Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а мне уже порядком
надоело читать и слушать о том, какие плохие, какие некрепкие,
какие несчастные у нас семьи! Как они быстро распадаются, не
просуществовав иногда и года, как все страдают от этого, как всем
плохо, и государству в том числе!
Все это так, и все это правильно. Но не
лучше ли писать, говорить или показывать,
как надо строить семью, о том, какой она
должна быть, каков идеал брака, какие должны быть взаимоотношения между супругами,
чем проповедовать, как не надо.
Известно, что молодые супруги привносят
в свою, вновь созданную, семью те традиции,
те правила и обычаи, которые были в их родительской семье. Чаще всего они не совпадают или даже бывают противоположными.
Вот тут-то и начинается противостояние и
борьба: у кого лучше и правильнее. Родители
же, прожив долгую совместную жизнь, более
или менее счастливую, чаще всего также не
представляют себе, что есть идеальный брак.
И плохо то, что люди, не зная идеального
образа семьи, не знают, к чему стремиться,
как устроить, чтобы было всем хорошо и
полезно. Им кажется, что вот именно они
делают правильно, а остальные не правы.
В результате у каждого своя правда, но вот
несчастливы все, почему-то, одинаково!
Идеальный образ семьи должен быть
в сознании каждого человека. Он придает
смысл и дает силы для преодоления всех
сложностей совместной жизни в стремлении
к совершенству.
Многие скажут, что идеального брака
нет и быть не может. Да, потому что человек не совершенен и не идеален, поэтому
он и не может создать идеальную семью,
но стремиться к этому должен. Образ идеального брака был дан людям тысячелетия
назад. Всегда, во все времена, были семьи,
которые стремились достичь полной семейной гармонии. И сейчас такие семьи есть
(которые стремятся, а не которые достигли).
Это те немногие, которые знают, к чему
стремиться, они знакомы с требованиями и
согласны с ними.
Давайте в этой статье поговорим об идеальном браке, как его задумал Творец для
нашего же блага. И будем руководствоваться
философией христианского брака, которая
дана в Библии, отражена и развита в учениях
Святых Отцов и современных богословов.
По библейскому воззрению, брак – это
остаток рая на земле, это тот оазис, который
не был уничтожен великими катастрофами,
не был осквернен ни грехом первых людей,
не был затоплен волнами всемирного потопа, о чем свидетельствуют канонические
и богослужебные книги.
Прекрасно, правда, – «остаток рая…»?
Или еще: «Брак есть таинство любви, недоступное пониманию человека, т.к. там два
становятся одним». Как это: «два становятся
одним»?
Вселенский учитель Иоанн Златоуст говорит: «Тот, кто не соединен узами брака,
не представляет собой целого, а лишь половину». Муж и жена не два человека, а
один. «Свойство любви таково, что любящий
и любимый составляют не двух разделенных,
а одного человека».
Вот такое представление о браке как о
Таинстве было у древних христиан и философов, так они понимали замысел Бога о нем.
Согласно Библии, брак является синонимом радости. Если мужчина недавно
женился, то его освобождали от воинской
повинности сроком до года, «дабы увеселял
жену свою» (Второзаконие). Чувство радости
и блаженства, чувство достигнутой полноты
бытия – вот что должно быть свойственно
всякому идеальному браку.
Мы же чаще всего превращаем наш
брак в отделение дантова ада. Зло, возникающее в семье, отвлекает духовные силы
человечества от лежащих на нем высоких
и трудных задач. Поэтому его движение
вперед происходит слишком медленно, часто сменяется отступлением и регрессом.
А затем физическая слабость народа дает
ненормальное направление в самой культуре.
Поэтому спасение и возрождение народа
России невозможно без возрождения семьи,
а это требует от нас высокого героизма в
борьбе с родовой распущенностью. Как в
капле воды – весь химический состав моря,
так и в семье – все извращения общества.
Прежде всего, необходимо поговорить о
цели брака. Как древним философам, так и
современным психологам хорошо известно,
что благополучие и долголетие семьи зависит
от того, какую цель преследуют люди, вступающие в брак. Вернее, общая ли у них цель.
Отсутствие в жизни брачующихся единства духовно-нравственных целей есть главная и основная причина несчастных браков.
Т.е. основной и главной целью любого брака
является не избегание одиночества, не
получение удовольствия от общения и от
плотской любви и даже не деторождение, а
восполнение, помощь друг другу в духовно-нравственном совершенствовании.
В счастливых браках муж и жена, восполняя друг друга, через взаимообщение
помогают друг другу в совершенствовании
и выполнении своего назначения в жизни.
Мужчина, живя в семье, лучше понимает
женскую природу, как она видит мир, что
она чувствует, а женщина – мужскую. В
таких семьях связь между супругами бывает
настолько сильной, что ее не может ослабить даже смерть. Когда нет у мужа и жены
единства во взглядах и убеждениях, то не
может быть и согласия.
Второй и тоже очень важной целью идеального брака является рождение детей.
Третья цель – это предохранение от распутства и сохранение целомудрия.
Брачная любовь в учении об идеальном браке – это не только и не столько
радость, сколько подвиг. Молодые люди,
вступающие в брак, должны быть готовы
не только к получению удовольствий и не
просто к трудностям, а к настоящему подвигу – пожертвовать ради любимого жизнью,
если понадобится. В истинной любви мы
не только получаем другого, но и всецело
отдаем себя. Без полной смерти личного
эгоизма не получится счастливой семьи. Любящий не должен останавливаться ни перед
какой жертвой, если она нужна для блага
любимого и для сохранения единства с ним
(конечно, если эта жертва не противоречит
нравственному закону).
Вот такие высокие цели должны ставиться людьми, вступившими в брак. А иначе
нельзя, т.к. вечные законы нравственности
неумолимы, и народ, не желающий их выполнять, приходит к вырождению и рано
или поздно вынужден будет уступить место
другим, более строгим народам, или превратиться в удобрение для их культур.
Надежда Федоровна ПАРЕНКО,
психолог, г. Тюмень.
В статье использованы материалы
из труда профессора С.В. ТРОИЦКОГО
«Философия христианского брака».
Киев, 1996 г.
|