вечные законы нравственности неумолимы, и народ, не желающий их выполнять, приходит к вырождению и рано или поздно вынужден будет уступить место другим, более строгим народам, или превратиться в удобрение для их культур.

Надежда Федоровна ПАРЕНКО,
психолог, г. Тюмень.

В статье использованы материалы
из труда профессора С.В. ТРОИЦКОГО
«Философия христианского брака».
Киев, 1996 г.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.